Формирование учебных навыков у детей со сложной
структурой дефекта в начальной школе
Ахмедова Дина Николаевна
Обучающихся СОШ № 502 обучаются дети, имеющие сложную структуру дефекта. Это - обучающиеся с тяжёлыми органическими нарушениями ЦНС. Этот контингент детей, с выраженной умственной отсталостью в школьном возрасте отличается большими различиями по уровню недоразвития познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений центральной нервной системы. У всех обучающихся практически не развита речь, с трудом понимают обращенную речь, словесные средства отсутствуют. Общаются с помощью лепетных слов или звукоподражаний. Характерно нарушение интеллектуально-мистической и эмоционально-волевой сферы, низкая потребность в познании, дефицит внимания и гиперактивность, аутичные черты, высокая тревожность. Этим обучающиеся затрудняются производить последовательные, координированные действия, такой ребёнок не может самостоятельно обслуживать себя. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы. Внимание малоустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Всё это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития этих детей чрезвычайно низок.
Основная работа с такими обучающимися направлена на не формирование академических учебных навыков, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Цель специального образования обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта, заключается в необходимости организовывать реабилитационную деятельность, которая поможет социальной адаптации, интеграции детей в общество и подготовит окружающих для принятия умственно неполноценных детей и оказания им помощи, подготовки их к жизни в обществе, адаптации в современных условиях, повышения уровня общего развития. Оптимальный результат предполагает сформировать у обучающихся самосознание, самоконтроль, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей обучающихся.
Организуя работу с обучающимися, имеющие в диагнозе сложную структуру дефекта учитываем особенности каждого ребёнка. Работа в школе ведётся по особому учебному плану, программам и методикам. Данная категория детей нуждается в организующей и направляющей роли взрослого. Методы специальной педагогики совпадают с методами общей педагогики и широко используются в обучении детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью:
-словесные методы (инструкция, рассказ, беседа, объяснение и т.д.);
-наглядные методы (показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений обучающихся, показ кино-и видеофильмов и т. д.);
-практические методы (практические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий).
Основная, ведущая и наиболее эффективная работа с детьми - это игра. Дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с место на место, бессмысленно манипулируют ими. Главная задача -научить детей играть. Проведение подвижных игр, физкультурных и ритмических упражнений, во время динамических пауз, дают обучающимся эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового. Развивающие игры развивают внимание обучающихся. В игровой форме проще познакомить детей с цветом, формой, величиной, закрепить знания о геометрических фигурах. Широко используются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, которые помогают совершенствовать координацию движения и овладеть навыком письма. Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Занятия по предметно- практической деятельности, направлены на коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью. На уроках по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Таким образом, работа по социальной адаптации ведется в школе комплексно, для всех обучающихся. Практически все обучающиеся участвуют в освоении практических действий с предметами разного предназначения, и могут использовать их самостоятельно сначала - в игре, а затем и применить их в жизни.
Обучение детей является сложным и специфическим периодом. Даже имеющиеся у них элементарные знания они не умеют использовать в практической деятельности. Использование терапевтических игр (с крупой, ватой, кубиками, старыми газетами или журналами, с водой и т.д.) помогают избавиться от негативных эмоций. На уроках чтения, письма, развития речи систематически проводятся артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения. С целью накопления активного и пассивного словаря обучающиеся используют игрушки, картинки, игровой материал, картинное лото, предметы и т.д. Используемые формы и методы помогают выполнять программные задачи, повышают уровень общего развития обучающихся, имеющие в диагнозе сложную структуру дефекта. На всех уроках и занятиях ведется индивидуальная и групповая работа, что даёт положительный результат в работе с обучающимися, имеющие сложную структуру дефекта. За годы обучения этих детей, можно смело сказать, что у них наблюдается положительная динамика развития , обучения и социальной адаптации к жизни в современном обществе. Так за три года обучения в школе обучающиеся, имеющие сложную структуру дефекта, могут самостоятельно помыть руки, положить количество ложек, равное количеству обучающихся в классе на данный момент, держать ложку, убрать за собой посуду, вытереть стол, убрать игрушки в классе, собрать узор по образцу, могут самостоятельно одеться и раздеться. Это подтверждает мониторинговые исследования.
В школе№502 ведётся работа с родителями, имеющих детей со сложной структурой дефекта. Все родители сотрудничают с учителями, воспитателями, администрацией школы, психологами, дефектологами, логопедами. Результативность всех занятий обеспечивается при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями.
Социальная адаптация и личный успех в современном обществе дается человеку с определённым уровнем работоспособности и здоровья. Все знают, что интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сложна. В настоящее время в коррекционной педагогике формируются принципиально новые подходы к развитию, обучению, оздоровлению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент в новых подходах делается на комплексное сопровождение детей возрастных этапах обучения. Важнейшей неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя коррекционной школы является мониторинг. Мониторинг в педагогике- это непрерывное, научно обоснованная диагностика, прогностическое слежение за характером протекания учебно-воспитательного и психологического состояния субъекта образовательного процесса, обеспечивающее умелое корректирование и прогнозирование развития педагогической системы.
Мониторинговые исследования позволяют обеспечивать личностно-ориентированный подход в обучении, поведении, воспитании, общении; выявить нарушения, наметить эффективные пути коррекционного воздействия, отследить уровень развития, определить готовность выпускника к самостоятельной жизни. Именно планомерное изучение личностного развития ребёнка позволяют учителю организовать коррекционно-развивающую среду, которая обеспечивает обучающемуся социальную адаптацию в современном обществе.