Методическая разработка
Дидактические игры и упражнения для решения задач сенсорного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Конышева Надежда Александровна,
учитель-логопед, дефектолог
ГБДОУ детский сад №113 Санкт-Петербурга
Название дидактических игр, упражнений, материалов. |
Цель игры. |
Основные умения. |
«Пирамидки»: «Малышки» «Человечки» «Семеновская» «Конусная» |
1. Развивать у детей координацию движений рук. 2. Обогащать сенсорный опыт детей. 3. Понимать и повторять слова «надень», «сними», «кольцо», «большое», «маленькое», «больше-меньше». 4. По просьбе взрослого показывать «самое большое» колечко, «поменьше» колечко, «самое маленькое». 5.Учить проверять, правильно ли собрана пирамидка. 6. Учить понимать слова «такой», «не такой» «большой», «маленький», «разные». 7. Закреплять умение группировать однородные предметы по величине и форме. |
1. Нанизывание на стержень 5 колец, 8-9 колец. 2. Раскладывание однородных предметов разной величины, разной формы на две группы. 3. Размещение вкладышей разной величины и разной формы в соответствующие отверстия. |
«Кубики разной величины»
|
1. Учить понимать слова «большой», «маленький», «совсем маленький». 2. Учить различать предметы по размеру. 3. Развивать координацию мелких движений кисти. |
Уметь строить башенку из кубиков различной величины.
|
«Вкладыши» один в другой: стаканы 5 шт. в одном; матрешки; стаканы цветные 12 шт. «Блоки Дьенеша»
|
1. С помощью взрослого, а затем самостоятельно открывать и закрывать коробочки, баночки, ведерки, матрешки (наиболее интересны те, что являются персонажами сказок) и др. емкости, не имеющие винтовых крышек. 2. Вынимать и вкладывать в них подобные предметы меньших размеров (не менее трех). 3. По просьбе взрослого определять величину предметов, прикладывая игрушки одну к другой. 4. Показывать «большой», «маленький», «средний» по величине предмета. 5.С помощью взрослого ставить игрушки, в ряд, располагая их по размеру (от большего к меньшему и наоборот). 6.Развивать речь ребенка, учить называть предметы, действия и их свойства. |
1. Вынимать, вкладывать предметы различной величины один в другой. 2. Соотношение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.
|
«Вкладыши» М. Монтессори. «Доски Сегена». Ящички с фигурными прорезями. «Почтовый ящик» Бусы и шнуровки: пуговицы, геометрические наборы «Стена», «Моя игрушка». Настольные игры: «Развивающее лото», «Поиграй-ка», «Шароброс» «Занимательная коробка» |
1. С помощью взрослого, а затем самостоятельно раскладывать предметы, значительно отличающиеся по форме, на две группы. 2. Учить прикладывать предметы вплотную друг к другу. 3. Накладывать предметы один на другой. 4. Сравнивать формы предметов. 5. Учить различать форму шара круга, шара и куба, круга и квадрата |
Группировать предметы по форме (устанавливать их тождество)
|
Абаки «Котики», «Квинтет», «Грибочки», Вкладыши в основание: Цилиндры Монтессори, Узкие доски (одинаковой формы разных размеров) Настольные игры: «Поиграй-ка», «Шароброс», «Занимательная коробка» |
1. С помощью взрослого, а затем самостоятельно раскладывать предметы двух разных форм и разной величины на две группы. 2. Определять различие предмета или идентичность по форме и размеру, с помощью прикладывания предмета вплотную друг к другу. |
Группировать предметы по величине(устанавливать тождество). |
Вкладыши один в другой: бочонок с шестью предметами. «Подарим куклам бусы»: Бусы и шнуровки. Шарики различных цветов, цветные втулки. |
1.Учить указывать на цвет предмета по просьбе взрослого (с помощью приема опредмечивания) 2.Развивать координацию мелких движений кисти.
|
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Знать шесть цветов: красный, синий, белый, зеленый, желтый, черный. |
Абаки: «Квинтет», «Автобус», «Конвой», «Радуга», «Грибочки». Вкладыши в основание: цилиндры Монтессори. Бусы и шнуровки: бусы «Крокет» 5 цветов. Блоки строительные: Наборы «Стена», «Моя игрушка», «Развивающее лото». Тренажеры сенсорно- двигательные: «Прыгающие лягушата». Мозаики: «Домики и флажки», «Курочка с цыплятами». |
1. Сортировать однородные предметы двух контрастных цветов в две группы, прикладывая, предметы друг к другу. 2. Учить зрительно, соотносить предмет по цвету, не прикладывая его к образцу для сличения. 3. Развивать зрительное восприятие и память. 4. Закреплять умение соотносить разные предметы по цвету.
|
Группировать предметы по цвету (устанавливать их тождество). Соотнесение двух заданных цветов при выборе из четырех. Выкладывание цветной мозаики.
|
Вкладыши в основание: «Грибочки» Настольные игры: «Парочки», «Двойняшки» Блоки и конструкторы логические: Крупное домино с красочными картинками. Бусы разного цвета, величины, формы. |
1.Развитие зрительного восприятия и памяти. 2.Закркплять умение выбирать среди 3-4 предметов нужный, полностью соответствующий образцу 3.Закреплять умение сравнивать предмет с образцом, прикладывая, их друг к другу. |
Находить одинаковые предметы среди нескольких других. Группировка и соотнесение предметов по цвету, величине, форме. |