Адаптационный потенциал личности подростка с нарушениями зрения
Ершова Анна Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС
Кировского района Санкт-Петербурга,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Личность подростка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В свою очередь, индивидуальные свойства личности и усвоенные личностью нормы и ценности общества проявляются в межличностных отношениях [4].
Многие исследователи отмечали, что дефекты зрения накладывают отпечаток на формирование личности (Г.П.Недлер). Другие же говорили о независимости личностных качеств от физических дефектов (А.М.Щербина, А.А.Крогиус). Но общие выводы ученых свидетельствуют, что органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует у него возникновение ряда специфических социальных установок. Психологическим фактом нарушение зрения становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми [3].
Проблемой социализации детей с нарушением зрения занимались тифлопедагоги и тифлопсихологи: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н Б. Коваленко, Л.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В. П. Ермаков, Л.И. Каплан, А. Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.Л. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.
Социализация предполагает обязательное освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности [1]. Зрительный дефект затрудняет взаимодействие с социальной средой и провоцирует, по выражению Л.С.Выготского, «социальную ненормальность поведения» [2].
Проблема становления личности подростков с нарушениями зрения в условиях интернатного воспитания и готовности к интеграции в общество является актуальной, но недостаточно изученной на сегодняшний день.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей личности и социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения на этапе завершения школьного образования.
Выборка участников исследования
Исследование было проведено на базе ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IVвида Кировского района, а также ГБОУ школа Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Экспериментальную группу составили 21 учащийся выпускных классов в возрасте 16-19 лет, в том числе 9 мальчиков и 12 девочек с остротой зрения от 0,09 до 0,8 на лучше видящий глаз с условием оптической коррекции. Наиболее часто встречающиеся диагнозы: врожденная ретинопатия, амблиопия, миопия, астигматизм.
Контрольную группу составили выпускники общеобразовательной школы 16-18 лет. Количество испытуемых в контрольной группе – 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек.
Методы эмпирического исследования
В исследовании использовались методы теоретического анализа, сравнительного изучения различных подходов к изучаемому предмету, анализа педагогической и медицинской документации, беседы и наблюдения, а также тестирования, в том числетест «Я-структуры личности» Г. Аммона (ISTA) подростковый вариант и методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса, Р.Даймонда.
Результаты эмпирического исследования
Результаты проведенного исследования структуры личности и социально-психологической адаптации подростков экспериментальной и контрольной групп показали, что испытуемым обеих групп свойственны такие качества как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, способность устанавливать продуктивные межличностные контакты, а также поддерживать их, несмотря на возможные противоречия; способность формировать свои собственные жизненные цели и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах; иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, что свидетельствует о личностной зрелости обследованных.
Уровень социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения данной выборки не имел статистически значимых отличий от уровня социально-психологической адаптации старшеклассников без зрительной патологии, что может означать готовность старшеклассников с нарушениями зрения к интеграции в общество.
При этом у подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате, были выявлены и такие черты личности, как конформность, импульсивность, тревожность, настороженное отношение ко всему новому. Можно предположить, что под влиянием коррекционной работы и специальных условий обучения и воспитания личность подростка с нарушениями зрения приобретает черты конструктивности и зрелости. Однако эти же условия могут способствовать повышению конформности и подверженности чужому мнению, а также слабости эмоционального контроля, что может оказать деструктивное влияние на социально-психологическую адаптацию к новым условиям по окончании школы.
Одним из путей профилактики нарушений социально-психологической адаптации у детей-инвалидов, обучающихся в школе-интернате, является психологическая помощь в формировании адекватной картины внешнего мира, социальной компетентности личности, а также в организации целенаправленного психологического сопровождения не только на протяжении школьного обучения, но и во время перехода к самостоятельной жизни, выбора и освоения профессии, начале трудовой деятельности, преодолении трудностей интеграции в общество.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4..—432 с , ил.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998г., 271с.
4. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2005.-128с.:ил.