Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптационный потенциал личности подростка с нарушениями зрения

Ершова Анна Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС
Кировского района Санкт-Петербурга,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личность подростка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В свою очередь, индивидуальные свойства личности и усвоенные личностью нормы и ценности общества проявляются в межличностных отношениях [4].

Многие исследователи отмечали, что дефекты зрения накладывают отпечаток на формирование личности (Г.П.Недлер). Другие же говорили о независимости личностных качеств от физических дефектов (А.М.Щербина, А.А.Крогиус). Но общие выводы ученых свидетельствуют, что органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует у него возникновение ряда специфических социальных установок. Психологическим фактом нарушение зрения становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми [3].

Проблемой  социализации  детей  с  нарушением  зрения  занимались  тифлопедагоги  и  тифлопсихологи:  М.И.  Земцова,  Б.И.  Коваленко,  Н  Б.  Коваленко,  Л.С.  Ганджий,  Н.Г.  Крачковская,  Н.В.  Серпокрыл,  Ю.А.  Кулагин,  Л.И.  Солнцева,  А.Г.  Литвак,  В.  П.  Ермаков,  Л.И.  Каплан,  А.  Б.  Гордин,  Р.С.  Муратов,  Б.В.  Сермеев,  В.Л.  Феоктистова,  Э.М.  Стернина,  И.С.  Моргулис  и  др. 

Социализация  предполагает  обязательное  освоение  ребенком  социально-культурного  опыта,  результаты  которого  позволят  активно,  компетентно  и  ответственно  участвовать  в  различных  видах  социальной  деятельности [1].  Зрительный  дефект  затрудняет  взаимодействие  с  социальной  средой  и  провоцирует,  по  выражению  Л.С.Выготского,  «социальную  ненормальность  поведения» [2].

Проблема становления личности подростков с нарушениями зрения в условиях интернатного воспитания и готовности к интеграции в общество является актуальной, но недостаточно изученной на сегодняшний день.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей личности и социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения на этапе завершения школьного образования.

Выборка участников исследования

Исследование было проведено на базе ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IVвида  Кировского района, а также ГБОУ школа Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

Экспериментальную группу составили 21 учащийся выпускных классов в возрасте 16-19 лет, в том числе 9 мальчиков и 12 девочек с остротой зрения от 0,09 до 0,8 на лучше видящий глаз с условием оптической коррекции. Наиболее часто встречающиеся диагнозы: врожденная ретинопатия, амблиопия, миопия, астигматизм.

Контрольную группу составили выпускники общеобразовательной школы 16-18 лет. Количество испытуемых в контрольной группе – 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек.

Методы эмпирического исследования

В исследовании использовались методы теоретического анализа, сравнительного изучения различных подходов к изучаемому предмету, анализа педагогической и медицинской документации, беседы и наблюдения, а также тестирования, в том числетест «Я-структуры личности» Г. Аммона (ISTA) подростковый вариант и методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса, Р.Даймонда.

Результаты эмпирического исследования

Результаты проведенного исследования структуры личности и социально-психологической адаптации подростков экспериментальной и контрольной групп показали, что  испытуемым обеих групп свойственны такие качества как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, способность устанавливать продуктивные межличностные контакты, а также поддерживать их, несмотря на возможные противоречия; способность формировать свои собственные жизненные цели и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах; иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, что свидетельствует о личностной зрелости обследованных.

 Уровень социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения данной выборки не имел статистически значимых отличий от уровня социально-психологической адаптации старшеклассников без зрительной патологии, что может означать готовность старшеклассников с нарушениями зрения к интеграции в общество.

При этом  у подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате, были выявлены и такие черты личности, как конформность, импульсивность, тревожность, настороженное отношение ко всему новому. Можно предположить, что под влиянием коррекционной работы и специальных условий обучения и воспитания личность подростка с нарушениями зрения приобретает черты конструктивности и зрелости. Однако эти же условия могут способствовать повышению конформности и подверженности чужому мнению, а также слабости эмоционального контроля, что может оказать деструктивное влияние на социально-психологическую адаптацию к новым условиям по окончании школы.

Одним из путей профилактики нарушений социально-психологической адаптации у детей-инвалидов, обучающихся в школе-интернате, является психологическая помощь в формировании адекватной картины внешнего мира, социальной компетентности личности, а также в организации целенаправленного психологического сопровождения не только на протяжении школьного обучения, но и во время перехода к самостоятельной жизни, выбора и освоения профессии, начале трудовой деятельности, преодолении трудностей интеграции в общество.

 

Литература

1.                  Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2.                  Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4..—432 с , ил.

3.                  Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998г., 271с.

4.                  Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2005.-128с.:ил.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»