Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Активизация познавательной деятельности

учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в старших классах школы VIII вида

Горская Екатерина Сергеевна, учитель математики,
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга

Метод обобщения

Особенностью детей  с ОВЗ (умственная отсталость) является нарушения логического мышления. Такие дети не могут провести аналогию между прочитанным и увиденным или какими-то двумя явлениями. Метод обобщения заключается в том, что учащимся предлагается тема, не имеющая отношения к математике. Затем делается детальный  обзор материала с тем, чтобы выявить моменты, которые можно связать с математикой. Так в литературном описании летнего дня, находим сравнение открытой солнечной полянки, прохладного тенистого уголка и  обжигающе холодной воды в реке. Задавая различные комбинации числовых значений температуры воды и воздуха, получим задания от математических сравнений до построения диаграмм.

Опыт реализации метода обобщения

Неделя математики

Цель: формировать и развивать мотивацию учащихся в изучении математики

Задачи:

Познавательные:

- знакомить  детей с различными областями применения математики;

-вырабатывать навыки выполнения логических и вычислительных операций в нестандартных ситуациях;

- расширять кругозор, словарный запас;

- обобщать и активизировать полученные на уроках знания.

Развивающие:

- развивать память, внимание, воображение; мыслительные функции учащихся;

формировать чувство причастности к явлениям окружающего мира;

развивать потребность детей в общении, речь;

развивать творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувства взаимопомощи, самоконтроля; целеустремлённость.

Оборудование и материалы: проектор, экран, художественные плакаты, карточки и наборы заданий, презентация «Основание Петербурга», музыкальная аппаратура с аудиозаписями.

Предварительная работа:

- чтение литературных материалов  по теме;

- знакомство с нестандартными приёмами выполнения заданий;

Игра «День рождения Петербурга»

В этой игре используются математические задания, как в стандартной форме, так и в нестандартной. Цель этих заданий активизировать познавательный процесс, развивать образное и логическое мышление, расширять кругозор, показать учащимся, что математика живая наука, которая необходима во всех сферах человеческой жизни. Условия игры требуют от участников повышенной концентрации внимания, быстроты реакции, переключения. Игра формирует у детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы такие качества как сплоченность, взаимопомощь, самоконтроль; вызывает чувства общей радости или огорчения и, что важнее всего,  духовного удовлетворения.

Ведущий.

Сегодня у нас праздник – день математики. Но, как часто бывает, эта наука    будет играть прикладную или вспомогательную роль. С помощью математики можно не только вычислить стоимость затрат на ремонт или расстояние до соседнего города, но и путешествовать, изучать историю.

Путешествие в прошлое будет связано с Петербургом. Этому городу суждено было появиться здесь, на берегу Финского залива, среди топей и болот. И все вы знаете, что основал наш город                                                                 (Пётр I)

Конкурс 1.   В таблице из четырёх строк  и четырёх столбцов зашифровано слово. Все строчки и столбцы пронумерованы. Во второй табличке всего две строки, в первой строке указаны «адреса» (координаты),  то есть номер строки и номер столбца той клетки, где стоит нужная буква. Во вторую строчку впишем букву, найденную по указанному адресу.

 

4

и

р

х

ц

3

м

а

с

к

2

т

е

у

л

1

в

о

н

п

0

2

3

4

5

 

 

 

........................................................................................................................................................................................................................................................

Слева направо прочитаем получившееся слово.                                                                                               (cтолица)

.......................................................................................................................................................................................................................................................

(3,3)

(1,2)

(2,1)

(4,2)

(1,4)

(4,4)

(2,3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

......................................................................................................................................................................................................................................................

Ведущий. Да, именно столицей Российской Империи стал Санкт - Петербург. Несколько лет назад мы отметили большой Юбилей нашего города.

Ученик:

Уж много лет прекрасный город

Стоит на берегах Невы.

Над шпилем лёгких крыльев шорох,

Былого тайны львы.

Ведущий:

1.В каком году был юбилей города?                                                                                                                           (2013)

2.Сколько лет тогда исполнилось городу?                                                                                                                    (300)

3.О каких крыльях идет речь?                                                                          (Ангел на шпиле Петропавловской крепости)

4.Каковы  размеры и вес ангела?                                                                   (размах крыльев ≈ 4м, вес с крестом ≈250 кг)

Ведущий. России был необходим выход в Балтийское море, в Европу.

Ученик:

Чтобы твёрдо стать при море,

Не пустить врагов в страну,

Пётр построил этот город,

Выиграл шведскую войну

Ведущий. Война окончилась. На отвоёванных землях начинается строительство. Что же строят?

Конкурс 2. Ещё один конкурс с использованием координат. Выбирая буквы из таблички по заданным координатам, составляем слово – ответ на вопрос.////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// (крепость)

Ведущий. Крепость защитит жителей, но у морской державы должны быть.                                                     (корабли)

Ученик:

Есть в стране умы и руки –

Нужен флот, нужны науки.

И отправился учиться

Пётр в голландскую столицу.

Ведущий. Изучив корабельное дело, он возвращается домой и начинает строительство верфи.

Конкурс 3. Её название вы узнаете, решив примеры на карточках. Каждому примеру (результату) соответствует буква.

 

16:2-5х1

В

7х2-6

О

8х4-5

Т

(2х4+12):4

И

42:6+4х3

А

37-5х7

Е

7х2-6

С

(3+5)х5

Р

4х1+10

М

(45-15)х1

Д

49:7х3

Л

36:9-2

А

46-4х2

Й

7х4-6х2

Т

...................................................................................................................................................................................................................................................

Впишите буквы в другую таблицу под соответствующими результатами,

....................................................................................................................................................................................................................................................

7

30

14

5

40

19

21

27

2

34

9

16

3

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..........................................................................................................................................................................................................................................................

Получите слово............ ...........................................................................................................................(Адмиралтейство)

Ведущий.    Пётр ввёл в России изучение наук, создал школы, университеты, ленивых детей богатых родителей насильно заставлял учиться.

Ученик:

На весь мир хотел прославить

Пётр двуглавого орла,

В этом деле очень нужной

Математика была.

Ведущий. Знаете ли вы, какие корабли были в то время?                                                           (парусные) .

Существовали корабли различных типов. Выполнив задание следующего конкурса, узнаете названия двух типов (крейсер, фрегат)

Конкурс 4. Круг разбит на геометрические фигуры, в каждую вписана буква. Такие же фигуры,  но пустые, выложены в ряд. В них  нужно вписать те же буквы, что и в  соответствующих фигурах круга. Работа закипела, стал расти русский флот.

Ученик:

Чертежи, проекты, стройки –

Без расчетов ни на шаг.

Помни! С этих пор над морем

Гордо реет русский флаг

Конкурс 5. На верфях не только строят новые суда, но и ремонтируют пострадавшие в бою. Командам предстоит из кусочков собрать изображения парусников.

Конкурс 6.    Построенные и отремонтированные  корабли выводят в море на рейд. Это задание похоже на игру «Морской бой», но сейчас вы будете не топить  корабли, а ставить их в указанные с помощью координат  места.


Б2

Г7

Д3

З6

А9

В7

К2

Ж3

Е3

Б3

Д7

И7

...........................................................................................................................................................................................................................................................
После того, как вы расставите все корабли, подсчитайте количество однопалубных, двух- и трёхпалубных кораблей
.........................................................................................................................................................................................................................................................

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


.............

 

 

 

 

 

..........................................................................................................................................................................................................................................................

Ученик:

Шипя, извиваясь, змея уползает,

А конь, наступая, встает на дыбы.

И всадник с рукою простертой взирает

На город, возникший по воле судьбы.

Ведущий. Догадались, о каком всаднике  говорится в этом четверостишье?

Конкурс 7. Две команды получают карточки с числами. Не переворачивая карточек, нужно по сигналу разложить их на полу в порядке возрастания чисел, а потом уже быстро перевернуть. Получится название памятника, о котором идет речь.                                                                                                                                                           (Медный Всадник)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»