Активизация познавательной деятельности
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
в старших классах школы VIII вида
Горская Екатерина Сергеевна, учитель математики,
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга
Метод обобщения
Особенностью детей с ОВЗ (умственная отсталость) является нарушения логического мышления. Такие дети не могут провести аналогию между прочитанным и увиденным или какими-то двумя явлениями. Метод обобщения заключается в том, что учащимся предлагается тема, не имеющая отношения к математике. Затем делается детальный обзор материала с тем, чтобы выявить моменты, которые можно связать с математикой. Так в литературном описании летнего дня, находим сравнение открытой солнечной полянки, прохладного тенистого уголка и обжигающе холодной воды в реке. Задавая различные комбинации числовых значений температуры воды и воздуха, получим задания от математических сравнений до построения диаграмм.
Опыт реализации метода обобщения
Неделя математики
Цель: формировать и развивать мотивацию учащихся в изучении математики
Задачи:
Познавательные:
- знакомить детей с различными областями применения математики;
-вырабатывать навыки выполнения логических и вычислительных операций в нестандартных ситуациях;
- расширять кругозор, словарный запас;
- обобщать и активизировать полученные на уроках знания.
Развивающие:
- развивать память, внимание, воображение; мыслительные функции учащихся;
- формировать чувство причастности к явлениям окружающего мира;
- развивать потребность детей в общении, речь;
- развивать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства взаимопомощи, самоконтроля; целеустремлённость.
Оборудование и материалы: проектор, экран, художественные плакаты, карточки и наборы заданий, презентация «Основание Петербурга», музыкальная аппаратура с аудиозаписями.
Предварительная работа:
- чтение литературных материалов по теме;
- знакомство с нестандартными приёмами выполнения заданий;
Игра «День рождения Петербурга»
В этой игре используются математические задания, как в стандартной форме, так и в нестандартной. Цель этих заданий активизировать познавательный процесс, развивать образное и логическое мышление, расширять кругозор, показать учащимся, что математика живая наука, которая необходима во всех сферах человеческой жизни. Условия игры требуют от участников повышенной концентрации внимания, быстроты реакции, переключения. Игра формирует у детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы такие качества как сплоченность, взаимопомощь, самоконтроль; вызывает чувства общей радости или огорчения и, что важнее всего, духовного удовлетворения.
Ведущий.
Сегодня у нас праздник – день математики. Но, как часто бывает, эта наука будет играть прикладную или вспомогательную роль. С помощью математики можно не только вычислить стоимость затрат на ремонт или расстояние до соседнего города, но и путешествовать, изучать историю.
Путешествие в прошлое будет связано с Петербургом. Этому городу суждено было появиться здесь, на берегу Финского залива, среди топей и болот. И все вы знаете, что основал наш город (Пётр I)
Конкурс 1. В таблице из четырёх строк и четырёх столбцов зашифровано слово. Все строчки и столбцы пронумерованы. Во второй табличке всего две строки, в первой строке указаны «адреса» (координаты), то есть номер строки и номер столбца той клетки, где стоит нужная буква. Во вторую строчку впишем букву, найденную по указанному адресу.
4 |
и |
р |
х |
ц |
3 |
м |
а |
с |
к |
2 |
т |
е |
у |
л |
1 |
в |
о |
н |
п |
0 |
2 |
3 |
4 |
5 |
........................................................................................................................................................................................................................................................
Слева направо прочитаем получившееся слово. (cтолица)
.......................................................................................................................................................................................................................................................
(3,3) |
(1,2) |
(2,1) |
(4,2) |
(1,4) |
(4,4) |
(2,3) |
|
|
|
|
|
|
|
......................................................................................................................................................................................................................................................
Ведущий. Да, именно столицей Российской Империи стал Санкт - Петербург. Несколько лет назад мы отметили большой Юбилей нашего города.
Ученик:
Уж много лет прекрасный город
Стоит на берегах Невы.
Над шпилем лёгких крыльев шорох,
Былого тайны львы.
Ведущий:
1.В каком году был юбилей города? (2013)
2.Сколько лет тогда исполнилось городу? (300)
3.О каких крыльях идет речь? (Ангел на шпиле Петропавловской крепости)
4.Каковы размеры и вес ангела? (размах крыльев ≈ 4м, вес с крестом ≈250 кг)
Ведущий. России был необходим выход в Балтийское море, в Европу.
Ученик:
Чтобы твёрдо стать при море,
Не пустить врагов в страну,
Пётр построил этот город,
Выиграл шведскую войну
Ведущий. Война окончилась. На отвоёванных землях начинается строительство. Что же строят?
Конкурс 2. Ещё один конкурс с использованием координат. Выбирая буквы из таблички по заданным координатам, составляем слово – ответ на вопрос.////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// (крепость)
Ведущий. Крепость защитит жителей, но у морской державы должны быть. (корабли)
Ученик:
Есть в стране умы и руки –
Нужен флот, нужны науки.
И отправился учиться
Пётр в голландскую столицу.
Ведущий. Изучив корабельное дело, он возвращается домой и начинает строительство верфи.
Конкурс 3. Её название вы узнаете, решив примеры на карточках. Каждому примеру (результату) соответствует буква.
16:2-5х1 |
В |
7х2-6 |
О |
8х4-5 |
Т |
(2х4+12):4 |
И |
42:6+4х3 |
А |
37-5х7 |
Е |
7х2-6 |
С |
(3+5)х5 |
Р |
4х1+10 |
М |
(45-15)х1 |
Д |
49:7х3 |
Л |
36:9-2 |
А |
46-4х2 |
Й |
7х4-6х2 |
Т |
...................................................................................................................................................................................................................................................
Впишите буквы в другую таблицу под соответствующими результатами,
....................................................................................................................................................................................................................................................
7 |
30 |
14 |
5 |
40 |
19 |
21 |
27 |
2 |
34 |
9 |
16 |
3 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
..........................................................................................................................................................................................................................................................
Получите слово............ ...........................................................................................................................(Адмиралтейство)
Ведущий. Пётр ввёл в России изучение наук, создал школы, университеты, ленивых детей богатых родителей насильно заставлял учиться.
Ученик:
На весь мир хотел прославить
Пётр двуглавого орла,
В этом деле очень нужной
Математика была.
Ведущий. Знаете ли вы, какие корабли были в то время? (парусные) .
Существовали корабли различных типов. Выполнив задание следующего конкурса, узнаете названия двух типов (крейсер, фрегат)
Конкурс 4. Круг разбит на геометрические фигуры, в каждую вписана буква. Такие же фигуры, но пустые, выложены в ряд. В них нужно вписать те же буквы, что и в соответствующих фигурах круга. Работа закипела, стал расти русский флот.
Ученик:
Чертежи, проекты, стройки –
Без расчетов ни на шаг.
Помни! С этих пор над морем
Гордо реет русский флаг
Конкурс 5. На верфях не только строят новые суда, но и ремонтируют пострадавшие в бою. Командам предстоит из кусочков собрать изображения парусников.
Конкурс 6. Построенные и отремонтированные корабли выводят в море на рейд. Это задание похоже на игру «Морской бой», но сейчас вы будете не топить корабли, а ставить их в указанные с помощью координат места.
Б2 |
Г7 |
Д3 |
З6 |
А9 |
В7 |
К2 |
Ж3 |
Е3 |
Б3 |
Д7 |
И7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
..........................................................................................................................................................................................................................................................
Ученик:
Шипя, извиваясь, змея уползает,
А конь, наступая, встает на дыбы.
И всадник с рукою простертой взирает
На город, возникший по воле судьбы.
Ведущий. Догадались, о каком всаднике говорится в этом четверостишье?
Конкурс 7. Две команды получают карточки с числами. Не переворачивая карточек, нужно по сигналу разложить их на полу в порядке возрастания чисел, а потом уже быстро перевернуть. Получится название памятника, о котором идет речь. (Медный Всадник)