Конспект логопедического занятия
Наш город - Санкт-Петербург
Наш город - Санкт-Петербург
Саматова Лилия Ринадовна,
читель-логопед
читель-логопед
Цели:
1.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в связной речи.
2.Уточнение, обогащение и активизация словаря по теме.
3.Развитие грамматического строя речи: умения образовывать притяжательные прилагательные, образование прилагательных от существительных, согласование существительных с прилагательными в роде и числе
4.Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза слов.
5.Развитие навыков языкового анализа и синтеза предложений.
5.Развитие связной речи: умения составлять рассказ, отвечать на вопросы полным предложением.
6.Развитие интонационной выразительности.
7.Развитие внимания, памяти, логического мышления.
8.Координация речи с движением.
9.Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки на листе бумаги.
Ход занятия
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами буквы. Составьте из букв слово и вы узнаете тему нашего занятия.
2.Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.
-Какие слова вы собрали?
Алиса, назови слово. (УЛИЦА) Сколько в нем гласных? Сколько слогов?
Миша, прочитай своё слово. ( К, а, е, р- РЕКА) Сколько в нем гласных? Сколько слогов?
Дети по очереди собирают и читают составленные слова (УЛИЦА, ПЛОЩАДЬ, ПАРК, МОСТ, МУЗЕЙ, ТЕАТР)
3.Уточнение и развитие словаря, грамматического строя речи.
-К чему имеют отношение данные слова? ( к городу)
-Как вы уже поняли тема нашего занятия – город.
-А как называются люди, которые живут в городе? (ГОРОЖАНЕ) Если это мужчина- то это горожанин, если женщина- горожанка.
-Как называется наш город? В честь кого он назван? Кто основал наш город?
Какие дела на благо России совершил Петр 1?
(Построил город, создал флот, основал школы и академии, ввел новый календарь, учредил в России ассамблеи, привез и посадил картофель, при нем начали издавать газеты и журналы).
-Какое название еще было у нашего города? (ЛЕНИНГРАД, ПЕТРОГРАД)
-Мы живем в Петербурге- значит мы… (ПЕТЕРБУРЖЦЫ)
-О Петербуржцах говорят, что это воспитанные и вежливые люди.
Сейчас мы проверим. (Игра «Вежливые слова». Дети передают друг другу мяч, называя вежливое слово).
-А любите ли вы свой город?
-Подберите слова-украшения: наш город какой? (Красивый, большой, светлый, хороший, новый, растущий, огромный, любимый, знаменитый)
Давайте вспомним, сколько лет нашему городу? (310). А в этом году ему исполнится 311.
4.Развитие графических навыков, зрительного внимания, мелкой моторики.
-Одновременно со строительством города строились и корабли. Давайте и мы построим каждый свой корабль. (Упражнение «Дорисуй вторую половину, как первую»)
5.Развитие логического мышления, словаря.
-А сейчас я предлагаю вам отгадать знаменитые места нашего города. (Слайды)
«Есть в Петербурге чудо-сад,
Украшен кружевом оград.
Дворец в нем есть царя Петра,
И статуи, как божества.
В тени аллей, возле оград,
Скажите, что это за сад…» (Летний сад).
«По болоту Петр шел,
Остров Заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.» (Петропавловская крепость).
«В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид:
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне…» (Адмиралтейство)
Средь петербургских берегов
В гранит она зажата
Меж разводных мостов течет,
Что за река, ребята? (Нева)
1.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в связной речи.
2.Уточнение, обогащение и активизация словаря по теме.
3.Развитие грамматического строя речи: умения образовывать притяжательные прилагательные, образование прилагательных от существительных, согласование существительных с прилагательными в роде и числе
4.Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза слов.
5.Развитие навыков языкового анализа и синтеза предложений.
5.Развитие связной речи: умения составлять рассказ, отвечать на вопросы полным предложением.
6.Развитие интонационной выразительности.
7.Развитие внимания, памяти, логического мышления.
8.Координация речи с движением.
9.Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки на листе бумаги.
Ход занятия
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами буквы. Составьте из букв слово и вы узнаете тему нашего занятия.
2.Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.
-Какие слова вы собрали?
Алиса, назови слово. (УЛИЦА) Сколько в нем гласных? Сколько слогов?
Миша, прочитай своё слово. ( К, а, е, р- РЕКА) Сколько в нем гласных? Сколько слогов?
Дети по очереди собирают и читают составленные слова (УЛИЦА, ПЛОЩАДЬ, ПАРК, МОСТ, МУЗЕЙ, ТЕАТР)
3.Уточнение и развитие словаря, грамматического строя речи.
-К чему имеют отношение данные слова? ( к городу)
-Как вы уже поняли тема нашего занятия – город.
-А как называются люди, которые живут в городе? (ГОРОЖАНЕ) Если это мужчина- то это горожанин, если женщина- горожанка.
-Как называется наш город? В честь кого он назван? Кто основал наш город?
Какие дела на благо России совершил Петр 1?
(Построил город, создал флот, основал школы и академии, ввел новый календарь, учредил в России ассамблеи, привез и посадил картофель, при нем начали издавать газеты и журналы).
-Какое название еще было у нашего города? (ЛЕНИНГРАД, ПЕТРОГРАД)
-Мы живем в Петербурге- значит мы… (ПЕТЕРБУРЖЦЫ)
-О Петербуржцах говорят, что это воспитанные и вежливые люди.
Сейчас мы проверим. (Игра «Вежливые слова». Дети передают друг другу мяч, называя вежливое слово).
-А любите ли вы свой город?
-Подберите слова-украшения: наш город какой? (Красивый, большой, светлый, хороший, новый, растущий, огромный, любимый, знаменитый)
Давайте вспомним, сколько лет нашему городу? (310). А в этом году ему исполнится 311.
4.Развитие графических навыков, зрительного внимания, мелкой моторики.
-Одновременно со строительством города строились и корабли. Давайте и мы построим каждый свой корабль. (Упражнение «Дорисуй вторую половину, как первую»)
5.Развитие логического мышления, словаря.
-А сейчас я предлагаю вам отгадать знаменитые места нашего города. (Слайды)
«Есть в Петербурге чудо-сад,
Украшен кружевом оград.
Дворец в нем есть царя Петра,
И статуи, как божества.
В тени аллей, возле оград,
Скажите, что это за сад…» (Летний сад).
«По болоту Петр шел,
Остров Заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.» (Петропавловская крепость).
«В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид:
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне…» (Адмиралтейство)
Средь петербургских берегов
В гранит она зажата
Меж разводных мостов течет,
Что за река, ребята? (Нева)
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну, а сейчас в нём огромный музей,
Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж.)
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это-память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, праздник,
А зовется... ( Медный всадник)
Красивый, просторный
Широкий и большой.
Идет от Дворцовой
Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
задерживает путь.
По главному проспекту
Как его зовут? (Невский проспект)
«Был царь велик, а домик мал.
В нем по-солдатски просто жил,
работал и мечтал.
Он память о Петре хранит,
и в нем история царит. (Домик Петра)
6.Развитие связной речи.
А еще в нашем городе «живут» мистические «звери».
Это каменные львы, крылатые львы или грифоны, их в нашем городе около 140.
А кто из каменных зверей еще охраняет наш город?
СФИНКСЫ
Что вы о них знаете? (Показ иллюстрации).
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну, а сейчас в нём огромный музей,
Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж.)
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это-память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, праздник,
А зовется... ( Медный всадник)
Красивый, просторный
Широкий и большой.
Идет от Дворцовой
Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
задерживает путь.
По главному проспекту
Как его зовут? (Невский проспект)
«Был царь велик, а домик мал.
В нем по-солдатски просто жил,
работал и мечтал.
Он память о Петре хранит,
и в нем история царит. (Домик Петра)
6.Развитие связной речи.
А еще в нашем городе «живут» мистические «звери».
Это каменные львы, крылатые львы или грифоны, их в нашем городе около 140.
А кто из каменных зверей еще охраняет наш город?
СФИНКСЫ
Что вы о них знаете? (Показ иллюстрации).
7.Развитие зрительного внимания, грамматического строя речи.
-А где можно увидеть настоящих зверей в нашем городе? (В ЗООПАРКЕ)
-В нашем городе есть старинный зоопарк. Прогуляемся по нему и расскажем, что увидим и кто живет в зоопарке?
-Юля, что ты видишь? (Я вижу львиную гриву). Значит в зоопарке живет лев.
-Алиса, что ты видишь? (Я вижу тигриную шею). (И т.д. все дети по очереди)
8.Развитие координации речи с движением
-Предлагаю немного отдохнуть и поиграть с животными.
(Динамическая пауза под музыкальное сопровождение Железновой)
9.Развитие зрительного внимания
А теперь проверим вас на внимательность.
Игра у фланелеграфа. (Дети добавляют предметы) «Чего не хватает?»
-А где можно увидеть настоящих зверей в нашем городе? (В ЗООПАРКЕ)
-В нашем городе есть старинный зоопарк. Прогуляемся по нему и расскажем, что увидим и кто живет в зоопарке?
-Юля, что ты видишь? (Я вижу львиную гриву). Значит в зоопарке живет лев.
-Алиса, что ты видишь? (Я вижу тигриную шею). (И т.д. все дети по очереди)
8.Развитие координации речи с движением
-Предлагаю немного отдохнуть и поиграть с животными.
(Динамическая пауза под музыкальное сопровождение Железновой)
9.Развитие зрительного внимания
А теперь проверим вас на внимательность.
Игра у фланелеграфа. (Дети добавляют предметы) «Чего не хватает?»
Адмиралтейству – шпиля с корабликом
Неве- разводных мостов
Сфинксу- постамента
Исаакиевскому собору - ангела
Гром- камню- Медного всадника
Льву - шара
Стрелке Васильевского острова- Ростральной колонны
10.Разгадывание ребуса «Фонтанка». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.]
-Перед вами ребус. Отгадайте название какой реки спрятано в нём. (ФОНТАН-КА)
Неве- разводных мостов
Сфинксу- постамента
Исаакиевскому собору - ангела
Гром- камню- Медного всадника
Льву - шара
Стрелке Васильевского острова- Ростральной колонны
10.Разгадывание ребуса «Фонтанка». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.]
-Перед вами ребус. Отгадайте название какой реки спрятано в нём. (ФОНТАН-КА)
11. Развитие слогового анализа. Игра «Раздели на слоги
Логопед. Какие реки в нашем городе вы еще знаете?
Давайте поиграем Я буду называть петербургскую реку, а вы будете делить ее название на слоги. Нева.
- Не-ва. Два слога.
- Фон-тан-ка. Три слога.
- Кар-пов-ка. Три слога.
- Мой-ка. Два слога.
-Сла-вян-ка. Три слога.
-Ох-та. Два слога.
-Е-ка-те-рин-гов-ка. Шесть слогов.
12.Развитие грамматического строя речи, функции словообразования
Упражнение «Подружи слова»
- Подойдите к столу, возьмите по две карточки. Прочитайте, что написано на них и подружите эти два слова. (Весна- Петербург ( Весенний Петербург); Дворец- Мост (Дворцовый мост); Дворец- Площадь (Дворцовая Площадь); Нева- Проспект (Невский проспект); Банк- Мост (Банковский мост); Артиллерия- Музей (Артиллерийский музей); Театр- Площадь (Театральная площадь).
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
13.Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
- Я сейчас скажу предложение, а вы выложите схему предложения.
(Я живу и расту в Петербурге.)
Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? Третье? Четвертое? Пятое? Шестое?
14.Итог
-Мы сегодня с вами говорили о нашем городе. Что вам запомнилось? Что понравилось? (Оценка деятельности каждого ребенка)