Роль упражнений по развитию мелкой моторики в сенсомоторном воспитании детей сограниченными возможностями здоровья
Феофанова Ирина Николаева,
воспитатель ГБОУ «Центр «Динамика» №616
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д., выполняем с ним различные действия; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
У здоровых, нормально развивающихся детей развитее ощущений и восприятий в дошкольном возрасте происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различных действий с этими предметами, уже в раннем детстве, ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, а к трем годам уже сам может объясняться с окружающими.
Однако у детей, имеющих отклонения в развитии, возможности полноценного восприятия действительности ограничены. У детей с церебральным параличом, у которых имеются нарушения слуха, речи, зрения и интеллекта (в той или иной степени) уровень сенсорного развития значительно отстает. Чувственный опыт таких детей ограничен; в силу двигательной недостаточности формирование восприятия предметов окружающего мира нарушено на самом раннем этапе развития ребенка.
Работая в группе для детей со сложным дефектом с детьми разного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и интеллекта я убедилась что у детей имеются значительные отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом, что связано как с органическими поражениями нервной системы, так и с ограниченными возможностями познания окружающего вследствие моторной недостаточности. Исследование состояния ручной моторики показало, что дети имеют отклонения в развитии моторике рук, недостаточно четко координируют движения, предложенные задания выполняют в медленном темпе или не могут выполнить их вообще.
Хорошо представляя себе какое огромное значение в сенсорном воспитании малышей имеет процесс манипулирования с предметами, и что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, я решила, что особое место в моей работе должно уделяться развитию ручной моторики рук детей с ДЦП, формированию всех функций руки: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной, которые составляют двигательную основу манипулятивной деятельности.
Занимаясь развитием мелкой моторики рук у детей с ДЦП, я выделила два важные составляющие части этой работы:
1. Упражнения для рук без манипулирования предметами.
2. Упражнения для рук с различными предметами.
Но прежде чем выполнить упражнения для развития мелкой моторики, многие из которых представляют для детей определенную трудность, полезно научить детей выполнять упражнения для рук:
- поднять обе руки вверх, поднимать поочередно правую и левую руки;
- постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
- разгладить лист ладони правой руки, придерживая его левой, и наоборот;
- повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать тоже левой рукой;
- руки полусогнуты, опора на локти, встряхивание по очереди кистями («звонок»);
- руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положений кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонь к лицу – к столу);
- зафиксировать левой рукой правое запястье, а ладонью правой руки постучать по столу, погладить стол и т.п.
Формирование целенаправленных движений рук можно начинать с выполнения детьми общепринятых жестов и имитации действий людей и животных. Например, погрозить пальцем, указать пальцем на предмет (вот), направление (там). подозвать пальчиками к себе (иди), попросить что-то (дай), помахать рукой («привет» или «пока»), постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами (тук-тук), погладить по голове ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать кулачком о кулачок («молоток»), предложить показать «фонарики», «колокольчики», «стирку». Затем можно переходить к более сложным упражнениям по развитию мелкой моторики.
Упражнения для рук без манипулирования с предметами.
1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»), тоже упражнение выполняется пальцами левой руки, затем пальцами обеих рук одновременно.
2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки – по очереди «здороваются», сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.
3. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
4. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»), тоже левой рукой и обеими руками.
5. Указательный с средний пальцы правой руки «идут», «бегают» по столу (человечек), тоже левой рукой и обеими руками.
6. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки («коза»), тоже левой рукой и обеими руками
7. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их («очки»).
8. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»), тоже левой рукой и обеими руками.
9. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
10. Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз («птички летают, машут крыльями»).
11. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца, а потом сгибать пальцы, начиная с мизинца, выполнить упражнение пальцами левой руки.
12. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно распрямлять их, начиная с большого пальца, тоже правой рукой, начиная с мизинца, а затем левой рукой.
13. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).
14. Сжать кисти в кулачки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («два человечка встретились»).
15. Правую руку согнуть в кулак, на нее горизонтально сверху положить левую («стол»).
16. Правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («стул», «кресло»).
17. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив отверстие («бочонок с водой»).
18. Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).
19. Пальцы обеих рук слегка согнуты и положены друг к другу («миска»).
20. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («домик»).
21. Положить ладонь правой руки на ладонь левой, приподнимать пальцы («бегемот»).
22. Концы пальцев направлены вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
23. Скрестить пальцы рук и разомкнуть их («цепь»).
24. Поочередное постукивание пальчиками по столу («пианино»).
25. Большим пальцем правой руки коснуться носа (пальцы широко), к мизинцу правой руки приставить большой палец левой («нос»).
Проводя этот вид работы я убедилась в том, что выполнение многих упражнений требует от детей больших усилий, часто дети затрудняются сделать то лил иное упражнение. При обучении различным движениям рук не надо спешить. Необходимо спокойно в медленном темпе делать каждое новое упражнение, показать своими руками, затем сложить правильно руки ребенка, если он не может сделать это самостоятельно, помогать и корректировать выполнение упражнений. Если ребенок недостаточно четко
выполняет упражнения или не может вообще его выполнить, нельзя показать ему свое огорчение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа, одобрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогают добиться успеха. Я никогда не думала, что этот вид работы может представлять такие трудности для детей. Многие упражнения дети не могут выполнить без помощи взрослых.
Чтобы вызвать у детей интерес к выполнению упражнений, можно использовать картинки и игрушки (особенно важно это для глухих детей с ДЦП), ребенок, выполняя упражнение, пытается руками изобразить животное, предмет, явление, это развивает фантазию и мышление детей. Чтобы больше заинтересовать детей, привлечь их внимание к выполнению упражнений, я также предлагала надеть на пальчики колпачки (можно использовать разноцветные крышечки от зубной пасты и небольших бутылочек). Этот вид работы предлагалось проводить воспитателям и родителям, после получения соответствующей консультации. Эти упражнения оказывают неоценимую помощь в овладении глухими детьми тактильной азбукой. Так мальчик из моей группы с ДЦП стал быстрее запоминать дактилирование букв и слов.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП играет важную роль в овладении предметно-практической деятельностью, в развитии двигательных навыков, необходимых в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. Наблюдая за детьми в группе я увидела, что дети большую часть времени играют с одной и той же игрушкой, по многу раз выполняя одно и тоже простейшее действие (например: катают машинку), берут в руки игрушку и держат. Т.е. у детей имеются большие трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями, движения пальцев рук плохо дифференцированы, что отрицательно сказывается на сенсорном воспитании таких детей. Чтобы процесс познания окружающего мира ребенка с проблемами в развитии проходил более успешно, необходима специальная работа по развитию мелкой моторики рук с предметами. Важно сформировать различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). В своей работе я использую различные упражнения с предметами.
Упражнения для рук с различными предметами.
1. Упражнение с использованием бумаги и ваты (учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую тонкую бумагу; делить вату на маленькие кусочки, наматывать вату на палочку).
2. Упражнения с открывающимися коробками и баночками (учить детей открывать и закрывать коробки, раскладывать предметы разные по форме по коробочкам, баночкам и мисочкам, перекладыванию предметов из емкости в емкость).
3. Складывание двух местной матрешки (учить детей открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы).
4. Упражнения с использованием пирамид, бус, колец (учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать их, нанизывать предметы на веревочку, колечки себе на руку).
5. Упражнения с формами, вставляющимися друг в друга (большие, меньше, еще меньше и т.д.). Формы могут быть различными: цилиндры, прямоугольные или квадратные коробочки.
6. Упражнения с кубиками (учить детей вынимать кубики из коробки и укладывать в коробку, строить из кубиков поезд или башню, складывать из кубиков картинку).
7. Упражнения с цепочками (учить собирать цепи, присоединяя одно звено к другому, и разъединять их).
8. Упражнения с мячиками и шариками (правильное захватывание и удерживание мяча, манипулирование с мячами, скатывание шарика со стола, сбивание шариком предметов (игра «Кегельбан»), сжимание и разжимание мягких мячей).
9. Упражнение с пластмассовым винтом (накручивание пластмассового винта на палочку с резьбой, откручивание и закручивание крышек на бутылочки и баночки).
10. Упражнения с футлярами от киндерсюрпризов.
11. Помещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия.
12. Работа с мозаикой (мозаика разных размеров).
13. Упражнения со звучащими игрушками:
- настольный звонок (нажимать на кнопку поочередно всеми пальцами)
- игра на балалайке
- игра на трубе с клапанами
- игра на шарманке
- игра на пианино.
14.Упражнения для работы большого, среднего и указательного пальцев:
- учить брать палочку, мелок, ручку большим, указательным и средним пальцами и удерживать
- тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки (паучок, лягушка), заставляя ее передвигаться
- такие же движения пальцами с пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик
- плавно вращать карандаш между большим и указательным, большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки
- натянуть между указательным и средним пальцами тонкую круглую аптечную резинку. Ребенок перебирает ее указательным и средним пальцами как струны гитары; подтягивает ее к себе, сгибая указательный и средний пальцы, захватывает ее тремя (указательным, средним и большим) пальцами.
15. Упражнения с тесьмой и шнуром:
- наматывание на катушку
- вышивание узора (ребенок продевает шнурок в дырочки на панно сначала хаотично, затем так, чтобы получился рисунок)
- притягивание к себе предмета по скользящей тесьме.
16. Упражнения с водой:
- вылавливание сачком игрушек из воды
- вылавливание черпаком или большой ложкой шариков из воды.
17. Упражнения с палочкой:
- с помощью палочки придвигать к себе различные предметы
- палочкой выталкивать игрушки из трубки.
18. Упражнения с глиной и тестом.
19. Упражнения в складывании палочек, в обводке и штриховке контуров:
- складывание из палочек заборчиков, геометрических фигур и др. фигурок
- втыкать палочки вертикально (ежик)
- складывание букв
- игра «составь слово»
- обводка трафаретов, штриховка (если ребенку трудно делать обводку карандашом, дети могут обводить контур трафарета разными пальцами, штриховать также пальцем).
20. Готовые игры с кнопками и клавишами:
- бегемот глотает шарики
- баскетбол.
21. Игры с конструкторами.
22. Упражнения с липучками:
- игра «Тир» (дети бросают прилепляющиеся кружочки на поле, затем пытаются их собрать).
23. Упражнения по формированию навыков самообслуживания:
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек
- используя ленты и веревки, учить детей завязывать узлы и банты
- использование картонного или пластмассового трафарета с отверстиями:
а) протянуть шнурок через все отверстия,
б) протянуть шнурок, пропуская отверстие,
в) зашнуровать ботинок.
24. Упражнения с заводными игрушками, с юлой, с волчком.
25. Пальчиковый театр (перчатка, фигурки, изготовленные из пробок от бутылок от шампанского).
26. Узнавание предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
Многие из этих игр можно изготовить самим, используя различные подручные материалы (это и футляры от киндерсюрпризов, разноцветные пластмассовые крышки от бутылок, компьютерные клавиатуры, телефонные диски и др.). Очень многие предметы можно приспособить для этого вида работы.
Необходимость проведения таких игр и упражнений не вызывает сомнений.
Используемый материал (его объем) зависит от возраста ребенка, от того как развиты его предметные действия, от уровня развития общей и мелкой моторики рук. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным и интеллектуальным возможностям, развитие ручных навыков надо вести постепенно, поэтапно в виде интересных и понятных для него заданий и игр, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия. Необходимо помогать ребенку, если у него что-то не получается, часто ему бывает трудно справиться с упражнением самостоятельно.
При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить, необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Нужно учитывать и то, что для детей с ограниченными возможностями характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на занятии, при неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Занятия по развитию мелкой моторики я провожу в основном индивидуально или же малыми группами (два ребенка).
Этот вид работы должен проводить и воспитатель в вечерний отрезок времени, во время индивидуальной работы с детьми. Только благодаря совместной работе учителя-дефектолога и воспитателей группы возможно добиться положительных результатов при развитии мелкой моторики детей с проблемами в развитии.