Формирование социально-адаптированной личности выпускника на уроках математики в школе VIII вида
Соловьева Лидия Павловна
Основная цель воспитательного процесса - создание оптимальных, здоровье сберегающих условий для социально ориентированной личности, способной успешно адаптироваться в современном мире, обладающей набором ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, социальной и правовой.
Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускника коррекционных школ труден. Зачастую умственно отсталые выпускники не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками, у них не сформированы необходимые для жизни личностные качества, такие как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также отсутствует жизненная перспектива.
Наши учащиеся не имеют льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они вливаются в жизнь на общих основаниях. И перед школой стоит задача: обеспечить социально психологическую готовность ребенка с нарушением интеллекта к интеграции в обществе.
Формирование необходимых жизненных компетенций позволяет вьпускнику строить собственную жизнь, быть востребованным обществом и государством - это станет условием повышения их качества жизни.
Индивидуализация и дифференциация коррекционно - развивающего обучения, создание оптимальных условий для всесторонне развитой личности эту задачу выполняют в школе все учителя.
Не секрет, что математика самый трудный предмет в школе. А система математических знаний в совокупности со знаниями и умениями необходима для самостоятельной жизни. Наши учащиеся трудно берут программу по математике. И для привития интереса к знаниям я использую игры, были в 2014 году проведены две математические педели (I и II полугодия), КВН, экскурсия путешествие «Великие математики», в 2015 году - «Геометрический съезд».
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельной жизни, их адаптации к современным условиям (экономическим), независимой жизни экономически самостоятельного человека. Всем выпускникам придется столкнуться и с расчетом в магазинах, оплатой коммунальных услуг, построением бюджета, приобретением билетов на транспорт. И я при решении арифметических задач создаю условия моделирования жизненных ситуаций. Ребенок в классе должен получать новые знания практического содержания. Экономические знания и умения, включенные в урок, формируют экономические понятия, обогащают и активируют словарный запас, на уроках происходит имитация включения в самостоятельную жизнь, происходит начальный этап социализации. Включаются понятия: тарифы, льготы, скидки, бюджет, наем жилья, штрафы, пени. С этими понятиями работаем на уроках, при решении составных, с учетом современности, задач;
- расход воды;
- оплата по нынешним тарифам;
- расход и оплата электроэнергии;
- расход и оплата газа;
- . составление бюджета.
Не все учащиеся способны выполнить поставленные задачи и тогда включается принцип конструктивного обучения, предусматривающий поддержку и похвалу, предложения учащимся правильного пути, акцентирование внимания, что выполнено правильно и демонстрация развернутого алгоритма действий. Необходимо добиться усвоение материала.
Введение элементов экономики помогает учащимся достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени обеспечит их жизнестойкость в современных условиях.
Экономические уроки математики готовят учащихся к самостоятельной жизни, к адекватной оценке своего и чужого труда.