Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Значимость профориентационной работы в школе, ее принципы
Гладышева Валентина Александровна,
учитель
 Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – “это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися”.
       Само понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).
     Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.
     Профессиональное самоопределение для каждого человека является непременным условием достижения успеха в работе, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по служебной лестнице, подготовки грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Подготовка выпускников школ к сознательному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы.
Основной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодых людей к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности человека и его потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.
Исходя из этого, деятельность по профориентации в современных образовательных учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих принципов:
систематичности и преемственности – профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс;
дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.;
оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися;
взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;
учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах;
психологизации профориентационной работы.
       Выбор профессии – это, наверное, одно из самых важных решений, которое очень часто определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к этому выбору неуместно. Перед тем, как начать выбирать интересную профессию необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние причины выбора профессии
1.     Мнение окружающих о профессии и её престижности  (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модное сегодня занятие завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
2.     Желание родителей –  распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, которые хотят устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности ребёнка отходят на второй план и не принимаются во внимание.
3.     Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
4.     Доступность обучения – получать образование намного легче и удобнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.
Внутренние причины выбора профессии
1.     Интерес –вместе со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Интерес может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
2.     Физические возможности – если у человека аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
3.     Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах проявляются склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли стоит связывать свою карьеру с этими направлениями.
4.     Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.
В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества, технологий  постоянно появляются новые. Найти подходящую профессию  для себя –  трудная  задача, требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.
Успешным в своей карьере становится тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой  профориентационной работе, а начинаться она должна в школе и продолжаться на протяжении всей жизни человека. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.
 В современной  России сильно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыгралкак средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.
В современном обществе увеличилось  количество людей, которые  работают не по полученной специальности, особенно заметно это среди выпускников ВУЗов. Из-за этого рынок труда насыщается бесполезными специалистами, а образование они получили за счет государства.
Многие из этих и других проблем  может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»