Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пырлик Оксана Михайловна

учитель-логопед ГБДОУ детский сад №65

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Развитие речи ребёнка дошкольного возраста в норме идёт по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонематической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. Для старших дошкольников (5-7 лет) актуальным вопросом является развитие монологической речи.

Исследователи отмечают, что в процессе «живого общения» связная речь не формируется. Необходимо специальное обучение основным видам связной контекстной речи. Необходимо отметить, что в специальной педагогике недостаточно разработаны приёмы развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Логопеды в своей работе по развитию связной речи  часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются мало эффективными при обучении детей с речевой патологией. Неслучайно, В. К. Воробьёва* подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Я в своей работе по развитию монологической речи у детей с ОНР использую приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы).

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

           Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей с речевой патологией. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

          Ниже приводится пример коллажа «Дельфин» и  последовательность работы с данным коллажом, а также конспект занятия «В гостях у бобров» с использованием коллажа «Бобёр».

Коллаж «Дельфин»

Логопед: Ребята, посмотрите, какая необычная картинка.

Дети: Это коллаж.

Логопед: Что можно сделать с помощью этого коллажа?

Дети: Рассказать о дельфине.

Дети устанавливают ассоциативные связи.

Логопед: Что общего у кита и у дельфина?

Дети: Это морские животные.

Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Летучая мышь – дельфины хорошо ориентируются в пространстве.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.

 

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

(подготовительная группа)

Тема:В гостях у бобров.

Цели:образовательные:

1.       Развивать представления детей о жизни диких животных.

коррекционные:

1.                                    Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием  коллажа.

2.                                    Развивать навык подбора слов-определений.

3.                                    Развивать навык образования относительных прилагательных.

4.                                    Упражнять в звуковом анализе, синтезе слов.

5.                                    Развивать навык установления логических /ассоциативных/ связей.

6.                                    Развивать зрительную память, навык запоминания и воспроизведения мнемотаблиц.

воспитательные: 

1.      Воспитывать доброе отношение друг к другу.

2.      Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

коллаж «Бобёр», мнемотаблица «Буква Р», дидактическая игра «Домики», предметные картинки (уши, майка, нитки, игрушки, цапля, Ы), карандаши, листы для зарисовывания таблицы, картинка-раскраска «бобёр».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Логопед: С каким настроением мы пойдём в гости?

Дети: С хорошим, радостным, весёлым, добродушным, праздничным, солнечным, восторженным.

Логопед предлагает детям поймать и удержать настроение в ладошках.

Логопед: Догадайтесь, к кому мы сегодня пойдём в гости. Отгадайте загадку:

Есть на речках лесорубы

В серебристо- бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Дети: Бобры.

 

2. Коллаж «Бобёр»

 

 

Разбор коллажа, установление ассоциативных связей.

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему рядом с бобром нарисованы деревья?

Дети: Бобры живут в лесу, они могут свалить дерево.

Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.

шуба  -  у бобров густой мех

пила   -  у бобров острые зубы

река   -  бобры живут около реки

вёсла  -  хвост бобров похож на весло

ласты  -  у бобров на задних лапах перепонки

рыба  -  бобры хорошо плавают под водой

молоко  -  бобриха кормит бобрят молоком

ветка  -  бобры травоядные животные

строитель  -  бобры хорошие строители

плот  -  бобры строят плотины

будка  -  дом бобра называется хатка, вход в хатку под водой.

Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.

 

Примерный рассказ.

Бобры- дикие животные, обитают в лесу. У бобров густой мех и острые зубы. Хвост бобров похож на весло, а на задних лапах у них перепонки. Бобры живут около рек и умеют хорошо плавать под водой. Питаются бобры веточками и молодыми побегами деревьев, кустов. Бобриха кормит бобрят молоком. Бобры – хорошие строители. Они строят на реках плотины. Живут бобры в хатках. Вход в хатку всегда находится под водой.

Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.

3. Физкультминутка(речь с движением)

Ну-ка, в руки снежный ком,

Будем строить снежный дом.

Мы польём его водой,

Дом наш станет ледяной.

Ком за комом мы кладём,

Вырастает снежный дом.

(изображают руками ком)

(руки над головой домиком)

(гладят себя сверху вниз)

(топают ногами)

(воображаемый ком кладут на другой)

(встают на носочки, руки над головой

домиком)

4. Дидактическая игра «Домики»

(образование относительных прилагательных)

Логопед: Бобры хотят узнать, а сможете вы построить что-нибудь, например, дома.

Дети  выбирают макет дома, читают слово, написанное на макете (материал для строительства дома), затем дети говорят, какой дом можно построить из этого материала.

              Дом из дерева – деревянный

              Дом из бетона – бетонный

              Дом из кирпича – кирпичный

              Дом из брёвен – бревенчатый

              Дом изо льда – ледяной

              Дом из стекла – стеклянный

5. Мнемотаблица «Буква Р»

 

Логопед: Какой последний звук в слове «бобёр»?

Дети: Звук   Р .

Логопед: Бобры хотят узнать, а сможете ли вы запомнить и зарисовать таблицу.

Разбор таблицы,  установление ассоциативных связей.

Логопед: Какая буква написана в центре таблицы?

Дети: Буква Р.

Логопед: Как вертикальная палочка и полукруг связаны с буквой  Р ?

Дети: Буква  Р состоит из палочки и полукруга.

Логопед: Что нарисовано справа от буквы  Р ?

Дети: Нарисована радуга.

Логопед: Что нарисовано слева от буквы  Р ?

Дети: Нарисована рыба.

Логопед: Почему рядом с буквой  Р  нарисована радуга /рыба/?

Дети:  Слово «радуга» /рыба/ начинается на букву Р .

Логопед: Почему рядом с рыбой /по диагонали/ нарисован треугольник?

Дети: Хвост у рыбы похож на треугольник.

Логопед: Почему справа от треугольника написана цифра  3 ?

Дети: У треугольника три стороны, три угла и три вершины.

Логопед: Почему напротив цифры три нарисован круг?

Дети: Три  - это разомкнутый круг.

Логопед: Почему между кругом и полукругом написана цифра 2 ?

Дети: Из двух полукругов можно составить круг.

После разбора таблицы и установления ассоциативных связей каждый ребёнок воспроизводит (зарисовывает) таблицу.

6. Составь слово по первым звукам названий картинок.

Логопед: Какое слово зашифровали бобры?

Картинки: уши, майка, нитки, игрушки, цапля, Ы.

Дети: Умницы.

7.Окончание занятия.

Логопед: Вы справились со всеми заданиями и бобры на память хотят подарить вам свои портреты (картинка-раскраска «бобёр»)

Дети: Спасибо.

 

*Литература:

1.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.,2009.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»