Пырлик Оксана Михайловна
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №65
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Развитие речи ребёнка дошкольного возраста в норме идёт по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонематической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. Для старших дошкольников (5-7 лет) актуальным вопросом является развитие монологической речи.
Исследователи отмечают, что в процессе «живого общения» связная речь не формируется. Необходимо специальное обучение основным видам связной контекстной речи. Необходимо отметить, что в специальной педагогике недостаточно разработаны приёмы развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Логопеды в своей работе по развитию связной речи часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются мало эффективными при обучении детей с речевой патологией. Неслучайно, В. К. Воробьёва* подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Я в своей работе по развитию монологической речи у детей с ОНР использую приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы).
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.
Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей с речевой патологией. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.
Ниже приводится пример коллажа «Дельфин» и последовательность работы с данным коллажом, а также конспект занятия «В гостях у бобров» с использованием коллажа «Бобёр».
Коллаж «Дельфин»
Логопед: Ребята, посмотрите, какая необычная картинка.
Дети: Это коллаж.
Логопед: Что можно сделать с помощью этого коллажа?
Дети: Рассказать о дельфине.
Дети устанавливают ассоциативные связи.
Логопед: Что общего у кита и у дельфина?
Дети: Это морские животные.
Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.
Корабль – дельфины хорошо плавают.
Очки – у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.
Летучая мышь – дельфины хорошо ориентируются в пространстве.
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях
Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ.
Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
(подготовительная группа)
Тема:В гостях у бобров.
Цели:образовательные:
1. Развивать представления детей о жизни диких животных.
коррекционные:
1. Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием коллажа.
2. Развивать навык подбора слов-определений.
3. Развивать навык образования относительных прилагательных.
4. Упражнять в звуковом анализе, синтезе слов.
5. Развивать навык установления логических /ассоциативных/ связей.
6. Развивать зрительную память, навык запоминания и воспроизведения мнемотаблиц.
воспитательные:
1. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
коллаж «Бобёр», мнемотаблица «Буква Р», дидактическая игра «Домики», предметные картинки (уши, майка, нитки, игрушки, цапля, Ы), карандаши, листы для зарисовывания таблицы, картинка-раскраска «бобёр».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед: С каким настроением мы пойдём в гости?
Дети: С хорошим, радостным, весёлым, добродушным, праздничным, солнечным, восторженным.
Логопед предлагает детям поймать и удержать настроение в ладошках.
Логопед: Догадайтесь, к кому мы сегодня пойдём в гости. Отгадайте загадку:
Есть на речках лесорубы
В серебристо- бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Дети: Бобры.
2. Коллаж «Бобёр»
Разбор коллажа, установление ассоциативных связей.
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему рядом с бобром нарисованы деревья?
Дети: Бобры живут в лесу, они могут свалить дерево.
Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.
шуба - у бобров густой мех
пила - у бобров острые зубы
река - бобры живут около реки
вёсла - хвост бобров похож на весло
ласты - у бобров на задних лапах перепонки
рыба - бобры хорошо плавают под водой
молоко - бобриха кормит бобрят молоком
ветка - бобры травоядные животные
строитель - бобры хорошие строители
плот - бобры строят плотины
будка - дом бобра называется хатка, вход в хатку под водой.
Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ.
Бобры- дикие животные, обитают в лесу. У бобров густой мех и острые зубы. Хвост бобров похож на весло, а на задних лапах у них перепонки. Бобры живут около рек и умеют хорошо плавать под водой. Питаются бобры веточками и молодыми побегами деревьев, кустов. Бобриха кормит бобрят молоком. Бобры – хорошие строители. Они строят на реках плотины. Живут бобры в хатках. Вход в хатку всегда находится под водой.
Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.
3. Физкультминутка(речь с движением)
Ну-ка, в руки снежный ком, Будем строить снежный дом. Мы польём его водой, Дом наш станет ледяной. Ком за комом мы кладём, Вырастает снежный дом. |
(изображают руками ком) (руки над головой домиком) (гладят себя сверху вниз) (топают ногами) (воображаемый ком кладут на другой) (встают на носочки, руки над головой домиком) |
4. Дидактическая игра «Домики»
(образование относительных прилагательных)
Логопед: Бобры хотят узнать, а сможете вы построить что-нибудь, например, дома.
Дети выбирают макет дома, читают слово, написанное на макете (материал для строительства дома), затем дети говорят, какой дом можно построить из этого материала.
Дом из дерева – деревянный
Дом из бетона – бетонный
Дом из кирпича – кирпичный
Дом из брёвен – бревенчатый
Дом изо льда – ледяной
Дом из стекла – стеклянный
5. Мнемотаблица «Буква Р»
Логопед: Какой последний звук в слове «бобёр»?
Дети: Звук Р .
Логопед: Бобры хотят узнать, а сможете ли вы запомнить и зарисовать таблицу.
Разбор таблицы, установление ассоциативных связей.
Логопед: Какая буква написана в центре таблицы?
Дети: Буква Р.
Логопед: Как вертикальная палочка и полукруг связаны с буквой Р ?
Дети: Буква Р состоит из палочки и полукруга.
Логопед: Что нарисовано справа от буквы Р ?
Дети: Нарисована радуга.
Логопед: Что нарисовано слева от буквы Р ?
Дети: Нарисована рыба.
Логопед: Почему рядом с буквой Р нарисована радуга /рыба/?
Дети: Слово «радуга» /рыба/ начинается на букву Р .
Логопед: Почему рядом с рыбой /по диагонали/ нарисован треугольник?
Дети: Хвост у рыбы похож на треугольник.
Логопед: Почему справа от треугольника написана цифра 3 ?
Дети: У треугольника три стороны, три угла и три вершины.
Логопед: Почему напротив цифры три нарисован круг?
Дети: Три - это разомкнутый круг.
Логопед: Почему между кругом и полукругом написана цифра 2 ?
Дети: Из двух полукругов можно составить круг.
После разбора таблицы и установления ассоциативных связей каждый ребёнок воспроизводит (зарисовывает) таблицу.
6. Составь слово по первым звукам названий картинок.
Логопед: Какое слово зашифровали бобры?
Картинки: уши, майка, нитки, игрушки, цапля, Ы.
Дети: Умницы.
7.Окончание занятия.
Логопед: Вы справились со всеми заданиями и бобры на память хотят подарить вам свои портреты (картинка-раскраска «бобёр»)
Дети: Спасибо.
*Литература:
1.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.,2009.