Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Причина нарушения речи - родовая травма

Молчанова Виктория Владимировна,

учитель-логопед ГБДОУ №66 Кировского района

О травме, которую каждый из нас получает во вре­мя родов, мало пишут в доступной литературе. Ни двад­цатилетние родители, ни сорокалетние бабушки и де­душки об этом почти ничего не знают. Когда у ребенка возникают серьезные проблемы, это застает их врасп­лох. Жизнь заставит разбираться в этом, но, когда они станут, чуть ли не квалифицированными специалиста­ми в науке избавления ребенка от последствий родо­вой травмы, то упустят дорогое время.

Кто же занимается изучением родовой травмы, пы­таясь предотвратить ее, свести к минимуму ее послед­ствия, устранить ее проявления?

Акушеры. Неонатологи (специалисты по младенцам, раньше их называли микропедиатрами). Педиатры. Но, в первую очередь — неврологи (невропатологи). По­тому что именно родовая травма в большинстве случа­ев предопределяет несостоятельность нервной систе­мы, формирует ее слабые места.

Неврология касается всех и каждого, потому что изучает и лечит самое главное в организме — цен­тральную нервную систему, многометровые трассы пе­риферических нервов, головной и спинной мозг, то есть именно то, что определяет нас как уникальных и не­повторимых личностей, осознающих свое «я» и бога­тых именно своей индивидуальностью.

Нервная система формируется еще у эмбриона, развивается, проходит становление на раннем этапе жиз­ни человека. Практически невозможно избежать трав­мы при родах. Однако смягчить, а то и вообще ус­транить ее проявления, можно. Особенно, если заняться этим в раннем возрасте, лучше всего — с рождения малыша.

Необходимо помнить, что нет неврологически здоровых детей: электромиография обязательно выявляет поражение спинного мозга.. Примерно у 70-80 % детей страдает шейный отдел спинного мозга, примерно у  35-40 % — еще и грудной и пояснично-крестцовый.

Что это означает на практике? У детей первой кате­гории имеются (или обязательно возникнут в ближай­шем будущем) головные боли, нарушения в мелкой моторике (четкость работы пальцев), проблемы с усвое­нием уроков, нарушения внимания, дисграфия (труд­ности и ошибки при письме), неадекватное поведение. У детей второй категории к этому прибавляются про­блемы желудочно-кишечного тракта, энурез, энкопрез (недержание мочи и кала), ортопедическая патоло­гия — плоскостопие, дисплазия тазобедренных суста­вов, несимметричное развитие мышц нижних конеч­ностей. Вся эта патология имеет неврологические кор­ни. Ее причина — ишемическое поражение спинного мозга во время родов.

Самый большой стресс в жизни любого человека — рождение.

Помимо эмоциональных и духовных пере­живаний, рождение — и самое травматичное  событие, в прямом смысле. Ребенок получает травмы, которые не всегда просто выявить.

Традиционно считалось, что от родов страдает в пер­вую очередь голова. И именно ее надо лечить. Лече­ние сводилось к физиотерапевтическим процедурам и лекарственной терапии — сосудорасширяющим препа­ратам, так называемым витаминам мозга, и т. д. Зачас­тую симптомы родовой травмы проходили — не столько вследствие лечения, сколько в силу огромных компенсаторных резервов детского организма.  

Следует знать, что во время родов страдают позвоночник и спинной мозг, и в первую очередь его шейный отдел. Травмиру­ется система позвоночных артерий, по которой полу­чают кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания, выз­ванного недостаточным мозговым кровообращением)расстраиваются функции головного мозга.

Нормально развивающийся ребенок к 2 месяцам должен держать головку, к 6 месяцам самостоятельно садиться, к 1 году ходить.

Ребенок, с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцевпроизносит отдельные слоги, к 1 году произносит 8- 10 слов или словозаменителей (мама, папа, баба, ав-ав, кис-кис и т.д.).

Если идет запаздывание, даже незначительное — надо бить тревогу.

В школьном возрасте следует консультировать детей при любых нарушениях осанки, поведения, голов­ных болях, трудностях усвоения учебной программы и даже просто при нежелании учиться.

Во всем мире в детской неврологии не говорят о родовых травмах. Понятно – если ребенку будет поставлен диагноз «родовая травма», то его родители подадут в суд и будут безбедно существовать, получая деньги от роддома и акушера.

Но на Западе новорожденный, если его родители благополучны и платят за страховку, получает в течение первых дней своей жизни такую мощную медицинскую реабилитационную поддержку (включающую различные виды массажа, бассейн, гимнастику и многое другое), что зачастую снимаются последствия даже значительной родовой травмы.

В России такого нет. Однако сами родители могут проявить инициативу, подумать о здоровье своих детей – обратиться к неврологу, обеспечить ребенку максимальную реабилитацию. И именно такую, какую надо.

У абсолютного большинства детей из-за патологии беременности или в процессе родов в той или иной сте­пени нарушается кровоток в артериальной и венозной системах   (в основном, вертебробазилярного бассейна). Кровоснабжение меняется даже в течение одного дня. Таким образом, ребенок с первых дней жизни находит­ся в условиях различных динамических нарушений кровоснабжения головного мозга. От этого зависит моторное, психическое, эмоциональное и речевое раз­витие ребенка.

Диагностировать речевые нарушения, лечить и корректировать их должны, в первую очередь, детские неврологи.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Большинство родителей обращаются к логопеду. А логопед, увы, не всегда может помочь… Педагог  один -  часто бессилен что-либо сделать. И это даже в том случае, если  заниматься с глазу на глаз.Дети с логопедическими проблемами, как правило, неусидчивы, невнимательны, им трудно сидеть, стоять, даже лежать — они то под столом, то на столе, то у учителя на коленях!

С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, отклонения в поведении, что может свидетельствовать о неврологическом диагнозе.

Если ребенок нездоров, у него обязательно будут проблемы с русским языком. Хорошо ребенок себя чувствует – он нормально напишет, плохо - получит «двойку». Если неврологическое заболевание есть и в раннем возрасте его не лечили, проблема будет пожизненной.

Чтобы работать с речевыми проблемами, нужны не просто детские неврологи, а врачи, прошедшие специ­альную подготовку и понимающие всю серьезность логопедических проблем. Потому что если в первом классе ребенок плохо читает, то к девятому классу он может вообще разучиться читать! От обычного же невропатолога из поликлиники дети приходят с заклю­чением: «здоров». И все родительские претензии адре­сованы логопеду, который, дескать, не хочет нормаль­но работать.

Родители не всегда готовы прислушиваться к  советам логопеда. А если идут к врачу, то нередко отказываются давать ребенку назначенные препараты, несерьезно относятся к лечению. Им кажется, что лекарства черес­чур сильные, а речевые проблемы слишком незначи­тельны...

Всякое лечение начинается с диагностики. Существует много методов, один из которых -  ультразвуковая  допплерография.

Этот метод позволяет исследовать кровоснабжение мозга, артериальное и венозное. Можно проверить все главные артериальные и венозные сосуды мозга и шеи, причем в любом возрасте, как у новорожденных, так и у взрослых. С нарушениями в этой области бывает связано много поведенческих и речевых патологий. У малышей задержка развития речи, дефекты артикуляции почти всегда связаны с нарушением кровотока в вертебробазилярном бассейне (бассейне основных и позвоночных сосудов). Расторможенное поведение, гиперактивность  детей 2-5 лет, повышенная капризность, утомляемость чаще всего связаны с венозным застоем в этом бассейне.

У дошкольников очень часты заикание, проявления астенических состояний с повышенной утомляемос­тью, снижением памяти и внимания. У школьников с дислексией и дисграфией всегда выявляются наруше­ния кровотока, при этом нарушения могут быть негру­быми, слабо выраженными. Однако именно эти нару­шения и приводят к проблемам, которые не разрешить ни родителям, ни учителям, ни психологам.

Диагностика помогает определить  источник речевых проблем. Рассмотрим такое явление, как дизартрия. Дизартрия считается грубым речевым нарушением. Что происходит с точки зрения неврологии? Не поднимается небная занавеска, это ведет к грубым нарушениям моторики. Язык не может работать как надо, артикуляция нарушается. Дефект грубый, он на лицо. Но у логопедов еще есть понятие «стертая дизартрия». Ребенок вначале плохо сосал, теперь неважно говорит, хотя грубых нарушений нет. Можно говорить не о грубом нарушении, а о слабости функции. Ребенку просто не хватает сил, чтобы быстро произносить звуки.

Другая распространенная проблема – задержка речи (алалия). Считается, что ребенок к году должен говорить 10-12 слов, к двум годам – строить фразы из трех слов. Если этого нет, уже стоит забеспокоиться: налицо задержка речи. Алалию разделяют на сенсорную и моторную. При сенсорной алалии сильнее нарушено восприятие речи на фоне нормального слуха (ребенок не понимает речь), при моторной – ребенок речь понимает, но не говорит. На практике чаще встречается некая смешанная форма.

Что происходит, если ребенка не лечить в раннем возрасте? Он растет, у него развивается мускулатура и еще больше нарушается кровоток. Позвоночник становится нестабильным в «дырочках» шейных позвонков, где проходят сосуды, - это ведет к нарушению кровоснабжения головного мозга, ствола, шейного отдела.

Мозг ребенка очень пластичен, поэтому, чем раньше начато лечение, тем гарантированнее успех. Чем старше ребенок, тем сложнее добиваться положительных сдвигов. Считается, что логопед должен начинать работать с ребенком с пяти лет. Но если в основе речевых нарушений лежат неврологические проблемы, это уже поздно. Речевые проблемы могут возникать из-за пло­хого слуха, дефектов в строении нёба, языка, зубов, хотя чаще всего наблюдается сочетание с неврологически­ми проблемами. Каждый ребенок хотя бы раз в жизни, желательно в раннем детстве, должен быть хорошо об­следован неврологом.

Материал из книги И. О. Ефимова «proРечь: Новые пути и методы коррекции. Современная нейрофизиология речи и слуха».

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»