Подготовка руки к письму
Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ГБСКОУ (VIII вида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, выпиливание, работа с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т. д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания пишущего на движение руки вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за этим нет никакой необходимости: процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как бы непроизвольно (Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова, 1987).
Почерк — это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека. Эта устойчивость почерка с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условнорефлекторных связей, динамических стереотипов (по И. П. Павлову).
«Сейчас мы можем говорить, — пишет П.Л. Горфункель, что письмо не простой двигательный акт, опирающийся узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры». В него входят многие психические процессы, лежащие как вне зрительной сферы, так и вне двигательной сферы, которые играют важную роль в непосредственном осуществлении процесса письма.
Ряд авторов (А. Р. Лурия, 1950, и др.), прослеживая нарушения навыка письма при поражении отдельных участков коры головного мозга, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма.
Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со слуховым анализом в процессе письма; их поражение больше всего вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям. Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц (следовательно, позволяющие оценить положение тела), она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как такие движения могут быть осуществлены только в тех случаях, когда они находятся под контролем постоянно поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве.
Соблюдение чередования в нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова.
Лобные доли — моторный центр речи больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.
Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры (Л. Я. Желтовская, Е.Н.Соколова, 1987). И это, в свою очередь, тоже затрудняет процесс обучения письму.
Формирование графического навыка письма относится к одним из сложных процессов. Оно тесно связано с деятельностью всех участков коры головного мозга. В дошкольном возрасте зоны коры головного мозга продолжают свое развитие и поэтому процесс обучения письму очень сложен. Он требует со стороны взрослого серьезного и методически правильного подхода, а так же учитывать особенности физического и психического развития дошкольника.
Подготовка детей к обучению письму
В дошкольный период дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи; формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы и т. д.); активизировать интерес ребенка к графической деятельности («Напиши «письмо» бабушке»; включение графических упражнений в сюжетную игру: выписывание рецептов в игре в больницу; демонстрация заинтересованности занятиями ребенка).
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки»… Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Умения, необходимые для выполнения графических упражнений нужно формировать с раннего детства. Особое внимание следует обращать на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно – важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
В различных видах деятельности: лепке, рисовании, конструировании, идет развитие мелкой моторики рук, но для подготовки руки к письму необходимо использовать также специальные упражнения для координации пальцев рук. Для дошкольного возраста обучение будет занимательным, если его проводить в форме игры. Это будет стимулировать интерес к школьному обучению.
Роль физических упражнений в подготовке к овладению графикой письма
Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов — шарика, кубика — формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в 6 лет с трудом выполняют графические упражнения.
В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые действия с карандашом на основании двигательной импульсации: размашистые движения без попытки зрительной регуляции. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования.
Уже в дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.
Письмо обязательно требует соблюдения не только одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. Каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, соединения букв между собой. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых (А. Р. Лурия, 1950; Е. В. Гурьянов, 1959; 0. И. Галкина, 1961; Т. С. Комарова, 1970; М М. Безруких, С. П. Ефимова, 1978; И. Н. Садовникова, 1983; А. В.Антропова, М. М. Кольцова и др., 1983), для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, « ручная умелость ».
Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином « ручная умелость ».
В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для учебной, трудовой, спортивной деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т. п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
Координация движений
Координация движений — это согласование работы всех мышц тела, в результате чего движения оказываются размеренными, пластичными, экономными при этом незаметно, что отдельные мышцы действуют противоположно. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один двигательный рефлекс. Наличие обратной связи, т. е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им.
Оценка движения осуществляется путем вовлечения в деятельность различных чувствительных нервных окончаний — рецепторов. При этом наибольшее значение имеют двигательная и зрительная рецепция. Еще И. М. Сеченов указывал на решающую роль движений руки и глаза в познании окружающей действительности. Продолжая его мысль, А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки и глаза, обследующих различные участки предметов.
По мере накопления с возрастом двигательного опыта повышается значение общей рецепции моторного аппарата и относительно снижается зрительная афферентация. Дальнейшее усовершенствование навыка выражается в способности производить ряд сложных и тонких движений, не глядя на объект, а руководствуясь только « мышечным чувством ».
И. М. Сеченов первым высказал мысль о том, что в мозгу происходит анализ проприоцептивных импульсов (т. е. предположил наличие двигательного анализатора), и указал, что «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их. Мышечному чувству он отводил главную роль в деле координации движений, несмотря на то, что оно является « темным » по сравнению, например, с ощущениями зрительными.
Для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче
и разнообразнее был двигательный режим ребенка, тем легче
и правильнее ребенок будет выполнять новые двигательные
действия.
Роли координации движений в процессе письма была посвящена значительная часть исследований Е. В. Гурьянова (1959). Он отмечает, что существенной характеристикой письма начинающих является неумение координировать движения звеньев пишущей руки — пальцев, кисти, предплечья и плеча. Неумение начинающего ученика приспособить свои движения к непрерывно изменяющимся во время письма условиям и является одной из основных причин нарушения хорошо известных ученику графических правил. Одновременно Е. В. Гурьянов акцентирует внимание на создании для письма благоприятных психофизиологических условий, в числе которых снятие излишней мышечной напряженности, повышение подвижности руки путем правильной координации движений ее частей и обеспечение эффективного контроля движений.
Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза. «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает», — говорил Микеланджело. Однако на различных этапах овладения графическими навыками зрительный и двигательный контроль соотносятся по-разному.
П. Л. Горфункель (1953) исследовал роль зрительного звена в процессе овладения письмом. Он отмечает, что письмо начинающего неизбежно опирается на зрительное представление букв. Но роль зрительных представлений заключается не только в том, что именно они основная опора в письме начинающего, но и в том, что только посредством зрительных представлений и может устанавливаться характерная для сформированного письма ассоциация слухоречедвигательного представления с рукодвигательным. Задержка зрительной обратной связи ведет к ухудшению качества работы.
Постепенно, как отмечает Т. С. Комарова (1970), рука как бы приобретает представления о движении, ощущения как бы входят в руку, и ребенок может произвести движения не глядя, однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь расчлененное изображение.
Таким образом, многие исследователи сходятся во мнении, что степень развития зрительного и двигательного контроля за движениями у детей к моменту поступления в школу в значительной мере определяет успешность овладения имя графикой письма.
Пространственные представления
Любое ощущение обладает рядом характеристик, среди которых помимо его качества, интенсивности, длительности необходимо назвать ещё и пространственный компонент. Этим обусловлены исключительно широкое значение пространственных представлений и их связь со всей познавательной деятельностью человека.
Восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, 1964). Зрительно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная широта и разносторонность составляют необходимые условия всякого процесса работы. В результате своих исследований Б. Г. Ананьев установил, что поле зрения связано с умственным развитием и работоспособностью человека.
Важнейшим и необходимым условием пространственного видения является и острота зрения. Что касается глазомерной функции, то еще И. М. Сеченовым было доказано, что пространственное зрение — это зрение измерительное.
В своих исследованиях Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний и умений, развития мышления. Авторы подчеркивают, что образование системного механизма восприятия пространства есть продукт длительного развития и индивидуального опыта, соответствующий конкретной ситуации фило - и онтогенеза. Поэтому определение уровня и особенностей восприятия пространства может с полным основанием стать одним из объективных показателей в научной диагностике умственного развития ребенка.
О. И. Галкина (1961) отмечает, что только при определенном уровне развития у детей пространственных представлений им доступно дальнейшее усвоение знаний и умений по различным предметам.
Различение ребенком пространства складывается постепенно, становясь из смутного и отрывочного все более четким и целостным. Дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси (верх — низ) и по горизонтальной оси (спереди — сзади). С более значительными затруднениями и позднее у детей развивается различение правой и левой стороны. Вначале у ребенка формируется различение правого и левого направления в собственном теле. На этой основе затем образуется ориентировка в окружающем пространстве, требующая закрепления довольно сложной системы связей между движением и словом.
«Ручная умелость»
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка (М. М. Кольцова, 1973). В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов — указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. — тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
В двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев руки имеют здесь отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук, ног и туловища представлены суммарно. Кроме того, проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
Что же представляет собой рука к моменту поступления ребенка в школу? Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями - не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. Во-первых, основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения; во-вторых, после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигал к семи годам довольно значительной величины, в-третьих, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников.
В современном обществе, согласно имеющимся литературным данным, у 95 % людей правая рука является более активной, среди остальных 5 % встречаются люди с доминирующей функцией левой руки и амбидекстры, которые используют правую и левую руки почти в равной мере. Тенденция к активным действиям правой или левой рукой четко проявляется только у людей.
Очень интересны в отношении развития праворукости у людей данные археологии. Изучение оружия и орудий труда каменного века показало почти равное количество предметов, приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего исторического периода (бронзового века) уже оказываются предназначенными для правой руки. Это приводит к предположению, что происхождение праворукости связано с культурой. Многие исследователи склонны объяснять развитие праворукости нуждами военной деятельности людей: левой рукой они прикрывали щитом сердце, а правой наносили удар.
В первые месяцы жизни ребенка не удается установить превалирования функций той или другой руки. На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Некоторые исследователи склонны считать, что праворукость есть следствие научения.
В связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях встает серьезный вопрос о тренировке тонких движений пальцев обеих рук. Невропатология говорит о том, что в случае, например, травм, сосудистого поражения в левом полушарии амбидекстры оказываются в более выгодном положении — они сохраняют речь. И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие « центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее амбидекстров).
Совершенно очевидно, что недопустима « переделка » левши в правшу такими приемами, как привязывание левой руки, удары по ней и т. п. Н. Манн как психолог обращает внимание на то, что « упорные левши » противостоят сильному социальному давлению (требованиям семьи и школы пользоваться преимущественно правой рукой), и поэтому он считает стойкую леворукость признаком сильной личности.
По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение действий с предметами в обиходе как-то распределить между ними.
В то же время следует отметить, что у детей, которые занимаются музыкой и, значит, имеют усиленную тренировку пальцев рук, не обнаруживается преимущества в поддержании высокого уровня работоспособности коры. По-видимому, имеется какой-то предел, далее которого проприорецепция с пальцев рук уже не оказывает описанного положительного эффекта или даже вызывает утомление. Именно поэтому исследователи, занимающиеся этим вопросом, считают, что очень важно экспериментально определить границы, в пределах которых тренировка пальцев рук полезна.
Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи отмечают, что существуют различные способы выписывания букв. Однако письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, так как является наиболее экономным, следовательно, и потенциально более скорым. У детей же младшего школьного возраста кистевые движения развиты лучше, чем движения пальцев.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой — готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях (рисование, лепка, конструирование, специальная графическая подготовка и т. п.). Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, так как они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча и многое другое). При таком подходе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук.
Различные виды деятельности требуют участия обеих рук. Исследователи говорят о необходимости развития как правой, так и левой руки и советуют выполнение действий с предметами распределять между ними. Однако на занятиях по рисованию, графической подготовке и др. происходит постоянное выделение ведущей руки и снижается активность неведущей. На физкультурных занятиях упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. В этом также проявляется преимущество занятий физическими упражнениями.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и « ручную умелость » для подготовки его к овладению графикой письма. А так как развитие этих качеств является задачей физической культуры, то естественно предложить, что именно занятия физическими упражнениями могут внести значительный вклад в подготовку детей к обучению в школе.
Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, преодолевая полосу препятствий, ребенок не научится писать. Письмо — особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку — то есть дадут ему все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.
Для того чтобы легче ребенку давался процесс овладения графикой письма необходимо руки упражнять, используя различные приемы и игры. Физические упражнения способствуют развитию у детей «ручной умелости», координации движений, пространственного представления, что немало важно для подготовки руки к письму.
Условия формирования навыков чистописания
Чистописание – предмет школьного преподавания – обучение красивому четкому письму.
Чистописание – предмет школьного преподавания, имеющий задачей научить красивому, четкому письму.
Навык – уменье, созданное упражнениями, привычкой.
Навык – 1. Уменье, созданное привычкой. 2. Привычная реакция человека на какое – нибудь раздражение, возникающая в результате многократного опыта.
Двигательный навык – освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.
Исходя из данных определений, процесс формирования навыков чистописания у детей очень сложный и длительный. Для этого необходимы определенные условия. К ним можно отнести такие как: гигиена и техника письма, методы чистописания, наглядность в преподавании чистописания.
Гигиена и техника письма
Письмо представляет собой сложный психо – физиологический процесс, при котором движения рук контролируются и направляются движением глаз. Поэтому между глазами и рукой должно быть при письме правильное взаимодействие. Нарушение этих условий вызывает неправильную аккомодацию (способность глаза приспособляться к рассматриванию предмета на различных расстояниях) глаз, напряженность в движениях руки, отражается на здоровье пишущего и создает неизбежные затруднения в письме.
Особенно вредными для здоровья детей являются низкий наклон головы, вызывающий близорукость, и неправильное положение корпуса, вызывающее искривление позвоночника – сколиоз. При неправильном положении корпуса, при его чрезмерном сгибании сдавливается грудная полость. Это затрудняет дыхание.
Правильная посадка имеет большое гигиеническое и дидактическое значение. При правильной посадке пишущий должен сидеть прямо; грудь его не должна касаться края стола. Если ребенок при выполнении письменных упражнений неправильно сидит за столом, это приводит к значительному увеличению статической нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса, что является одной из причин повышенной утомляемости пишущего. Неправильная посадка за столом может также повлечь серьезные нарушения в здоровье: искривление позвоночника, снижение зрения, заболевания внутренних органов.
Оба плеча ученика должны быть на одинаковой высоте, в противном случае может развиться кривобокость.
Голова пишущего должна быть несколько наклонена вперед, чтобы между глазами и линией строки сохранялось расстояние в 30 см. Не следует допускать, чтобы ребенок склонял голову к правому или левому плечу или слишком низко наклонял ее к столу: он должен держать голову прямо; это предупреждает близорукость и помогает пишущему охватывать глазами всю строку и даже несколько строк сразу, обеспечивает развитие глазомера и применение зрительного контроля.
Ноги у детей, согнутые под прямым углом в коленях, становятся всею ступнею на пол, чтобы придать полную устойчивость корпусу.
Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии 10 см от туловища, а оба предплечья лежали под прямым углом одно к другому.
Первое правило письма заключается в том, чтобы пишущая, т.е. правая, рука двигалась совершенно свободно. Кроме того, нужно, чтобы при письме не только сгибались и разгибались пальцы, не только производились вращательные и иные движения кисти, но чтобы постепенно, по мере заполнения строки, передвигалось вправо и предплечье.
Именно те дети пишут плавно и красиво, которые свободно передвигают во время письма предплечье.
Ручка удерживается при письме тремя пальцами: большим, указательным и средним под углом 50-60 градусов, а безымянный и мизинец, немного подогнутые к ладони, служат для опоры пишущей руки, которая будет тогда легко и свободно скользить по бумаге. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца должно быть около 2 см.
Тыльная часть руки должна быть обращена при письме кверху, а ладонь книзу. Нельзя прижимать к бумаге правый край ладони, так как это лишает руку подвижности и не дает возможности писать плавно.
Свободно или напряженно держит ребенок ручку, можно узнать по указательному пальцу. Иногда учащийся так сильно его сгибает, что получается впечатление вывиха.
Следующим необходимым условием выработки красивого письма является правильное положение тетради.
Тетрадь во время письма должна лежать перед ребенком наклонно, чтобы ее нижний край образовал с краем стола, обращенным к пишущему, угол, равный 25 градусов. При таком положении тетради ребенок будет легко писать наклонные черты, из которых состоят буквы. По мере заполнения строк ребенок подвигает тетрадь левой рукой кверху, без изменения угла наклона. Это помогает сохранять однообразный наклон на протяжении всей страницы.
При переходе к следующей странице сохраняется тот же наклон тетради.
Школьник должен усвоить правила положения тетради при письме: 1) правая рука пишет, левая придерживает тетрадь; 2) левый нижний угол страницы должен находиться против середины груди.
Необходимым условием предупреждения переутомления детей со всеми вытекающими из него отрицательными последствиями для их здоровья являются физкультминутки, которые проводятся 1-2 раза в течение урока.
Методы чистописания
При обучении чистописанию применяют следующие методы: копировальный, линейный, генетический, тактический, или ритмический.
Копировальный метод появился в 18 веке. Суть его заключается в том, что письмо проводится по заготовленным, отпечатанным или писаным еле заметными линиями или пунктиром.
Линейный метод возник в начале 19 века с введением разлинованных тетрадей. Он облегчил детям усвоение правильного написания букв установленного наклона и размера, правильного соединения элементов, развитие глазомера и плавности письма.
Генетический метод имеет следующие особенности.
- Письмо букв обязательно подготовляется предварительным письмом элементов.
- Дети изучают написание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания.
- Обучение строится на основе генезиса, т. е. образования каждой следующей буквы путем присоединения нового элемента к предшествующей букве и предварительного усвоения основного элемента, лежащего в основе новой группы букв.
Упражнения в написании элементов, а затем букв развивают у детей навыки красивого и правильного письма.
Ритмический, или тактический, метод широко применяется при обучении письму. Ритмическим методом пользовались при обучении чистописанию мастера каллиграфии: П. Е. Градобоев, В. С. Гербач, В.А. Саглин, - достигая хороших результатов.
Ценность данного метода заключается, во-первых, в том, что он содействует развитию плавности письма; во-вторых, влияет на ускорение темпов письма у детей, медленно пишущих; в-третьих, он развивает четкость и решительность движений, которые необходимы для приобретения навыков красивого письма; в-четвертых, тактирование вносит оживление в работу школьников.
Счет, как правило, дается на черты с нажимом и точки. Всякого рода соединительные черты при медленном письме приходятся на и при счете раз и, два и, три и.
Применяя ритмический метод, необходимо учитывать следующие требования:
- Письмо под счет следует начинать после того, как дети усвоили начертание буквы без счета, в свободном и спокойном темпе.
- Счет дается учителем, одним ребенком или хором; счет обязательно дается с ориентировкой на пишущих в среднем темпе.
- Ритмический метод не следует применять продолжительное время на одном занятии.
Наглядность в преподавании чистописания
Дидактический принцип наглядности находит свое применение на уроках. Необходимость наглядного обучения диктуется не только возрастом детей, но и самим существом предмета. Для того чтобы научить школьников правильно писать, необходимо организовать показ образцов.
Наглядность чистописания осуществляется через: 1) показ образцов письма на доске; 2) работа в тетрадях; 3) применение плакатов.
Соблюдение на занятиях всех условий для формирования навыков чистописания дает положительный результат в развитии каллиграфического почерка у детей. Правильное использование методов и наглядности в преподавании чистописания, соблюдение всех требований к гигиене и технике письма способствует подготовке руки к письму в школе, к сохранению физического здоровья детей. Немало важно, что эти занятия развивают в ребенке аккуратность, дисциплину, старательность, внимательность и другие полезные качества.
Обучение навыкам чистописания
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Письмо требует от пишущего высокой сосредоточенности, напряженной работы мозгового аппарата и волевой сферы, активизации внутренних мыслительных процессов.
Обучение каллиграфии связано с проблемами техники, эстетики письма, оно направлено на становление почерка детей.
Процесс письма даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ребенка требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения, тонко координировать их.
Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс обучения, во – первых, будет значительно более длительным, а во – вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ребенка: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и т. д.
При обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.
Таким образом, подготовка руки к письму заключается в развитии мелкой моторики рук и координации движений. Для этого можно использовать на уроках различные приемы:
1) рисование;
2) лепка, размазывание пластилина по картону;
3) резание ножницами;
4) разрывание цветной бумаги для рваной аппликации;
5) сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги для аппликации;
6) штриховка (соблюдение правил: штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур);
7) раскрашивание (развивать умение правильно выбирать цвет);
8) обводка различных по форме и размеру шаблонов;
9) обводка трафаретов букв;
10) обводка букв и цифр по точкам (переход от простых элементов к более сложным);
11) дописывание элементов букв и цифр;
12) рисование узора по точкам и по клеточкам;
13) работа в прописях, а также соблюдение гигиены письма во время работы в прописях (правильная посадка за партой, правильное положение тетради на столе, правильное держание ручки или карандаша в руке при письме);
14) пальчиковая гимнастика;
15) ловля и кидание маленького мячика (учитель-ученик);
16) конструирование;
17) собирание пазлов;
18) игра с мозаикой;
19) застегивание пуговиц;
20) завязывание шнурков и многое другое.