Внеурочная проектная деятельность как средство адаптации учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
Власова Виктория Валерьевна
Внеурочная деятельность – это все виды деятельности учащихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.
В современных условиях внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Грамотно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности учащихся с ограниченными возможностями, а также обеспечить воспитание развитой личности.
Важнейшим условием формирования личности учащихся является такая организация внеурочной деятельности, при которой в практических ситуациях они получают запас необходимых представлений, умений и навыков.
Организация внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья подчинена решению задач, общих для всего учебного процесса специальной (коррекционной) школы (VIIIвида). Основной целью обучения таких учащихся является максимальная коррекция имеющихся недостатки физического и психического развития, социализация и адаптация их к современному обществу, поэтому каждое внеурочное занятие решает не только обучающие, но и воспитательные, и коррекционные задачи.
Организация проектной внеурочной деятельности в коррекционной школе имеет свои отличительные черты, связанные с психофизическими особенностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Ведь для этих детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности, и особенно, мышления. У них отсутствует любознательность, стремление к познанию окружающего мира. Особенно страдают способность к анализу, логическому обобщению, абстракции, т.е. те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Произвольное внимание отличается неустойчивостью, страдают все виды памяти, нарушены процессы восприятия. Использование проектной деятельности во внеурочное время способствует формированию универсальных учебных действий, социализации обучающихся, активизации познавательных и творческих способностей.
В нашей школе существует традиция организации кружковой деятельности по предмету (история и культура СПб, технология, физическая культура, ритмика). Одной из форм работы кружка является – проектная деятельность. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, умение самостоятельно применять свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Конечно, особенности развития детей накладывают ограничения на организацию проектной деятельности. Однако правильно созданная система работы, позволяет добиться желаемого результата.
В проектную деятельность вовлечены все обучающиеся занимающиеся в кружках. При решении проблемы проекта учитываются возрастные особенности обучающихся. В соответствии с возрастом подбираются задачи для исследовательской деятельности и определяются сроки выполнения. В проектную деятельность в нашей школе активно вовлекаются родители. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это особенно важно.
Целью проекта «История моей семьи в истории моей страны» было создание предпосылок к дружеским отношениям в семье. На родительском собрании руководитель кружка рассказал о намечающемся совместном проекте. Родители с детьми проявили интерес к данному проекту. В помощь семьям были предложены направления поисковой деятельности, включающие в себя:
- побывать в памятных местах соей семьи и своего города,
- узнать где познакомились папа и мама, где раньше жили бабушка и дедушка, где учились и работали,
- где родился я, мои любимые места отдыха и прогулок.
Был определён срок проекта – 1 месяц.
Обучающиеся вместе со своими родителями с интересом взялись за дело, и результат был представлен на защите проекта. Учащиеся рассказали о истории и сегодняшнем дне своей семи, представили семейные реликвии.
В программу работы кружка «Домашний уют» включены проекты «Подарок маме», «Карнавальный костюм», «Старой вещи новую жизнь», «Русское народное творчество». Необходимым условием организации проектной деятельности является создание коррекционно-развивающей среды, в которой учащиеся не только получают новые знания, но и часто осваивают ранее незнакомые им виды деятельности. Так, например, в ходе работы над проектом «Русское народное творчество» учащиеся познакомились с историей появления русских традиций и праздников, побывали в Этнографическом музее, научились изготавливать тряпичные куклы. Особый интерес у обучающихся вызвала работа над проектом «Карнавальный костюм». Ведь Новый год это самый любимый праздник детей и взрослых. Все мы ждём от него чудес. В кружке занимаются учащиеся 5-9 классов и работа строится с учетом подготовки обучающихся к выполнению швейных операций. Под руководством педагога был составлен план работы над проектом:
- описание проблемной ситуации,
- знакомство с историей карнавального,
- зарисовка эскиза,
- подбор и расчёт материалов,
- изготовление выкройки,
- составление плана пошива,
- пошив костюма,
- защита проекта.
Обучающиеся 5-6 классов изготавливали костюмы из нетканых материалов, а обучающиеся 7-9 классов прошивали костюмы из тканей по выбору. Особенно волнительным был этап подготовки к защите проекта. Учащиеся учились красиво ходить, делали причёски и макияж. На защиту проекта были приглашены учителя, родители, друзья. Это был настоящий праздник моды. Зрители высоко оценены не только костюмы, но и умение рассказать о своей работе, продемонстрировать мастерство юной манекенщицы.
На высоком уровне прошла защита проекта «Паралимпийские виды спорта». Обучающиеся и учителя физической культуры подготовили красочную презентацию о параолимпийских видах спорта, дети продемонстрированы сшитые на занятиях кружка «Домашний уют» костюмы олимпийских волонтеров. Гостям представилась возможность поучаствовать в спортивных соревнованиях. По окончании работы над проектом и его защитой учащиеся выразили мнение, что они получили возможность делать что-то интересное, необычное вместе, публично представлять результаты своего творческого труда. У них появилась возможность попробовать свои силы в других проектах, их не пугала необходимость остаться после уроков, им было интересно. Возможно, кто-то из них сделал свой шаг к будущей исследовательской деятельности. Проект выполнил сою задачу социальной адаптации учащихся, стимулирования любознательности, замотивировал на самостоятельное приобретение знаний.
Проект танцевального кружка «Вместе весело шагать» предполагал решить задачу объединения детей разных национальностей. Задачей педагогов было не просто рассказать о равенстве национальностей, их вкладе в мировую историю, культуру, технический прогресс, но дать возможность самим детям найти материал, убедиться в равенстве всех народов, рассказать об этом и убедить остальных. Использовать возможности Интернета с созидательной стороны, а не со стороны разжигания национальной розни, травли других народов, волею судеб оказавшихся в России. К работе над проектом были подключены родители. Вместе с детьми они исследовали историю рождения национального танца и национального костюма, побывали на танцевальных вечерах. С педагогом дети разучивали национальные танцы. Элементы национальных костюмов были изготовлены на занятиях кружка «Домашний уют». Некоторые семьи проявили инициативу и принесли на защиту проекта национальные угощения. Защита проекта переросла в праздник дружбы и мира. Обучающиеся продемонстрировали знание истории, мастерство танца и единство людей разных национальностей.
Проектная форма организации внеурочной деятельности помогает воспитывать ученика думающего, интересующегося, инициативного, способного самостоятельно спланировать свою деятельность и получить результат. Готовит к самостоятельной жизни и социальной адаптации.