Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приобщение к национальной культуре дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через знакомство с русским народным творчеством и народными инструментами

Трубачёва Маргарита Николаевна

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе нашего дошкольного учреждения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и даём возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчеству многих поколений в фольклорных праздниках, развлечениях, каждодневной кропотливой работе с детьми, и имеющими речевые нарушения. С какой радостью и энтузиазмом дети участвуют в музыкальных концертах, посвящённых народному творчеству, с использованием народных песен, потешек, поговорок, пословиц, игр со словами.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения мы – это музыкальный руководитель, логопед, воспитатель, хореограф используем:

-          Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, на аудио и видеокассетах) и разучивания;

-          Хороводы, танцы;

-          Народные игры;

-      Мелодии, наигрыши, исполнение как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах;

-          Народное поэтическое творчество.

Значение фольклора переоценить трудно.

Оно состоит в следующем:

1.      Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию;

2.      Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание;

3.      Влияет на оздоровление организма ребёнка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки расположенные на кистях рук и стопах ног;

4.      Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, улучшают память, мышление, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру;

5.      Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словами, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

6.      Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

7.      Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность;

8.      В работе над дыханием целесообразно использовать игру на детских духовых инструментах; мелкую моторику хорошо развивать игрой на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках, колотушках и т.п.

               Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудны будни: «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать» - говорили в старину крестьяне, и во время печальных событий и в праздники, а их было много в календаре: Зимние и Летние Святки, Рождество, Масленица. Голоса русских народных инструментов помогли людям жить. Поэтому, и пели, и танцевали, и играли на гудках, домрах голосистых, жалейках, рожках, гуслях звончатых. Теперь понятно, почему музыкальные инструменты, придуманные и сделанные в народе, зовутся народными. Но звучали они и в деревенской избе, и в царских палатах и в боярском доме.

Цели и задачи:

1.      Формирование мотивации к музыкальной деятельности:

-         Пробуждение интересов к народной культуре;

-         Развитие образно-эмоционального восприятия;

-         Знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.

2.      Формирование благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле народных инструментов:

-         Создание условий для самовыражения ребёнка, актуализации его личных качеств;

-         Формирование навыков взаимодействия в коллективных формах музицирования (в составе групп инструментов, в свободном ансамбле);

-         Овладение элементарными приёмами игры на народных инструментах

Цель: «Приобщение к национальной культуре детей дошкольников через знакомство с русскими народными инструментами».

-         Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере Ярмарки и Масленницы;

-         Познакомить детей с традиционными художественными промыслами России;

-         Познакомить детей с традициями русского народа;

-         Развивать музыкальное восприятие дошкольников на основе взаимодействия 3-х основных видов искусства – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы (программа «Синтез» по знакомству с композиторами, «Гармония» - по слушанию музыки, авторы: Тарасова, Петрова, Рубан);

-         Развивать изобретательность при изготовлении музыкальных инструментов из различных материалов;

Музыкальные инструменты и расширение знаний детей.

Прогресс:

- гармонь сменила баян и аккордеон;

- гармонь в некоторых губерниях заменила балалайку;

- скрипка заменила гудок-смык;

- литавры и двухмембранный барабан вытеснили набаты, накры, бубны и тулумбусы;

- ксилофон, металлофон вытеснили дрова;

- труба, горн, фанфара пришли на смену сопели, сурны, рогам ратным.

Георграфия: Шумовые ударные инструменты других народов мира.

-         Клавес – кубанский инструмент;

-         Кастаньеты – Испания, Южная Италия;

-         Маракасы – латиноамериканский инструмент (кубанские, индонезийский кесек маракас);

-         Чекере – кубинский шумовой инструмент;

-         Чак-час – индонезийский шумовой инструмент;

-         Дарбука – арабский барабан;

-         Бонго – кубинский барабан, бонги – парный барабан;

-         Клон-тонг – индонезийский барабан;

-         Китайские колокольчики;

-         Балафон – ударный инструмент западной Африки;

-         Тарка – свистковый духовой инструмент из Перу и Боливии;

-         Перуанская окарина;

-         Пунги – индийский инструмент с двумя трубками;

-         Дудук – армянский духовой инструмент;

-         Рабаба – египетский струнный инструмент;

-         Кора – западноафриканский струнный инструмент;

-         Чонгур – грузинский инструмент;

-         Стабула – латышский духовой инструмент;

-         Карнай – узбекский духовой инструмент;

-         Цина – струнный китайский инструмент;

-         Бандура – украинский инструмент;

-         Мандолина – итальянский инструмент;

-         Гитара – у испанцев.

Конструирование:

               Понять основные отличия в различных классификационных группах и подгруппах инструментов, их своеобразие, что возбудит интерес дошкольников к конструированию, созданию самодельных авторских инструментов.

О свойствах:

               В зависимости от материала из которого изготовлен инструмент, его длины и величины резонаторного отверстия образуются звуки различной высоты, различного тембра.

               Ударные звучат по разному, в зависимости от динамики и свойств удара.

О геометрических фигурах:

               Балалайка имеет корпус треугольника; домра – форму круга; скрипка-синтезатор – прямоугольная форма.

О символах:

               Балалайка – один из символов России. Лира – символ музыки.

Об искусстве:

               Изобразительное искусство: картины В. Васнецова «Баян», «Гусляры».

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

№ п.п.

Группа

Характеристика

Инструменты

1.                   

Ударные

Звук возникает от удара:

Мембранные

 

Самозвучащие:

- деревянные

 

 

- металлические

 

Барабан, литавры, бубен.

 

Трещотка, ложки, рубель, дрова, барабанка, шаркунок, трещотка круговая

 

Бубенчики, колокольчики, ботало, колокола.

2.                   

Духовые

Звук издаётся колебанием вдуваемого воздуха

Деревянные – из дерева, тростника, камыша

 

 

Роговые – из рога животных

 

Глиняные

 

Медные

 

 

Дудки, жалейка, свирель, сопелка, кувичка, рожки, пыжатки, волынка.

 

Рога.

 

Свистульки, окарина.

 

Трубы, рожок, горн.

3.                   

Струнные

Звук издаётся колебанием струны

Щипковые

 

Смычковые

 

 

Гусли, домра, балалайка.

 

Гудок-смык

4.                   

Клавишно-духовые

Звук издаётся при прохождении потока воздуха через клапаны, которые открываются с помощью клавиш (кнопок)

Гармонь, баян.

 

               Немало мифов, сказок и легенд создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. Они становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов – исполнителей, великой силе которого покоряются даже могущественные явления природы. Музыка выражает чувства и мысли главного героя, помогает ему одолеть силы зла и достигнуть заветной цели.

               В государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинка собрана уникальная коллекция музыкальных инструментов народов мира.

               В Санкт-Петербурге стоит посетить Музей музыкальных инструментов (наб. реки Фонтанки, д.34). Он был открыт в 1900 году бароном К.К. Штакельбергом в Галерейном флигеле дворца Шерементьевых. В его фондах содержится около 3000 экспонатов.

               Также стоит посетить Эрмитаж и Русский музей, Российский этнографический музей.

               Стоит сходить на концерт Оркестра русских народных инструментов им. В.В. Андреева (ему уже более 100 лет).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»