Приобщение к национальной культуре дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через знакомство с русским народным творчеством и народными инструментами
Трубачёва Маргарита Николаевна
За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе нашего дошкольного учреждения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и даём возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчеству многих поколений в фольклорных праздниках, развлечениях, каждодневной кропотливой работе с детьми, и имеющими речевые нарушения. С какой радостью и энтузиазмом дети участвуют в музыкальных концертах, посвящённых народному творчеству, с использованием народных песен, потешек, поговорок, пословиц, игр со словами.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения мы – это музыкальный руководитель, логопед, воспитатель, хореограф используем:
- Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, на аудио и видеокассетах) и разучивания;
- Хороводы, танцы;
- Народные игры;
- Мелодии, наигрыши, исполнение как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах;
- Народное поэтическое творчество.
Значение фольклора переоценить трудно.
Оно состоит в следующем:
1. Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию;
2. Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание;
3. Влияет на оздоровление организма ребёнка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки расположенные на кистях рук и стопах ног;
4. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, улучшают память, мышление, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру;
5. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словами, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.
6. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.
7. Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность;
8. В работе над дыханием целесообразно использовать игру на детских духовых инструментах; мелкую моторику хорошо развивать игрой на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках, колотушках и т.п.
Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудны будни: «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать» - говорили в старину крестьяне, и во время печальных событий и в праздники, а их было много в календаре: Зимние и Летние Святки, Рождество, Масленица. Голоса русских народных инструментов помогли людям жить. Поэтому, и пели, и танцевали, и играли на гудках, домрах голосистых, жалейках, рожках, гуслях звончатых. Теперь понятно, почему музыкальные инструменты, придуманные и сделанные в народе, зовутся народными. Но звучали они и в деревенской избе, и в царских палатах и в боярском доме.
Цели и задачи:
1. Формирование мотивации к музыкальной деятельности:
- Пробуждение интересов к народной культуре;
- Развитие образно-эмоционального восприятия;
- Знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.
2. Формирование благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле народных инструментов:
- Создание условий для самовыражения ребёнка, актуализации его личных качеств;
- Формирование навыков взаимодействия в коллективных формах музицирования (в составе групп инструментов, в свободном ансамбле);
- Овладение элементарными приёмами игры на народных инструментах
Цель: «Приобщение к национальной культуре детей дошкольников через знакомство с русскими народными инструментами».
- Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере Ярмарки и Масленницы;
- Познакомить детей с традиционными художественными промыслами России;
- Познакомить детей с традициями русского народа;
- Развивать музыкальное восприятие дошкольников на основе взаимодействия 3-х основных видов искусства – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы (программа «Синтез» по знакомству с композиторами, «Гармония» - по слушанию музыки, авторы: Тарасова, Петрова, Рубан);
- Развивать изобретательность при изготовлении музыкальных инструментов из различных материалов;
Музыкальные инструменты и расширение знаний детей.
Прогресс:
- гармонь сменила баян и аккордеон;
- гармонь в некоторых губерниях заменила балалайку;
- скрипка заменила гудок-смык;
- литавры и двухмембранный барабан вытеснили набаты, накры, бубны и тулумбусы;
- ксилофон, металлофон вытеснили дрова;
- труба, горн, фанфара пришли на смену сопели, сурны, рогам ратным.
Георграфия: Шумовые ударные инструменты других народов мира.
- Клавес – кубанский инструмент;
- Кастаньеты – Испания, Южная Италия;
- Маракасы – латиноамериканский инструмент (кубанские, индонезийский кесек маракас);
- Чекере – кубинский шумовой инструмент;
- Чак-час – индонезийский шумовой инструмент;
- Дарбука – арабский барабан;
- Бонго – кубинский барабан, бонги – парный барабан;
- Клон-тонг – индонезийский барабан;
- Китайские колокольчики;
- Балафон – ударный инструмент западной Африки;
- Тарка – свистковый духовой инструмент из Перу и Боливии;
- Перуанская окарина;
- Пунги – индийский инструмент с двумя трубками;
- Дудук – армянский духовой инструмент;
- Рабаба – египетский струнный инструмент;
- Кора – западноафриканский струнный инструмент;
- Чонгур – грузинский инструмент;
- Стабула – латышский духовой инструмент;
- Карнай – узбекский духовой инструмент;
- Цина – струнный китайский инструмент;
- Бандура – украинский инструмент;
- Мандолина – итальянский инструмент;
- Гитара – у испанцев.
Конструирование:
Понять основные отличия в различных классификационных группах и подгруппах инструментов, их своеобразие, что возбудит интерес дошкольников к конструированию, созданию самодельных авторских инструментов.
О свойствах:
В зависимости от материала из которого изготовлен инструмент, его длины и величины резонаторного отверстия образуются звуки различной высоты, различного тембра.
Ударные звучат по разному, в зависимости от динамики и свойств удара.
О геометрических фигурах:
Балалайка имеет корпус треугольника; домра – форму круга; скрипка-синтезатор – прямоугольная форма.
О символах:
Балалайка – один из символов России. Лира – символ музыки.
Об искусстве:
Изобразительное искусство: картины В. Васнецова «Баян», «Гусляры».
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
№ п.п. |
Группа |
Характеристика |
Инструменты |
1. |
Ударные |
Звук возникает от удара: Мембранные
Самозвучащие: - деревянные
- металлические |
Барабан, литавры, бубен.
Трещотка, ложки, рубель, дрова, барабанка, шаркунок, трещотка круговая
Бубенчики, колокольчики, ботало, колокола. |
2. |
Духовые |
Звук издаётся колебанием вдуваемого воздуха Деревянные – из дерева, тростника, камыша
Роговые – из рога животных
Глиняные
Медные |
Дудки, жалейка, свирель, сопелка, кувичка, рожки, пыжатки, волынка.
Рога.
Свистульки, окарина.
Трубы, рожок, горн. |
3. |
Струнные |
Звук издаётся колебанием струны Щипковые
Смычковые |
Гусли, домра, балалайка.
Гудок-смык |
4. |
Клавишно-духовые |
Звук издаётся при прохождении потока воздуха через клапаны, которые открываются с помощью клавиш (кнопок) |
Гармонь, баян. |
Немало мифов, сказок и легенд создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. Они становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов – исполнителей, великой силе которого покоряются даже могущественные явления природы. Музыка выражает чувства и мысли главного героя, помогает ему одолеть силы зла и достигнуть заветной цели.
В государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинка собрана уникальная коллекция музыкальных инструментов народов мира.
В Санкт-Петербурге стоит посетить Музей музыкальных инструментов (наб. реки Фонтанки, д.34). Он был открыт в 1900 году бароном К.К. Штакельбергом в Галерейном флигеле дворца Шерементьевых. В его фондах содержится около 3000 экспонатов.
Также стоит посетить Эрмитаж и Русский музей, Российский этнографический музей.
Стоит сходить на концерт Оркестра русских народных инструментов им. В.В. Андреева (ему уже более 100 лет).