Знакомство с геометрическим материалом детей с интеллектуальными нарушениями
Куранова Наталья Александровна
Математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся. Одна из главных причин такого положения: подмена основной функции изучения математики – формирование математических понятий, установление связей между ними, с которыми встречаются дети как в школе так и вне её – выработкой вычислительных навыков. Формирование вычислительных навыков – трудоемкое и порой скучная для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию.Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений. При обучении в начальных классах наиболее распространена беседа. Это объясняется прежде всего психологическими особенностями детей, младшего школьного возраста. Вопрос стимулирует внимание детей, позволяет включать их в коллективную работу класса и осуществлять руководство познавательной деятельностью детей. - Рассматривая метод как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся, Ю. К. Бабанский пишет, что «метод беседы включает в себя приемы постановки вопросов в определенной логической последовательности, приемы постановки наводящих вопросов, приёмы активизации всех учеников в беседе, приемы коррекции ошибочных ответов, приемы формулирования выводов, обобщении, оценки деятельности учащихся».
Представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети накапливают постепенно. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Формирование представлений о геометрических фигурах одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Геометрический материал в обучении школьников математике традиционен. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Математика, как известно, наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. Геометрия - область математики, изучающая определённые неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства.
Понятие количественные свойства в традиционном курсе математики в основном связывают со счётом предметов, а в отношении геометрических фигур - со счётом их элементов (стороны, углы), между тем геометрическая фигура представляет собой богатый материал, с помощью которого у детей можно формировать количественные представления. Например, такое свойство, как длина. С одной стороны, это пространственная характеристика, а с другой - она всегда имеет своё числовое выражение, являясь одновременно количественным свойством геометрической фигуры, при этом длина - это свойство геометрической фигуры.
В исследованиях В.П. Гриханова, Ю.Т. Матасова, М.Н. Перовой, Е.Ф. Сегалевич, П.Г. Тишина и других, посвященных вопросу формирования геометрических знаний у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии, обосновано большое значение геометрического материала как средства всестороннего развития личности учеников. Изучение элементов геометрии учащимися специальной школы создает благоприятные предпосылки для формирования пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. Но усвоение геометрического материала вызывает у школьников большие трудности. Трудности, встречающиеся при усвоении геометрических знаний учениками, обусловлены не только особенностями их познавательной деятельности, но недостатками в методике обучения элементам геометрии в специальной школе.
Формирование геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления .Исходя из особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта и специфики формирования у них представлений о пространственных характеристиках окружающих предметов, а также коррекционно-развивающих возможностей конструктивной деятельности, основными направлениями ее использования можно считать следующие:
- сенсорное воспитание детей, направленное на ознакомление с пространственными характеристиками окружающих объектов, основными геометрическими формами;
- формирование действий для восприятия пространственных характеристик.
Ознакомление с пространственными характеристиками и геометрическими формами осуществляется, в первую очередь, с помощью дидактических упражнений (сопоставлений, выбора по образцу, группировки, классификации). Задания конструктивного характера, предлагаемые учащимся на уроках математики с целью формирования геометрических представлений, как правило, включают эти интеллектуально-практические действия.
Овладение сенсорными действиями, направленными на восприятие формы, осуществляется в процессе целенаправленного восприятия модели под руководством учителя: с помощью вопросов внимание детей направляется на детали образца в нужной последовательности; учащиеся обводят контуры деталей пальцами, ощупывают их; сравнивают на ощупь или наложением и приложением части образца с изготовленными деталями по форме. Конструктивная деятельность оказывает значительное коррекционно-развивающее влияние на детей с нарушением интеллекта и способствует лучшему усвоению материала предмета в процессе обучения. В частности, развитие сенсорной сферы, усвоение в процессе конструктивной деятельности эталонов формы, обогащение речи соответствующими вербальными обозначениями и пространственной терминологией обеспечивает более успешное усвоение содержания трудового обучения, арифметического, геометрического материала. Конструктивная деятельность, по мнению К.М. Турчинской, формирует у учащихся умение устанавливать причинно-следственные зависимости при осмыслении ими практического значения каждого выполняемого действия и взаимосвязи их последовательности с конечным результатом.
Продуктивная конструктивная деятельность по нерасчлененному образцу и рисунку с детьми данной категории возможна, начиная со второго класса. Это обусловлено тем, что в начале школьного обучения у большинства детей не сформированы пространственные образы и нет целостных, четких представлений о форме объектов окружающего мира.Обучение детей с нарушением интеллекта имеет практическую направленность. Важнейшей и наиболее сложной задачей является формирование способности использовать усвоенные знания, умения и навыки в решении конкретных жизненно-практических задач. Конструирование представляет большие возможности для формирования умения переноса знаний в варьируемые условия практической деятельности. Анализируя образцы и моделируя объекты, дети учатся произвольно оперировать представлениями о формах и пространственных характеристиках, свойствах объектов окружающего мира. Нацеленность на продуктивный результат (модель с определенными свойствами) учит школьников с нарушением интеллекта актуализировать и отбирать те знания и практические умения, которые необходимы им для достижения практической цели в соответствии с конкретными условиями. Геометрический материал обладает высоким уровнем абстрактности. Представление о каждой геометрической фигуре складывается на основе многократного восприятия формы объектов окружающей действительности как их существенного признака. Обобщение под руководством взрослого данных целенаправленных наблюдений, закрепление за каждым сенсорным образом соответствующего словесного обозначения составляет основу формирования геометрических представлений. На уроках математики большую роль играет применение конструирования(проволоки, бумаги).Бедность сенсорного опыта детей с нарушением интеллекта, несформированность у них исследовательской деятельности ведет к недостаточности базы ощущений для формирования на их основе полноценных геометрических представлений. Выполнение заданий конструктивного характера на уроках математики должно начинаться с уточнения образов тех форм, которые предстоит моделировать, формирования действий исследовательского характера (ощупывания, обведения, рассматривания модели, приложения и наложения деталей на образец и т.д.) ; актуализации или формирования соответствующих практических приемов деятельности (лепки, сгибания бумаги или проволоки, резания по прямым и кривым линиям) ; уточнения свойств используемых материалов (сгибается, режется, мнется и т.д.).
В первом классе работа должна проводиться по расчлененному образцу, где четко определены границы деталей; первоначально необходимо использовать детали разного цвета , что помогает учащимся выделять геометрические фигуры в составе комбинированного образца; по мере дальнейшего изучения темы (в 4-ой четверти 1-го класса), уточнения и закрепления образа формы можно переходить к образцам, составленным из фигур одного цвета. Объемные образцы, используемые для моделирования из объемных геометрических фигур в 1 классе (лепка), должны иметь малое количество деталей (2-3), границы которых должны быть четко выделены (можно использовать разноцветные детали на первоначальном этапе). Начиная со второго класса, возможно использование нерасчлененных плоскостных и объемных образцов для моделирования. Уточнение и закрепление образа геометрической фигуры должно на последнем этапе включать конструктивные задания на моделирование реальных объектов, состоящих из частей, имеющих форму, близкую к геометрической, не перегруженных лишними элементами. В третьем - четвертом классе работа может выполняться из деталей, изготовленных детьми самостоятельно (вырезание, лепка, вычерчивание и т.д.). Обсуждение последовательности моделирования (в первом классе планирование ближайшей операции) по вопросам учителя (отбор деталей по образцу определяется тем, какая деталь будет изготавливаться первой, какую форму она имеет, каким практическим приемом и какими инструментами нужно воспользоваться, чтобы ее изготовить и т.д.). Учащимся на первоначальном этапе знакомства с фигурами предлагается выбрать детали для изготовления модели среди нескольких данных разного цвета или размера по образцу формы или ее названию. Начиная со второго класса, может быть использован нерасчлененный образец для моделирования. Работа по такому образцу требует специальной подготовки. В качестве подготовительных упражнений можно предложить дорисовывание (или дочерчивание) геометрических фигур, из которых он состоит. Реализация деятельностного подхода в обучении геометрии школьников с проблемами в интеллектуальном развитии должна осуществляться посредством использования определенных упражнений, направленных на формирование действий, адекватных содержанию обучения. При формировании геометрических знаний необходимо соблюдение принципа дифференциации, цель которого, дать каждому ученику возможность заниматься в соответствии со своими силами и интересами. Обучение геометрии в специальной школе должно строиться с учетом принципа гуманизации, предполагающего ориентацию учебного процесса на личность ученика, его способности, создание школьникам с проблемами в интеллектуальном развитии условий для их всестороннего развития.
Список использованной литературы:
1. Волина В. Праздник числа (занимательная математика для детей): книга для учителей и родителей. Москва, 1993.
2. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Москва, 1991. 3. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. С решениями и методическими указаниями 1-4 класс. Москва, 1967.
3.Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Интернет ресурсы:
http://www.poznayka.ru
http://festival.1september.ru/
http://www.detskiy-mir.net/http://www.ext.spb.ru
http://pochemu4ka.ru
http://www.tvoyrebenok.ruhttp://catalog.iot.ruhttp://www.ug.ruhttp://uchportal.ru
http://nsportal.ru
http://www.solnet.ee/