И спользование ресурсов Светлой и Тёмной сенсорной комнат
в работе с детьми с ОВЗ
Филиппова Оксана Валерьевна
Сенсорная комната-инструмент для сенсорного и познавательного развития детей, а также для нормализации состояния взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорная комната позволяет выполнить следующие виды психологического и психотерапевтического воздействия:
-стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности:развитие и коррекцию зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности.
-оринтирование внимания и управление им.
-релаксация.
-повышение психологического тонуса за счёт стимулирования положительных эмоциональных реакций.
Работа в Тёмной и Светлой сенсорной комнатах идёт в трёх областях:
- Работа с цветом и светом.
-Работа со звуком.
-Работа с запахом.
Тёмная сенсорная комната (ТСК) -простанственная среда , насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия в ТСК с детьми и подростками с разным развитием активизируют их деятельность. Позволяет осуществлять коррекцию базовых чувств: зрение, слух, обоняние , и создают условия для саморегуляции процессов возбуждения и торможения.
С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда ТСК позволяет создать положительную эмоциональную обстановку , активизирует детей, помогая им преодолевать тревожные невротические переживания , страхи, достичь состояния эмоционального комфорта , помогает в осознании своего тела.
Перед началом работы в ТСК необходимо познакомить детей с каждым прибором. Научить их концентрировать на нём внимание.
Включение проекторов и введение в занятие различных эффектов воздействующих на восприятие , и также требует постепенности и периодичности.Нельзя использовать большое количество приборов одновременно , а также предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.
Дети младшего дошкольного возраста , дети с ОВЗ и дети , у которых отмечаются страхи,выраженная неуверенность, агрессивность в маленьком пространстве , знакомятся с комнатой при полоном освещении.
Приступая к работе с детьми с коммуникативными нарушениями, рекомендуется выявить наиболее "приятные" раздражители , создающие эмоциональный комфорт , и постараться ограничиться только им.
Эпилиптический синдром или готовность к эпилепсии. Нужна консультация врача-психоневролога. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными.Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом.
Людям с тяжёлой степенью умственной отсталости не следует предлагать оборудование , которое требует достаточно точного тактильного контакта взаимодействия.Использование этого оборудования возможно только в процессе индивидуальной работы, на этапе сформированного достаточно точной ориентировки в простарнстве ТСК и под контролем специалиста.
При нарушении зрения следует опираться на более сохранные слуховые и тактильные анализаторы.
При нарушении слуха , людям трудно понимать зрительные или тактильные интерактивные эффекты. Восприятие аудиальных ощущений (музыкальное сопровождение) обострено.
Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной вредой.
Размещение в ТСК должно быть продумано , чтобы все предметы были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке. Ощущение полной безопасности , комфорта наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между занимающимися и специалистом.Также наличие в комнате сенсорных эталонов , позволяет получать самый разнообразные сенсорный оопыт (чем он отличнее от того, с чем ребёнок сталкивается постоянно, тем лучше). И ребёнку с тяжёлыми и множественными нарушениями развития позволит активизировать познавательную активность.
Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека , использовать его в общепразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране здоровья и обеспечению безовасности жизнидеятельности всх участников образовательного процесса.
Зачастую, занятия с детьми с Тяжёлыми и множественными нарушениями развития происхожят индивидуально. При работе с дошкольниками используется : "Программы активности.Осознание тела, контакт, коммуникация", разработанная Марианной и Кристофером Книллом.
Предлагаемая программа составляет рамки , благодаря которым развивается социальный контакт, движение и игра. Они могут также составлять исходную базу для развития и использование языка.
Основным положением является утверждение о том, что развитие человека зависит от способности приобретения, организации и оспользование знаний о себе.Зависит он, следовательно, и от способа , с помощью которго люди знакомятся со своим телом и учатся как его использовать. В силу различных причин некоторые люди испытывают затруднения в получении и организации основной информации о себе.Их взаимодействие со средой становится ограниченный и , в результате , у них может сформироваться искажённый образ тела..У них может иметь место недостаточный контроль над движением, они могут испытывать серьёзные проблемы в коммуникации.Всё это бывает причиной возникновения отсутствия чувства безопасности и эмоциональных нарушений , которые, в свою очередь, тормозят возможности нормального развития.
Чтобы разорвать этот потенциально замкнутый круг , следует развивать осознание тела. Это требует безопасной среды , которую может обеспечить простансво Светлой и Тёмной сенсорной комнат.В этой среде удаётся сконцентрировать внимание ребёнка , привлечь его и управлять им, благодаря значимым и мотивирующим формам активности. Музыкальное сопровождение как стимулирует , так и повышает внимание.В связи с этим она может создавать благоприятные условия для улучшения (например, когда слышат знакомую музыку, знает, что может произойти). Этот принцип должен учитываться при реализации программы , при работе с ребёнком с ТМНР.Благодаря слушанию специального фрагмента в начале и в конце каждого занятия , ребёнок постепенно учится распознавать ситуацию , что готовит его к объединению с определённой активностью. Таким образом создаются условия , в которых ребёной может быть внимательным и чувствовать себя совершенно свободно.