Методы работы на уроках биологии с детьми с ЗПР
Вахрушина Наталья Анатольевна,
ГБОУ Школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
(коррекционная школа),
учитель химии и биологии
Методы работы на уроках биологии с детьми с ЗПР
Вахрушина Наталья Анатольевна
В последние годы проблема задержки психического развития (ЗПР) продолжает оставаться достаточно актуальной. Это связано с увеличением количества детей с данной формой дизонтогенеза, так и малоразработанностью многих теоретических вопросов по этой проблеме.
В настоящее время накоплен значительный опыт изучения вопросов этиологии ЗПР, динамики ее течения, психолого – педагогической характеристики детей данной категории, проблем воспитания, развития и обучения, который был внесен Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским, М.С. Певзнер
Задержка психического развития относится к дизонтогенезу задержанного типа. ЗПР носит временный характер и корригируется условиями специального обучения, большинству из них необходимы специальные формы и методы работы.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической, психологической, медицинской литературе употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. Как отмечает М.М. Семаго, у этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.
В то же время, у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
В современных условиях, этим детям необходим качественно новый подход к их обучению.
Одним из важнейших моментов является создание ситуации успеха на уроке. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать эту ситуацию, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении теста учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.
В качестве главного метода работы выступает постепенное усложнение учебного материала, дозирование, при этом материал подается ребенку с ЗПР систематически. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания). Учащимся с ЗПР важно предлагать достаточное число заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника.
Немаловажную роль в организации учебного процесса играет использование информационно-коммуникационных технологий. Их можно использовать на различных этапах урока и для актуализации знаний, и для объяснения нового материала, и для закрепления, и для оценки сформированности учебных действий. Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы при подготовке дополнительной информации к уроку или для выполнения домашнего задания.
Для облегчения запоминания учебного материала необходимо использовать больше красочного наглядного материала, рациональные приемы запоминания (группировку слов и картинок, установление связей). Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «Какой садовод поступает правильно, выращивая декоративный кустарник», учащиеся получают элементарные знания по декоративному садоводству, которые могут быть использованы в жизни.
Выполняя задание: «Объясни, в каком стакане семена прорастут», учащиеся не только усваивают теоретические знания об условиях прорастания семян, но и практически учатся их выращивать: после выдвижения гипотезы идет проверка ее правильности практическим путем.
С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, возвращение к пройденному материалу. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Например, повторение как материала, изученного недавно (например, при изучении строения животной клетки идет повторение строения растительной клетки, изученное на предыдущем уроке), так и ранее изученного материала (например, при изучении регуляции процессов жизнедеятельности повторяются системы органов организмов, понятие «раздражимость»). В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика, «дорожка знаний» и т. п.).
Для облегчения работы учащихся важно, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом, учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради должны отличаться. Например: учащиеся по учебнику разбирают передвижение спермиев цветкового растения по пыльцевой трубке, а потом в тетради на схеме должны показать это передвижение; задания: «Нарисуй, что помогает дышать рыбе (жуку, человеку)» выполняются после рассмотрения органов дыхания на рисунках учебника.
Ещё одним моментом является использование при письменной формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего числа знакомых условных обозначений. В этом случае, как показывает опыт, учащимся не приходится долго читать задания. В последующем они настолько привыкают к условным обозначениям, что не читают задания целиком, а начинают его выполнять, ориентируясь на символы.
Другим методом работы может выступать игровая ситуация. Например, это могут быть задания по конструированию объектов живой природы. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.
На современном этапе активно стали внедрять в школьные уроки интерактивное обучение.
Интерактивноеобучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учеником. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используются ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Примерами интерактивного обучения на уроке биологии является ролевая игра, в которой могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
Преимущества для детей с ЗПРролевой игры таковы:
· Ученики активно вовлекаются в обсуждение;
· Царит доброжелательная атмосфера;
· Наличествует свобода и спонтанность в действиях окружающих, нет боязни показаться смешным, дать неверный ответ,
· Позволяет войти в образ литературного героя, лучше понять его.
Таким образом, на уроках биологии детям с ЗПР необходимо уделять особое внимание, ориентируясь на индивидуальный, дифференцированный подход с привлечением специальных методов работы с ними. Многообразие методов, рассмотренных нами, позволяет понять, что дети с задержанным типом развития могут справляться с учебной программой, но для этого учителю необходимо создать специальные психолого-педагогические условия образовательного процесса.
Литература
1. Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
2. Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010
3. Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 17–21.
4. Мустаева Е. Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. № 1. С. 79–81.
5. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: СНПИ, 2010