Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Открытый урок по химии в 9 классе коррекционной школы

Строение простых веществ. Аллотропия

 

Вахрушина Наталья Анатольевна,
учитель химии и биологии ГБОУ Школа №7 (коррекционная школа)
Красносельского района Санкт-Петербурга ,

 

Цели: сформировать у обучающихся понятие аллотропии на примере химического элемента кислорода.

Задачи:

1.     Образовательные: систематизировать знания обучающихся по формированию представлений о кислороде и озоне, как о простых веществах, образованных атомами одного и того же элемента; рассмотреть особенности свойств этих аллотропных видоизменений в связи с их строением.

2.     Воспитательные: сформировать у обучающихся понимание роли кислорода и озона для планеты Земля.

3.     Развивающие: развивать логическое мышление, способность обобщать, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес, самоконтроль и взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, модели аллотропных видоизменений кислорода.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке химии. К нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их.

 

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

3. Постановка проблемы.

- На слайде №1 написаны формулы, давайте их прочитаем: О2; Н2О; HNO3; H2; Al; O3; C; KOH; Na2SO4; N2; CO2.

- Посмотрите внимательно, на какие группы веществ мы можем их разделить?

- Правильно, на простые и сложные вещества.

- Давайте вспомним, какие вещества называют простыми? Какие сложными?

Слайд №2:

Простыминазывают такие вещества, которые образованы атомами одного вида.

Сложныминазывают такие вещества, которые образованы атомами разного вида.

- А теперь я хочу загадать вам загадку о том веществе, о котором мы с вами будем сегодня говорить. И большая просьба, внимательно меня слушать. 

 

Та история простая...

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил

Странный газ!

Газ без цвета,

Без названья,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья?..

(Не узнаешь у врача.)

Новый газ из колбы вышел!

Никому он не знаком:

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит!

Джозеф Пристли быстро пишет:

«Воздух делится на части...»

Эта мысль весьма нова...

Здесь у химика от счастья

И от воздуха отчасти

(От его важнейшей части!)

Закружилась голова...

Кошка греется на крыше.

Солнца луч в окошко бьет.

Джозеф Пристли,

С ним две мыши,

Открывают кислород!

 

Ефим Ефимовский

 

- Да, правильно, сегодня мы будем рассматривать самый распространенный элемент на планете – кислород.

Открываем тетради, записываем число и тему урока в тетрадь.

- Виталий, познакомь всех нас с темой урока (Слайд №3):Строение простых веществ. Аллотропия.

 

4. Постановка целей урока.

- Ребята, так о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке?

(Кислород – как простое вещество. Понятие аллотропии.)

 

5. Объяснение нового материала.

- Что мы о нем уже знаем? Правильно, смотрим куда? В периодическую таблицу Д.И.Менделеева.

(Химический знак - О, название – кислород, читается «о», 2 период, 2 ряд, 6 группа, это неметалл, порядковый номер 8, количество электронов -8, заряд ядра +8).

- А теперь проверим Вас на внимание: кто открыл кислород? (Джозеф Пристли)

(слайд №4)

- Какие вещества может образовывать кислород?  

- О2, а еще какое? О3 – озон (слайд №5).

- Почему О2 состоит из 2 атомов? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним электронную и графическую формулы атома кислорода?

- К доске кто пойдет писать? Остальные пишут в тетрадях.

- Ребята, давайте внимательно посмотрим, сколько у кислорода электронов на последнем энергетическом уровне? Сколько не хватает до заполнения? (2 электрона).

- Что бы быть устойчивым соединением в обычном состоянии молекула содержит 2 атома, то есть электроны образуют 2 общие электронные пары.

- Посмотрите на рисунок и сделайте запись в тетрадь.

 

(слайд №6)

 

- Какой вид химической связи характерен для молекулы кислорода? (Ковалентная неполярная)

- Что мы еще знаем о кислороде?

Он необходим почти всем живым организмам на Земле. Широко используется в промышленности (слайд №7).

 

6. Физкультминутка

 

Объяснение нового материала (продолжение).

Теперь поговорим о втором веществе –обозоне.

- Что связано в нашей жизни с этим понятием?

- Правильно, озон образует вокруг нашей планеты защитный озоновый слой.

- Какая глобальная проблема связана с ним?

(Озоновые дыры, они образуются за счет выбросов металлургических комбинатов, использования спреев, полета ракет и т. д.)

Вот, о каком важном веществе, мы ведем речь, но… для нашего организма тесный контакт с озоном – опасен.

- Чем отличается О3 от О2?  Количеством атомов следовательно расположением атомов в молекуле.

(слайд №8)

 

7. Работа с учебником

- Озон получают в приборе – озонаторе.

Задание:прочитать о строении и принципе работы озонатора (стр. 27).

(слайд №9)

 

- Озонатор состоит из стеклянной трубки, обвитой снаружи металлической проволокой. Внутри трубки проходит другая металлическая проволока. Стеклянную трубку озонатора наполняют кислородом, а концы проволоки присоединяют к полюсам индукционной катушки для получения тока высокого напряжения. Между проволоками и, следовательно, через кислород пропускают электрический разряд. В результате кислород превращается в озон (слайд №10):

- Расскажите принцип работы озонатора.

- Скажите, какие явления происходят в природе, напоминающие деятельность озонатора?

(Гроза. И еще окисление смолы хвойных деревьев).

- Вспомним, какой воздух после дождя? И в хвойном лесу?

(Приятный свежий воздух).

- Рассмотрим подробнее это второе видоизменение кислорода.

Озон– это газ с характерным запахом, в 1,5 раза тяжелее кислорода и лучше растворяется в воде.

Озонхимически значительно активнее кислорода, так как его молекулы легко распадаются (слайд №11):

 

- Образующийся атомарный кислород более энергично реагирует с веществами, чем молекулярный. Он соединяется попарно в молекулы (слайд №12):

- Поэтому превращение озона в кислород выражают следующим уравнением (слайд №13):

- Таким образом, что мы узнали об озоне? о кислороде?

- Действительно, мы с вами познакомились с двумя простыми веществами – это кислород и озон. Они образованы одним химическим элементом. Такие вещества называются аллотропными видоизменениями. А явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией.

 

Запишите определения в тетрадь (слайд №14):

Аллотропия– это явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Аллотропные видоизменения– это простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом.

 

 

8. Итоги урока

- Давайте подведем итоги, что мы сегодня рассмотрели на уроке, с чем познакомились?

 

9. Домашнее задание:

1)§8;

2) Найти и записать аллотропные видоизменения других химических элементов.

 

10. Оценивание учащихся, с комментариями.

 

Используемая литература:

1.  Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 9 класс»- М. «Просвещение», 2012 г.

2.  Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007 г.

3.  Репетитор по химии под ред. А.С. Егорова – Ростов н/Д «Феникс», 2005 г.

4.  Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004 г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»