Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика обучения баскетболу в коррекционной школе 8 вида

Хабарова Елена Нурулловна,
учитель физической культуры
ГБОУ школа 487 Санкт-Петербурга

    Актуальность.  Исследователи игровой деятельности подчеркивают  уникальные возможности спортивных игр в физическом и нравственном воспитании школьника, особенно в развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитании коллективизма.

     Игры содействуют и умственному развитию, что так необходимо для детей олигофренов.

     В программу по физической культуре в специальной школе включены различные подвижные и спортивные игры. Это занятия баскетболом и волейболом. Баскетбол включен в программу с пятого класса. В процессе занятий школьников игрой в  баскетбол необходимо развивать у них способности, позволяющие им овладевать техникой и элементарными навыками в игровой обстановке. В этом заключается основная задача учителя физической культуры при проведении занятии баскетболом и подготовке к соревнованиям Специальной Олимпиады среди коррекционных школ с ОВЗ.

     Содежание. За время обучения ученикам по разделу « БАСКЕТБОЛ необходимо овладеть следующими навыками и умениями: стойка игрока; передвижения; остановка прыжком; ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте; ведение мяча правой и левой рукой; броски мяча в цель правой и левой рукой с места.

     Уже с первых уроков учитель должен начать обучение учащихся перечисленным приемам игры.

     Стойка игрока.  Правильная стойка дает возможность игроку быть в постоянной готовности как для наступательных, так и для оборонительных действий. В баскетболе каждый игрок является нападающим при овладении мячом его командой или защитником, если мячом владеет соперник. Поэтому стойка баскетболиста должна обеспечивать игроку быстрый маневр.

     Наиболее надежной в этом отношении является следующая стойка: ноги находятся на ширине плеч, вес тела равномерно распределяется на обе ноги (для мгновенного передвижения в любую сторону), пятки приподняты на 1-2 см, колени полусогнуты, туловище слегка наклонено вперед, так чтобы ось плеча, колена и стопы находилась на одной линии, руки согнуты в локтях.

Примерные упражнения. После показа учителем ученики принимают стойку баскетболиста. Педагог проверяет правильность выполнения каждым учеником, после этого дает  задание принять правильную стойку после ряда строевых команд, затем, - в неожиданных ситуациях (по свистку) в процессе ходьбы и бега.

     Передвижения. Для передвижения по площадке баскетболист использует ходьбу, бег, прыжки, остановки и повороты. Передвижение – основа техники баскетбола. Выбирает место, освобождается от опекающего его соперника и выходит в нужное место для последующей атаки ,  занимая наиболее удобное положение для выполнения технических приемов. От правильной работы ног при передвижениях и сохранения равновесия зависит  эффективность действий игрока в защите.

     Примерные упражнения.

1.     Бег вокруг площадки с ускорением и замедлением на заранее оговоренных участках маршрута.

2.     Спокойный бег, по сигналу – ускорение.

3.     Бег по кругу (дистанция между учениками 3-4 м). По первому сигналу последующий догоняет впереди бегущего, по второму сигналу – спокойный бег.

4.      Бег с изменением направления, огибая разложенные на площадке предметы (набивные мячи, стойки, булавы ).

5.     Продвижение вдоль зала парами. Один двигается вперед в различном темпе (остановки, ускорения), второй повторяет его движения (в зеркальном отражении), затем ученики меняются местами.

6.     Бег с прыжками на «на кольцо» толчком  левой (правая рука вверх) толчком правой (левая рука вверх, толчком обеих ног (обе руки вверх).

7.     Передвижения в защитной стойке правым, левым боком, 2-3 шага левым боком и т.д.

8.     Передвижения в защитной стойке в парах. Один передвигается произвольно, меняя способ передвижения и скорость, второй повторяет все его движения, после чего занимающиеся меняются местами.

     Ходьба. Используется главным образом для смены позиций,  а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом. В отличии от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему хорошую возможность для внезапных ускорений.

     Бег. Занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Бег баскетболиста несколько отличается от равномерного бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения, быстро изменять скорость и направление бега.

     Изменение направления бега  выполняется игроком при помощи ложного толчка выставленной вперед ногой в сторону, противоположную намеченному движению. Туловище наклоняется в сторону истинного направления движения и выполняется рывок в нужном направлении.

     Прыжкив баскетболе используются и как самостоятельные приемы, и как входящие составным элементом в другие приемы игры. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя и толчком одной.

     Остановка прыжком.  В соответствии с игровой ситуацией игрок использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменением направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки защитника и выйти на свободное место, изменить скорость и направление движения, поставить заслон и т.д. Умение вовремя и мгновенно остановиться, не сделав при этом пробежки, требует определенной силы ног, их правильной постановки, сохранения равновесия.

     Примерные упражнения:

Без мяча:

1.     Ученики построены в одну шеренгу: бег, остановка прыжком произвольно; бег, остановка в определенном месте; бег, остановка по сигналу; бег, по хлопку – ускорение, по свистку – остановка.

2.     Занимающиеся построены в колонну по одному: бег по сигналу – остановка , поворот  и бег в противоположном направлении; бег,  по сигналу – остановка, прыжок вверх с поворотом на 90 градусов; тоже, но предварительно делается ускорение.

     Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте.Ловля мяча – прием, с помощью которого обеспечивается возможность овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Необходимо принимать устойчивое положение после ловли, сгибать колени в момент приема мяча, мягко приземляться с мячом после прыжка.

     Ловля мяча двумя руками. Прежде чем приступить к ловле мяча, учитель должен научить учеников правильно держать мяч. Для этого необходимо кончиками широко расставленных пальцев взять мяч сзади-сбоку, большие пальцы положить сверху, руки слегка согнуты в локтевых суставах, мяч должен находиться на уровне нижней части груди.

     Передача мяча– один из основных элементов техники баскетбола. С помощью данного приема игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Владеющий мячом, исходя из игровой обстановки, должен решить, кто из партнеров находится в лучшем положении для атаки, быстро определить способ и время передачи, а также выполнить ее с такой точностью, чтобы партнер, не затратив дополнительных усилий на ловлю мяча, мог быстро продолжить атаку.

     Передача мяча двумя руками от груди– основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкие и средние расстояния в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника. Она наиболее часто употребляется в игре, с нее начинается изучение передач.

     Примерные упражнения:

1.     Учащиеся построены в одну шеренгу. Они принимают стойку при ловле мяча с правильным положением рук при ловле. Учитель проверяет правильность выполнения всеми исходного положения.

2.     Перед каждым учеником на полу лежит мяч. Занимающиеся наклоняются вперед , кладут правильно кисти рук на мяч и пытаются приподнять его, не меняя положения кистей рук.

3.     То же, но упражнение выполняется с закрытыми глазами. После выполнения каждый проверяет правильность расположения кистей рук  на мяче.

     Ведение мяча правой и левой рукой, стоя на месте. В современном баскетболе ведение мяча является одним из важных технических приемов игры, без которого невозможно представить себе полноценную, технически и тактически грамотную, зрелищно красивую игру.

     Ведение мяча-  прием в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении.

     Баскетболист обязан при ведении одинаково хорошо владеть правой и левой рукой, причем зрительно не контролируя мяч. Согласно правилам мяч можно вести как одной рукой, так и попеременно правой и левой рукой с различной скоростью и высотой отскока.

     Примерные упражнения.

1.     Занимающиеся построены в одну шеренгу. Они выполняют ведение мяча стоя на месте, сначала правой, затем левой рукой.

2.     То же, но  ведение осуществляется поочередно правой и левой рукой.

3.     То же, но смена рук при ведении осуществляется по зрительному сигналу учителя.

     Бросок мяча одной рукой с места. Чтобы выиграть матч, команде необходимо превзойти соперника в счете, а это достигается точными бросками. Все остальные приемы игры создают условия для овладения корзиной. Бросок мяча в корзину является завершающей стадией атаки, поэтому все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созданию благоприятных условий для броска в кольцо.

Умение хорошо бросать в кольцо является навыком, приобретенным в процессе занятий баскетболом. Меткость бросков кроется в правильном выполнении элементов техники – координированной работе ног и рук, равновесии тела, расслаблении и завершающем движении кисти руки.

     Основные принципы обучения броску в кольцо.

Цель. Независимо от того, целится игрок в заднюю часть кольца и переднюю, а также непосредственно в щит, он концентрирует внимание на избранной точке мишени до, во время и после броска.

Мягкость достигается плавными, ритмичными движениями при броске, придающими мячу легкое обратное вращение. Обратное вращение и поступательное движение мяча вперед уравновешивают друг друга и заставляют мяч оставаться в области корзины в момент отскока от обода кольца.

     Сопровождение мяча– естественное продолжение броска в то время как взгляд игрока все еще направлен на цель. Контроль за мячом кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и ощущать этот контроль.

     Полет мяча.Средняя траектория полета мяча обеспечивает высокий процент попаданий. Бросок с высокой траекторией полета мяча дает далекий отскок и не будет мягким. Бросок же с низкой траекторией должен быть направлен очень точно, иначе мяч ударится о переднюю или заднюю часть обода кольца и отскочит в сторону.

     Бросок одной рукой от плеча– довольно распространенный способ атаки корзины с места со средних и дальних дистанций, который также используется игроками при выполнении штрафных бросков.

     Примерные упражнения.

1.     Занимающиеся с мячами в руках располагаются лицом к стене. Имитация броска мяча с использованием стены, на которой нанесены ориентиры на соответствующей высоте.

2.     Стоя лицом друг к другу, поочередные броски друг другу с соответствующей траекторией полета мяча.

3.     Учащиеся построены в колонны по одному справа и слева от щита под углом 45 градусов к корзине. Поочередные броски в кольцо с использованием щита.

4.     То же, но без отскока от щита. Предварительно увеличить угол направления броска до 70 градусов.

5.     То же, но в виде соревнования между колоннами.

При выполнении бросков в корзину необходимо использовать все имеющиеся в зале  дополнительные щиты.

Литература:

1.     Е.С. Черник. Физическая культура во вспомогательной школе. М., Учебная литература. 2003 г.

2.     О.А. Степанова. Подвижные игры. М., БАЛААС, 2008 г.

3.     Ник Сортэл. 100 упражнений и советов для юных игроков. М., Астрель, 2002 г.

4.     Г.Н Григорьев. Баскетбол. Физическая культура в школе. М., 2004 г.        

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»