Конспект занятия по коррекции смешанной дисграфии и дислексии в 3 классе
Дифференциация звуков З,Ж в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях. Грамматическое оформление предложений
Глебова Наталья Михайловна,
учитель-логопед школы-интерната №20
Санкт-Петербурга
Цели и задачи: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование навыка лексико-грамматического оформления высказывания. Развивать фонематическое восприятие, развивать артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику. Развивать фонематический слух – способность анализировать и синтезировать речевые звуки. Коррекция физиологических механизмов интонации. Коррекция звукопроизношения. Совершенствование навыков анализа и синтеза, согласования и управления слов в предложении. Воспитывать потребность говорить правильно и красиво.
План урока
- 1. Чтение слогов по очереди:
за-жа жа-за аза-ажа
зо-жо жо-зо озо-ожо
зу-жу жу-зу узу-ужу
зи-жи жи-зи изи-ижи
зе-же же-зе езе-еже
- 2. Повторите:
за-жа-за жа-за-жа
зо-жо-зо жо-зо-жо
зу-жу-зу жу-зу-жу
за-жа-за-жа
жо-зо-жо-зо
зу-жу-зу-жу
- 3. Откройте тетради. Послушайте слова и запишите только первую букву:
Зал, жаба, жук, зубы, жалко, забор, жара, жир, зебра.
Запишите ту букву, которая будет в середине слова: (З) или (Ж).
Можно, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, поджарить, узелок, узнать.
- 4. Охарактеризуйте звуки (Ж) и (З).
- 5. Составьте слово из первых слогов двух других слов и запишите их в тетради:
узнать + комар
газета + зонты
студент + жакет
звери + здание
знает + мясо
- 6. Подберите существительные к прилагательным:
Красный зонт
Зеленый жук
Железный замок
Желтый жакет
Зеленая змея
Серый заяц
Красная звезда
Деревянный забор
Поставьте эти словосочетания в Родительном падеже.
- 7. Измените глаголы по образцу:
Резать - я режу
Мазать
Сказать
Лизать
Грозить
Заказать
Скользить
Грузить
Отказать
- 8. Замените букву З на букву Ж:
Жал – зал, залей-жалей, вяжу-везу, рожок-разок, жевать-зевать, называть-наживать, ужи-узы, лежать-лизать,.
- 9. Вспомните правила правописания предложения.
Послушайте текст:
У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор велел лежать. Захар лежит и пьет таблетки.
Запишите текст в тетради под диктовку.
Подчеркните букву З одной чертой, букву Ж двумя чертами.
- 10. Работа над интонацией.
Прочитайте текст с разной интонацией.
- 11. Подведение итогов занятия.
Список литературы:
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., 1999
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991