Организация театральной деятельности для детей с ОВЗ
в России
Ирина Анатольевна Лучко, Елена Анатольевна Миронова,
воспитатели ГБСКОУ № 34 Невского района, г.Санкт-Петербурга
Постановка проблемы и ее актуальность.
Ведущая деятельность детей- игровая. У детей с ОВЗ она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоцинальное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутсвием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.
Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание тетрализации сказок. В сказках персонажи деляться на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса- хитрая, волк- злой... Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Содержательная часть.
Прежде чем преступить к театральной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно- гигиенических навыков.
Учитывая возрастные и психомоторные особенности детей, нами был составлен перспективный план работы по всем разделам программы. В соответствие с ним, на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно- практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально- волевой сферы.
Для развития двигательной активности и координированной моторики создан физкультурный уголок, а так же картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.
Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукоподражания, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.
Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности нами используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.
Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий: отвести место для расположения самостоятельной художественно- речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.
По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.
В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потекши, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, разные виды театров, видео- и аудиоматериалы.
Для развития эмоционально- волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования- подобрать этюды и упражнения.
Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержание пословиц и поговорок, которые ограничено вошли в текст сценария.
В речевой зоне выставляются игрушки, театры, для самостоятельного обыгрывания сказки. В группе продлённого дня, на переменах воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат достоверному изображению персонажей.
После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в школе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.
На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.
На занятиях по музыке- разучиваются тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.
Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.