Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Организация театральной деятельности для детей с ОВЗ

 в России

Ирина Анатольевна Лучко, Елена Анатольевна Миронова,

воспитатели ГБСКОУ № 34 Невского района, г.Санкт-Петербурга

 

 Постановка проблемы и ее актуальность.

           Ведущая деятельность детей- игровая. У детей с ОВЗ она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоцинальное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутсвием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.

            Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание тетрализации сказок. В сказках персонажи деляться на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса- хитрая, волк- злой... Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

 

Содержательная часть.

 

Прежде чем преступить к театральной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно- гигиенических навыков.

Учитывая возрастные и психомоторные особенности детей, нами был составлен перспективный план работы по всем разделам программы. В соответствие с ним, на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно- практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально- волевой сферы.

Для развития двигательной активности и координированной моторики создан физкультурный уголок, а так же картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.

Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукоподражания, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается  на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.

Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности нами используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.

Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий: отвести место для расположения самостоятельной художественно- речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.

По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры  можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.

В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потекши, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, разные виды театров, видео- и аудиоматериалы.

Для развития эмоционально- волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования- подобрать этюды и упражнения.

Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержание пословиц и поговорок, которые ограничено вошли в текст сценария.

В речевой зоне выставляются игрушки, театры, для самостоятельного обыгрывания сказки. В группе продлённого дня, на переменах воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат достоверному изображению персонажей.

После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в школе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.

На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.

На занятиях по музыке- разучиваются тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.

Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее  друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

      

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»