Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности деятельности педагога-тьютора
в коррекционной школе

 

Пучкова Марина Игоревна,
ГБОУ № 616, Центр «Динамика»
Санкт-Петербург

 

В современном российском школьном образовании недавно появилась новая педагогическая должность - тьютор. Актуальность данной темы обусловлена тем, что тьютор принципиально новый вид педагогической деятельности в России, который требует пояснений и уточнений.

Впервые тьюторы появились в Англии в тринадцатом веке в Оксоворде, а позже в Кембридже. Тьютор прикреплялся к ученику и сопровождал его до самого выпуска. В словаре иностранных слов дается следующее определение термина:в переводе с английского тьютор обозначает наставник, вообще слово тьютор произошло от латинского языка (смотреть, надзирать) (1).

Сегодня данная специальность наиболее востребована в сфере дистанционного образования. Основные участники процесса в такой системе - это педагог-наставник (тьютор) и учащийся. Необходимость такой должности в сфере дистанционного образования обусловлена тем, что на надомном обучении весь процесс строится на индивидуальном подходе к каждому ученику. Это значит, что режим занятия выстраивается, согласно особенностям ученика, его образовательным потребностям, возможностям. Основная задача тьютора - создание индивидуальной программы обучения для каждого учащегося.

В настоящее время в России идут эксперименты по выбору возможных моделей тьюторства. В данный момент существует несколько моделей. В первой классные руководители совмещают две должности (классный руководитель, тьютор). Вторая модель, наиболее распространенная, где учитель занимается преподаванием, а тьютор курирует классы. Отличие тьютора от педагога в том, что задача педагога - передать знания, задача тьютора - сопровождать учащего в процессе обучения. Такая специальность внедряется в профильных, коррекционных школах, а также в университетах, т.е. там, где необходим индивидуальный подход, а также в образовательных учреждениях, которые участвуют в инновационном движении. На необходимость такого подхода, указывал еще Я.А.Коменский в «Великой дидактике» (4).

Рассмотрим в качестве примера введение должности тьютора для сопровождения обучающихся на дому с использованием дистанционных технологий.

Школа № 616 ГБОУ Центр «Динамика» является экспериментальной площадкой, реализующая вторую модель тьюторства (учитель преподает, а тьютор курирует классы и берет на себя функцию классного руководителя). Школа специализируется на обучении детей с ДЦП, поэтому детям особенно необходимо сопровождение в индивидуальном образовательном маршруте. Помимо взаимодействия с учениками, в обязанности тьютора входит работа с родителями: отвечать на многочисленные вопросы, обсуждать с ними проблемы, возникающие в процессе обучения, оказывать информативную помощь по вопросам учебного процесса, а также помогать в выборе дальнейшей профессии. Конечно же, тьютор не может решить все проблемы возникающие во время учебного процесса в одиночку, поэтому необходимо сотрудничество с учителями, логопедами, психологами.

Из вышесказанного можно сделать вывод, тьютор - посредник между учителем, ребенком и родителем. Надо отметить, что для продуктивной работы важным является налаженный эмоциональный компонент между тьютором, ребенком и родителем.

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что принцип индивидуализации - ведущий принцип в должности тьютора, следовательно, основное направление работы тьютора - это ориентация на личностные особенности ученика. Надо отметить, что должностные обязанности тьютора очень широкие и еще до конца не определены. Важные личностные качества в работе тьютора: желание помогать, а также безусловное принятие детей.

 

Список используемой литературы:

  1. Словарь иностранных слов русского языка. Комлев 2006 г.

  2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Специализированный учебный курс. Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. И др.- 2 изд., испр.-М. Дрофа, 2006 г.

  3. Газета Известия. Выпуск 18 февраля 2014 г.

  4. Коменския Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогической наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Журинский.-М.: Педагогика 1989г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»