Планирование совместной работы учителя-логопеда
с музыкальным руководителем
Дьячкова Наталия Сергеевна
Планирование подойдет для занятий в старшей группе детей с ОНР и расписан по лексическим темам. Каждая тема в группе длится неделю.
месяц |
Неделя. Лексическая тема
|
Рекомендуемые задания |
Отметка о выполнении |
|
|||
сентябрь |
Осень. Признаки осени. Деревья |
Развитие целенаправленной воздушной струи «Ветер и листья» Игра «Прогулка и дождик» Закрепление признаков осени |
|
Фрукты. Труд в саду
|
Развитие мимических мышц: После осеннего дождика выглянуло солнышко – улыбнулись, обрадовались Но вдруг набежала тучка – нахмурились, огорчились Но ветер унёс тучки, и вы снова… улыбнулись, обрадовались Игра «Топай- хлопай». На слова со звуком А – топай, а на У – хлопай.
|
|
|
Октябрь |
Овощи. Огород |
Пальцы обеих рук детей собраны в кулачки. Поочерёдно ребёнок дует на каждый пальчик, открывая ладонь. Посадили зёрнышко, Вырастили солнышко. Это солнышко сорвём, Много зёрен соберём
Дует, дует ветер, задувает - энергичные взмахи руками Жёлтые листочки с дерева срывает – имитация срывания листьев Падают листочки прямо нам под ножки - наклон вперёд, руки касаются ног.
|
|
Грибы. Ягоды
|
Под весёлую музыку дети собирают грибы, если муз. рук называет съедобный гриб, дети отвечают: АХ! А если несъедобный - ОХ!
Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие движения: Хлопки ладонями по спине: Дождь, дождь надо нам расходиться по домам. Поколачивание кулачками: град, град, сыплет град, все под крышами сидят! Постукивание пальчиками: только мой братишка в луже Поглаживание спины ладошками: ловит рыбу нам на ужин |
|
|
Домашние детеныши и их животные |
1. Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:
2. Упражнения на развитие речевого дыхания. Звукоподражание животным. Изменение голоса по силе и высоте. Корова: Му-у-у-у, молока кому? (громко, низким голосом). Телёнок: Му-у-у-у (тихо, высоким голосом). Кошка- котёнок и т.д. |
|
|
Домашние птицы
|
Губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую щёчки. Текст произносится педагогом: Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду. В нем тогда таких, как я будет целая семья!
Игровой материал: лесенка из 5 ступенек, игрушки (матрёшка, мишка), детские музыкальные инструменты. Ход игры: ребёнок- ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодий вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы. |
|
|
Ноябрь
|
Дикие животные и их детеныши |
1. Артикуляционная гимнастика «Ёж»: широкий язык высунуть изо рта и расслабить; затем активным движением направить язык за верхние зубы и закрыть рот. Язык наш отдыхает, лёг спокойно, загорает Должен весь он загореть, чтоб зимою не болеть Вдруг ежонок прибежал, язычок наш испугал! 2. Игра на развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия «помоги зайчику перейти через болото» Материал: игрушка Заяц, кубики. Муз.рук просит детей помочь зайцу перейти через болото. Для этого он просит хлопнуть в ладоши, когда услышат звук З (или другой) Далее муз.рук произносит изолированные звуки, при правильных хлопках зайчик перепрыгивает по кубикам, а при неправильных- возвращается назад. 3. «Отгадай, кто я?» - ребёнок изображает для всех детей дикое животное, а ребята по повадкам должны отгадать животное. |
|
Перелетные птицы |
1. Игры на развитие артикуляционной моторики: «Зёрнышко» губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую щёку. Текст произносится педагогом. Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду В нем тогда таких, как я будет целая семья!
|
|
|
Одежда
|
1. Кто скорей оденет куклу в зимнюю одежду? Один ребенок одевает куклу, а второй объясняет, что на ней одето и правильно ли подобрана зимняя одежда. |
|
|
Обувь. Головные уборы |
Упр. на развитие дыхания.
И.п: основная стойка, 1-вдох- руки в стороны, 2- выдох- наклон туловища вправо, 3- вернуться в и.п, 4- наклон туловища влево.
И.п- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2-выдох- наклон туловища вперёд, 3-4 вдох, вернуться в и.п
И.п- ноги вместе, руки за голову, 1- вдох- подняться на носки, 2-выдох- присед, 3-4-повторить, вернуться в и.п.
|
|
|
Декабрь |
Зима. Дикие животные зимой
|
1. Музыкальная игра «Снежный кролик» Мы слепили снежный ком- имитация Ушки сделали потом – изображают ушки руками И как раз вместо глаз (на обеих руках соединяют кончики указательного и большого пальцев и приставляют их к глазам) Угольки нашлись у нас Кролик вышел, как живой - показывают «ушки» Он с хвостом и с головой – изображают голову и хвостик За усы не тяни - грозят пальцем Из соломинок они Длинные, блестящие (хлопают в ладоши) Будто настоящие! 2. Упражнение на развитие общей моторики: Рано утром на полянке веселятся 2 снежинки Левой ножкой: топ-топ правой ножкой: топ-топ руки вверх, вверх, вверх действия по тексту. кто поднимет выше всех?
|
|
Зимующие птицы |
1. Упражнение на развитие дыхания «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх подымет голову, то в сторону поворачивает и всюду слышится карканье: (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно: КАР!) упр. повторить 5-6 раз. 2. П/и «Помоги собрать яйца». Дети бегут по залу в рассыпную и, помахивая руками изображают птиц. По сигналу «найди яйцо» дети делятся на 3 команды воробьи, вороны и дятлы. Каждая группа должна собрать яйца своего цвета: в крапинку, белые и голубые. 3. Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:
Птенчики глотают пищу: сглатывание слюны. |
|
|
Транспорт |
1. Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».
П/и «Шофёр». бегут по кругу, крутят Качу, лечу воображаемый руль Во весь опор Я сам шофёр и сам мотор. Нажимаю на педаль останавливаются, нажимают на педаль и И машина мчится вдаль. бегут в противоположную сторону.
2. «Послушай команду» игра на успокоение и организацию. Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, сказанную шепотом, тут же выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа слушает и хорошо выполняет задание. |
|
|
Мебель |
1. Динамическая пауза: «Стирка» В тазик мы воды нальём, вот нальём И бельё в нём простирнём, простирнём Мы бельё стирали чисто А теперь всё всполоснем Мы бельё всё выжимаем… И встряхнем его легко, да легко И повесим высоко, высоко… 2. Игра на развитие лексико-грамматических категорий «Большой - маленький» со словами стол, стул, шкаф, полка, кресло, диван и т.д. Игра на понимание предложных конструкций «Спрячь мячик». Ребёнку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: спрячь мяч под шкаф, положи под стул, на стол, около стола и т.д.
|
|
|
Новый год. Рождество
|
Муз.рук предлагает рассмотреть искусственную ёлочку, он объясняет, что это дерево, у него есть ствол, ветки, а вместо листьев- иголки. - Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? - Где растёт ёлка? Зачем мы принесли её в зал? - Опиши ёлочку. Упражнение на развитие мимических мышц: Приснился Вове волшебный Новый Год улыбка Много подарков возле ёлочки! Но вдруг злой волшебник разрушил праздник грусть От испуга Вова открыл глаза испуг А в комнате сияла новогодняя ёлочка восхищение.
|
|
|
январь
|
Инструменты
|
1. Игра «Назови действия» Лопатой- копают, иголкой-…, топором-…, кистями-…, ножницами-… 2. П/и «Плотник» Летят опилки белые дети «парами» пилят пилой Летят из- под пилы Это плотник делает Рамы и полы руками рисуют в воздухе квадрат Топором, рубанком изображают работу топором, рубанком Выстругивает планки Сделал подоконники, стряхивают «опилки» с рук и одежды Без сучка- задоринки.
|
|
Профессии
|
1. П/и «Плотник» Летят опилки белые дети «парами» пилят пилой Летят из- под пилы Это плотник делает Рамы и полы руками рисуют в воздухе квадрат Топором, рубанком изображают работу топором, рубанком Выстругивает планки Сделал подоконники, стряхивают «опилки» с рук и одежды Без сучка- задоринки. 2. Игра «Лётчик» Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном темпе. |
|
|
Посуда. Роспись
|
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
|
|
Февраль |
Обитатели севера
|
1. Упр. на развитие внимания «Слушай хлопки». Дети идут по кругу под музыку, на один хлопок останавливаются, на два - поднимают руки вверх, на три - продолжают движение. 2. Игра на успокоение: «Кто за кем?» Стулья по залу в случайном порядке. Звучит музыка. Один ребёнок ходит между стульями, музыка останавливается, он садится на стул. За ним второй, третий и т.д. когда все сядут, предложить чтоб вернулись на место по очереди в том же порядке. |
|
Человек. Тело, органы |
1. Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
фонематического восприятия. Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».
Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, сказанную шепотом, тут же выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа слушает и хорошо выполняет задание.
|
|
|
День Защитника Отечества. Военные профессии |
1. Игра на определение первого и последнего звуков в словах, развитие мелких мышц рук, глазомера. Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается, выходит из игры. 2. Игра «Оловянный солдатик». Вед: кто в игрушках самый главный? Дети: Я, солдатик оловянный! Я не плачу, не горюю, днем и ночью марширую. (отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.) 3. Игра «Лётчик» Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном темпе. |
|
|
Продукты питания |
Пых- пих- пых- пих!
|
|
|
март |
Весна. Признаки ранней весны |
Солнышко, солнышко идут на месте. Золотое донышко Гори, гори ясно Чтобы не погасло. Побежал в лесу ручей, бегут на месте
Прилетели сто грачей летят на месте А сугробы тают, тают медленно приседают А цветочки подрастают тянутся на цыпочках, руки вверх
|
|
Дом. Семья. Женские профессии.
|
И.П: дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга взрослый, исполняющий роль мамы. Он сидит на стуле, наклонив голову набок, закрыв глаза и подложив руки под щёку- «мама спит». Дети под музыку, тихо, но чётко поют: Мама спит, она устала Ну и я играть не стала дети идут на цыпочках Маме надо отдыхать Маме хочется поспать Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Во время музыкального проигрыша дети тихо идут на цыпочках, чтобы не разбудить маму, по залу в разных направлениях. В конце проигрыша останавливаются. Тук-тук-тук-тук-тук-тук! Раздаётся пяток стук (дети громко поют и топают) Мои пяточки идут, Прямо к мамочке ведут! (дети выполняют топающий шаг, подходят к стулу, на котором спит мама- будят ее.) С окончанием песенки мама просыпается, встаёт и обнимает детей со словами: Где мои ребятки? Где мои цыплятки?
Муз. рук показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос, медленно его выдыхает через рот в игрушку. Тот, кто правильно выполнит, может поиграть с игрушкой. Пропевание гласных звуков (начинаем низким и заканчиваем высоким голосом) |
|
|
Профессии (закрепление) |
1. Игра на определение первого и последнего звуков в словах, развитие мелких мышц рук, глазомера. Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается, выходит из игры.
|
|
|
Правила дорожного движения |
1. Дыхательная гимнастика. Упр. «Машина» Текст проговаривается детьми полностью, звук С сопровождается наклоном корпуса вниз; звук Д произносится одновременно с имитацией руками движения «рычаг», при звуке Р нужно расслабить мышцы корпуса и рук и предложить детям потопать ногами. Чтоб поехала машина, Накачаем дружно шины С-С-С-С Не забудем завести, мы уже почти в пути Д-Д-Д-Д Как зарокотал мотор, даже вздрогнул светофор: Р-Р-Р-Р |
|
|
апрель |
Птицы и животные весной
|
1. Артикуляционная гимнастика «Ёж»: широкий язык высунуть изо рта и расслабить; затем активным движением направить язык за верхние зубы и закрыть рот. Язык наш отдыхает, лёг спокойно, загорает Должен весь он загореть, чтоб зимою не болеть Вдруг ежонок прибежал, язычок наш испугал! 2. Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц: Голодные птенчики. Максимально широко открыть рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: АМ-АМ-АМ. Птенчики глотают пищу: сглатывание слюны.
|
|
Космос |
1. Покорители космоса. Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к полёту.
2. П/и «Ракета» А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют Улетаем на ракете На носки поднимись тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их А потом руки вниз опускают руки Раз, два, потянись тянутся Вот летит ракета ввысь! бегут по кругу.
|
|
|
Животные жарких стран
|
1. Артикуляционная гимнастика «Слон и дудочка» Дети вытягивают сомкнутые губы хоботком, изображая дудочку, рот чуть приоткрывают. Подражаю я слону, губы хоботком тяну… Я теперь я дудочка, дудочка- подудудочка! Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса: 2. Слоны пьют воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного до пяти). 3. Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр- громко, низким- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом. 4. Пластические этюды. Мартышка- кривляка. Педагог показывает какие-либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают их сами. Крокодил – лечь на пол, вытянуть вперёд руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил. |
|
|
Обитатели морей и океанов |
1. Артикуляционная гимнастика «Сом и дудочка» Дети вытягивают сомкнутые губы хоботком, изображая дудочку, рот чуть приоткрывают. Подражаю я сому, губы хоботком тяну… И теперь я дудочка, дудочка- подудудочка! Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса: 2. Как рыбки разговаривают между собой. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного до пяти).
|
|
|
Признаки поздней весны. Цветы |
1. Дыхательная гимнастика «Аромат» Педагог произносит текст, дети выполняют соответствующие движения. Руки вверх подними, аромат цветка вдохни Руки вниз опусти, «Фиии» тихонько протяни! «Одуванчик» Текст произносится детьми и сопровождается имитацией действия. Одуванчик у дорожки В пышной шапке, с длинной ножкой Я нашёл его в лесу, но с собой не унесу Лишь возьму его в букет Дунет ветер- шапки нет!
|
|
|
май |
День Победы |
1. Игра «Оловянный солдатик». Вед: кто в игрушках самый главный? Дети: Я, солдатик оловянный! Я не плачу, не горюю, днем и ночью марширую. (отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)
|
|
Моя страна – Россия
|
1. Динамическая игра под музыку «Прыжки» И.П: дети стоят лицом к ведущему. Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось Ножки здесь и ножки там Что за шум и что за гам? (прод любую музыку дети ритмично проговаривают слова и выполняют разнообразные прыжки: на одной ноге, на обеих ногах, «крест- накрест», с хлопками в ладоши, с притопами, с движениями вперёд или в сторону.) 2. Игра «один - много» со словами данной тематики. Большой - маленький. |
|
|
Наш город – Санкт-Петербург |
1. Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр». 2. Игра с мячом на развитие лексико-грамматических категорий «Большой - маленький» со словами улица, дом, крыша, переулок, здание
|
|
|
Лето. Насекомые |
1. Упр. на развитие дыхания.
И.п: основная стойка, 1-вдох- руки в стороны, 2- выдох- наклон туловища вправо, 3- вернуться в и.п, 4- наклон туловища влево.
И.п- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2-выдох- наклон туловища вперёд, 3-4 вдох, вернуться в и.п
И.п- ноги вместе, руки за голову, 1- вдох- подняться на носки, 2-выдох- присед, 3-4-повторить, вернуться в и.п |
|