Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Планирование совместной работы учителя-логопеда
с музыкальным руководителем

Дьячкова Наталия Сергеевна

 

Планирование подойдет для занятий в старшей группе детей с ОНР и расписан по лексическим темам. Каждая тема в группе длится неделю.

месяц

 

Неделя.  Лексическая тема

 

 

Рекомендуемые задания

Отметка о выполнении

 

сентябрь

 

Осень. Признаки осени. Деревья

 

Развитие целенаправленной воздушной струи «Ветер и листья»

Игра «Прогулка и дождик»

Закрепление признаков осени

 

Фрукты. Труд в саду

 

Развитие мимических мышц:

После осеннего дождика выглянуло солнышко – улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка – нахмурились, огорчились

Но ветер унёс тучки, и вы снова… улыбнулись, обрадовались

Игра «Топай- хлопай». На слова со звуком А – топай, а на У – хлопай.

 

 

Октябрь

 

Овощи. Огород

 

  1. Дыхательная гимнастика «Подсолнух»

Пальцы обеих рук детей собраны в кулачки. Поочерёдно ребёнок дует на каждый пальчик, открывая ладонь.

Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём,

Много зёрен соберём

  1. Динамическая пауза:

Дует, дует ветер, задувает  - энергичные взмахи руками

Жёлтые листочки с дерева срывает – имитация срывания листьев

Падают листочки прямо нам под ножки - наклон вперёд, руки касаются ног.

 

 

 

Грибы. Ягоды

 

 

 

 

  1. Игра на координацию движений, развитие внимания, мышления «Грибочки».

Под весёлую музыку дети собирают грибы, если муз. рук

называет съедобный гриб, дети отвечают: АХ! А если несъедобный - ОХ!

  1. Массаж спины «Дождик».

Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие движения:

Хлопки ладонями по спине: Дождь, дождь надо нам расходиться по домам.

Поколачивание кулачками: град, град, сыплет град, все под крышами сидят!

Постукивание пальчиками: только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками: ловит рыбу нам на ужин

 

Домашние детеныши и их животные

1. Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:

  • Корова и телёнок жуют жвачку - имитация жевания
  • Котёнок зевает: широко открыть рот, делать круговое движение нижней челюстью- подбородком рисовать букву О.
  • Бульдог сердится: выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыть, прикусывать верхнюю губу верхними зубами.
  • Фырканье лошадки: вибрация губ.

2. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Звукоподражание животным. Изменение голоса по силе и высоте.

Корова: Му-у-у-у, молока кому? (громко, низким голосом).

Телёнок: Му-у-у-у (тихо, высоким голосом).

Кошка- котёнок и т.д.

 

 

Домашние птицы

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игра на развитие артикуляционной моторики «Зёрнышки»

Губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую щёчки. Текст  произносится педагогом:

Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок

В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я будет целая семья!

  1. «Ступеньки»

Игровой материал: лесенка из 5 ступенек, игрушки (матрёшка, мишка), детские музыкальные инструменты.

Ход игры: ребёнок- ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодий вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы.

 

Ноябрь

 

 

Дикие животные и их детеныши

1. Артикуляционная гимнастика «Ёж»: широкий язык высунуть изо рта и расслабить; затем активным движением направить язык за верхние зубы и закрыть рот.

Язык наш отдыхает, лёг спокойно, загорает

Должен весь он загореть, чтоб зимою не болеть

Вдруг ежонок прибежал, язычок наш испугал!

2. Игра на развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия «помоги зайчику перейти через болото»

Материал: игрушка Заяц, кубики.

Муз.рук просит детей помочь зайцу перейти через болото. Для этого он просит хлопнуть в ладоши, когда услышат звук З (или другой) Далее муз.рук произносит изолированные звуки, при правильных хлопках зайчик перепрыгивает по кубикам, а при неправильных- возвращается назад.

3. «Отгадай, кто я?» - ребёнок изображает для всех детей дикое животное, а ребята по повадкам должны отгадать животное.

 

Перелетные птицы

1. Игры на развитие артикуляционной моторики:

«Зёрнышко»

губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую щёку. Текст произносится педагогом.

Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок

В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду

В нем тогда таких, как я будет целая семья!

 

 

 

 

Одежда

 

1. Кто скорей оденет куклу в зимнюю одежду?

Один ребенок одевает куклу, а второй объясняет, что на ней одето и правильно ли подобрана зимняя одежда.

 

Обувь. Головные уборы

Упр. на развитие дыхания.

  • Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит.

И.п: основная стойка, 1-вдох- руки в стороны, 2- выдох- наклон туловища вправо, 3- вернуться в и.п, 4- наклон туловища влево.

  • Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки.

И.п- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2-выдох- наклон туловища вперёд, 3-4 вдох, вернуться в и.п

  • Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли.

И.п- ноги вместе, руки за голову, 1- вдох- подняться на носки, 2-выдох- присед, 3-4-повторить, вернуться в и.п.

 

 

Декабрь

Зима. Дикие животные зимой

 

1. Музыкальная игра «Снежный кролик»

Мы слепили снежный ком- имитация

Ушки сделали потом – изображают ушки руками

И как раз вместо глаз (на обеих руках соединяют кончики указательного и большого пальцев и приставляют их к глазам)

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел, как живой - показывают «ушки»

Он с хвостом и  с головой – изображают голову и хвостик

За усы не тяни - грозят пальцем

Из соломинок они

Длинные, блестящие (хлопают в ладоши)

Будто настоящие!

2. Упражнение на развитие общей моторики:

Рано утром на полянке веселятся 2 снежинки

Левой ножкой: топ-топ

правой ножкой: топ-топ

руки вверх, вверх, вверх                           действия по тексту.

кто поднимет выше всех?

 

 

Зимующие птицы

1. Упражнение  на развитие дыхания «Ворона».

Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх подымет голову, то в сторону поворачивает и всюду слышится карканье: (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно: КАР!) упр. повторить 5-6 раз.

2. П/и «Помоги собрать яйца».

Дети бегут по залу в рассыпную и, помахивая руками изображают птиц. По сигналу «найди яйцо» дети делятся на 3 команды воробьи, вороны и дятлы. Каждая группа должна собрать яйца своего цвета:   в крапинку, белые и голубые.

3. Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:

  • Голодные птенчики. Максимально широко открыть рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: АМ-АМ-АМ.

Птенчики глотают пищу: сглатывание слюны.

 

Транспорт

1. Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».

 

П/и «Шофёр».                             бегут по кругу, крутят

Качу, лечу                                    воображаемый

руль

Во весь опор                                

Я сам шофёр и сам мотор.

Нажимаю на педаль               останавливаются, нажимают на педаль                  и

И машина мчится вдаль.        бегут в противоположную сторону.

 

2. «Послушай команду» игра на успокоение и организацию.

Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, сказанную шепотом, тут же выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа слушает и хорошо выполняет задание.

 

Мебель

1. Динамическая пауза: «Стирка»

В тазик мы воды нальём, вот нальём

И бельё в нём простирнём, простирнём

Мы бельё стирали чисто

А теперь всё всполоснем

Мы бельё всё выжимаем… И встряхнем его легко, да легко

И повесим высоко, высоко…

2. Игра на развитие лексико-грамматических категорий «Большой - маленький» со словами стол, стул, шкаф, полка, кресло, диван и т.д.

Игра на понимание предложных конструкций «Спрячь мячик». Ребёнку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: спрячь мяч под шкаф, положи под стул, на стол, около стола и т.д.

 

 

Новый год. Рождество

 

  1. Упр. на развитие связной речи «В лесу родилась ёлочка»

Муз.рук предлагает рассмотреть искусственную ёлочку, он объясняет, что это дерево, у него есть ствол, ветки, а вместо листьев- иголки.

- Какого цвета ствол? Какого цвета иголки?

- Где растёт ёлка? Зачем мы принесли её в зал?

- Опиши ёлочку.

Упражнение на развитие мимических мышц:

Приснился Вове волшебный Новый Год

улыбка

Много подарков возле ёлочки!

Но вдруг злой волшебник разрушил праздник             грусть

От испуга Вова открыл глаза                                               испуг

А в комнате сияла новогодняя ёлочка                                 восхищение.

 

 

январь

 

Инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Игра «Назови действия»

Лопатой- копают, иголкой-…, топором-…, кистями-…, ножницами-…

2. П/и «Плотник»

Летят опилки белые                 дети «парами» пилят пилой

Летят из- под пилы

Это плотник делает

Рамы и полы                             руками рисуют в воздухе квадрат

Топором, рубанком                  изображают работу топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники,               стряхивают «опилки» с рук и одежды

Без сучка- задоринки.

 

 

Профессии

 

1. П/и «Плотник»

Летят опилки белые                 дети «парами» пилят пилой

Летят из- под пилы

Это плотник делает

Рамы и полы                            руками рисуют в воздухе квадрат

Топором, рубанком                  изображают работу топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники,               стряхивают «опилки» с рук и одежды

Без сучка- задоринки.

2. Игра «Лётчик»

Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном темпе.

 

 

Посуда. Роспись

 

Вот большой стеклянный чайник,   Дети «надувают» живот, Одна  рука на                                                                        поясе, другая изогнута, как носик.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,                Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,             Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,                  Потягиваются, руки вверх,     сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос –       делают большой круг.
Он посуду нам принес.

 

Февраль

 

Обитатели севера

 

1. Упр. на развитие внимания «Слушай хлопки».

Дети идут по кругу под музыку, на один хлопок останавливаются, на два - поднимают руки вверх, на три - продолжают движение.

2. Игра на успокоение: «Кто за кем?»

Стулья по залу в случайном порядке. Звучит музыка. Один ребёнок ходит между стульями, музыка останавливается, он садится на стул. За ним второй, третий и т.д. когда все сядут, предложить чтоб вернулись на место по очереди в том же порядке.

 

Человек. Тело, органы

1. Игры на формирование лексико-грамматических категорий:

  • «Один и много» со словами ухо, глаз, рука, нога, лоб, шея, спина, голова, ресница и т.д.
  • «Большой - маленький» с этими же словами.
  1. Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания,

фонематического восприятия.

Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».

  1. «Послушай команду» игра на успокоение и организацию.

Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, сказанную шепотом, тут же выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа слушает и хорошо выполняет задание.

 

 

 

День Защитника Отечества. Военные профессии

1. Игра на определение первого и последнего звуков в словах, развитие мелких мышц рук, глазомера.

Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается, выходит из игры.

2. Игра «Оловянный солдатик».

Вед: кто в игрушках самый главный?

Дети: Я, солдатик оловянный!

Я не плачу, не горюю,

днем и ночью марширую.

(отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)

3. Игра «Лётчик»

Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном темпе.

 

 

 

Продукты питания

  1. Упражнение для развития речевого дыхания и голоса:
  • Пьём коктейль через трубочку.(Вдох) вытянуть губы узкой воронкой (выдох)
  • Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой трубочкой (вдох), подуть на горячий чай (выдох)
  • Пыхтящий чайник. Произносить: Пых! Пах! Пох!

Пых- пих- пых- пих!

 

 

 

 

 

март

Весна. Признаки ранней весны

  1. Игра с мячом «Назови ласково» со словами по данной теме.
  2. Подвижная игра «Весна».

Солнышко, солнышко                            идут на месте.

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей,                           бегут на месте

 

 

Прилетели сто грачей                             летят на месте

А сугробы тают, тают                             медленно приседают

А цветочки подрастают                  тянутся на цыпочках, руки вверх

 

 

Дом. Семья. Женские профессии.

 

  1. Игра с музыкальным сопровождением: С любовью к маме.

И.П: дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга взрослый, исполняющий роль мамы. Он сидит на стуле, наклонив голову набок, закрыв глаза и подложив руки под щёку- «мама спит». Дети под музыку, тихо, но чётко поют:

Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала              дети идут на цыпочках

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Во время музыкального проигрыша дети тихо идут на цыпочках, чтобы не разбудить маму, по залу в разных направлениях. В конце проигрыша останавливаются.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук!

Раздаётся пяток стук (дети громко поют и топают)

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут! (дети выполняют топающий шаг, подходят к стулу, на котором спит мама- будят ее.)

С окончанием песенки мама просыпается, встаёт и обнимает детей со словами: Где мои ребятки? Где мои цыплятки?

  1. Игра « Кто лучше надует игрушку?»

Муз. рук  показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос, медленно его выдыхает через рот в игрушку. Тот, кто правильно выполнит, может поиграть с игрушкой.

Пропевание гласных звуков (начинаем низким и заканчиваем высоким голосом)

 

Профессии (закрепление)

1. Игра на определение первого и последнего звуков в словах, развитие мелких мышц рук, глазомера.

Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается, выходит из игры.

 

 

Правила дорожного движения

1. Дыхательная гимнастика. Упр. «Машина»

Текст проговаривается детьми полностью, звук С сопровождается наклоном корпуса вниз; звук Д произносится одновременно с имитацией руками движения «рычаг», при звуке Р нужно расслабить мышцы корпуса и рук и предложить детям потопать ногами.

Чтоб поехала машина,

Накачаем дружно шины

С-С-С-С

Не  забудем завести, мы уже почти в пути

Д-Д-Д-Д

Как зарокотал мотор, даже вздрогнул светофор: Р-Р-Р-Р

 

апрель

Птицы и животные весной

 

1. Артикуляционная гимнастика «Ёж»: широкий язык высунуть изо рта и расслабить; затем активным движением направить язык за верхние зубы и закрыть рот.

Язык наш отдыхает, лёг спокойно, загорает

Должен весь он загореть, чтоб зимою не болеть

Вдруг ежонок прибежал, язычок наш испугал!

2. Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:

Голодные птенчики. Максимально широко открыть рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: АМ-АМ-АМ.

Птенчики глотают пищу: сглатывание слюны.

 

 

 

 

 

Космос

1. Покорители космоса. Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к полёту.

  • Полёт на Луну - на выдохе дети тянут звук АА, медленно поднимая левую руку вверх, достигая луны и медленно опускают руку.
  • Полёт на Солнце – также на выдохе, но звук громче и длиннее.

2. П/и «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,         дети маршируют

Улетаем на ракете

На носки поднимись                  тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз                     опускают руки

Раз, два, потянись                       тянутся

Вот летит ракета ввысь!            бегут по кругу.

 

 

Животные жарких стран

 

1. Артикуляционная гимнастика «Слон и дудочка»

Дети вытягивают сомкнутые губы хоботком, изображая дудочку, рот чуть приоткрывают.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну…

Я теперь я дудочка, дудочка- подудудочка!

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:

2. Слоны пьют воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного до пяти).

3. Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр- громко, низким- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом.

4. Пластические этюды.

Мартышка- кривляка. Педагог показывает какие-либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают их сами.

Крокодил – лечь на пол, вытянуть вперёд руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.

 

Обитатели морей и океанов

1. Артикуляционная гимнастика «Сом и дудочка»

Дети вытягивают сомкнутые губы хоботком, изображая дудочку, рот чуть приоткрывают.

Подражаю я сому, губы хоботком тяну…

И теперь я дудочка, дудочка- подудудочка!

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:

2. Как рыбки разговаривают между собой. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного до пяти).

 

 

Признаки поздней весны. Цветы

1. Дыхательная гимнастика «Аромат»

Педагог произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.

Руки вверх подними, аромат цветка вдохни

Руки вниз опусти, «Фиии» тихонько протяни!

«Одуванчик»

Текст произносится детьми и сопровождается имитацией действия.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке, с длинной ножкой

Я нашёл его в лесу, но с собой не унесу

Лишь возьму его в букет

Дунет ветер- шапки нет!

 

 

май

День Победы

1. Игра «Оловянный солдатик».

Вед: кто в игрушках самый главный?

Дети: Я, солдатик оловянный!

Я не плачу, не горюю,

днем и ночью марширую.

(отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)

 

 

Моя страна – Россия

 

1. Динамическая игра под музыку «Прыжки»

И.П: дети стоят лицом к ведущему.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось

Ножки здесь и ножки там

Что за шум и что за гам? (прод любую музыку дети ритмично проговаривают слова и выполняют разнообразные прыжки: на одной ноге, на обеих ногах, «крест- накрест», с хлопками в ладоши, с притопами, с движениями вперёд или в сторону.)

2. Игра «один - много» со словами данной тематики.

Большой - маленький.

 

Наш город – Санкт-Петербург

1. Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».

2. Игра  с мячом на развитие лексико-грамматических категорий «Большой - маленький» со словами улица, дом, крыша, переулок, здание

 

 

Лето. Насекомые

1.  Упр. на развитие дыхания.

  • Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит.

И.п: основная стойка, 1-вдох- руки в стороны, 2- выдох- наклон туловища вправо, 3- вернуться в и.п, 4- наклон туловища влево.

  • Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки.

И.п- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2-выдох- наклон туловища вперёд, 3-4 вдох, вернуться в и.п

  • Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли.

И.п- ноги вместе, руки за голову, 1- вдох- подняться на носки, 2-выдох- присед, 3-4-повторить, вернуться в и.п

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»