Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Космос
Дьячкова Наталия Сергеевна
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос».
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными, назывании антонимов, развитие связной речи.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: макет солнечной системы;
компьютерная презентация по теме «Космос»;
картинки по теме «Космос»;
счетные палочки для выкладывания ракеты;
мяч («метеорит»);
мнемотаблица к рассказу "Почему Солнце всходит и заходит?"
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети встают возле своих стульчиков. Логопед загадывает загадку:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет?
Дети отгадывают и садятся.
2. Основная часть
Развитие связной речи
Как вы думаете, Солнце вращается вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца? Короткий рассказ. Называется «Почему Солнце всходит и заходит?» (на доске вывешивается мнемотаблица к рассказу)
Утром Солнце всходит на востоке, а вечером заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом деле наша Земля вращается вокруг совей оси (самой себя). В течение суток каждая часть Земли оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а другой раз – на темной, и у нас наступает ночь.
(рассказ читается 2 раза, затем глядя на мнемотаблицу составляется пересказ).
Разминка
Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Что мы наденем? (скафандры). Дети встают из-за стульчиков и повторяют за логопедом: сначала натягиваем на правую ногу, затем на левую, одеваем правый рукав, левый. Затем застегиваем молнию, надеваем шлем, занимаем свои космические кресла, пристегиваем ремни, начинается отсчет 5-4-3-2-1-пуск!
(слайд с запуском ракеты)
Развитие мелкой моторики
На чем мы полетим в космос? (на ракете). Я предлагаю вам сложить ракету из счетных палочек (дети выполняют).
(слайд с полетом в космическом пространстве).
Итак, мы летим. И что мы можем видеть из иллюминатора? (дети называют Луну, планеты, инопланетяне, космическую станцию, комету, Солнце). Показываются слайды с этими объектами, дети определяют первый звук в этих словах.
Образование антонимов, игра «Скажи наоборот»
В космосе случаются самые непредвиденные происшествия. Вот мы попали в зону метеоритного дождя (слайд). Нужно включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. У нас это будет мяч.
Дети встают, логопед кидает мяч по очереди каждому ребенку и просит сказать наоборот:
Далеко
Высоко
Темно
Ярко
Тесно
Улетать
Взлетать
Развитие логического мышления, игра «Четвертый лишний»
Ребята, из центра управления мне сообщили, что наша ракета перегружена и нужно избавиться от лишнего.
Слова:
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Солнце, Луна, звезда, лампа
Ракета, спутник, луноход, ледоход
Дети отвечают, какое слово лишнее и объясняют почему.
Согласование числительных с существительными, игра «Сосчитай-ка»
Пока мы летаем, мы много чего видим в космосе. Давайте посчитаем эти предметы:
1 большая звезда, 2…, 3… и т.д.
1 космический корабль, 2…, 3… и т.д.
1 солнечное затмение, 2…, 3… и т.д.
3. Итог занятия
Ребята, наше занятие подходит к концу, и пора возвращаться на Землю. Давайте вспомним, что мы сегодня видели, слышали, делали?
Список литературы:
- Крупенчук О.И., «Научите меня говорить правильно!». – СПб.: Литера, 2008