Урок развития речи в 5 классе в школе слабослышащих
Рассказ по закрытой картинке
И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Прядезникова Мария Афанасьевна
Цели и задачи: учить детей с помощью вопросов узнавать содержание закрытой картины; развивать связную речь, наблюдательность; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
Ход урока.1. Организационный момент.На доске: закрытая картинка.Сегодня мы познакомимся с этой картиной талантливого художника И.Левитана. (Презентация о И.Левитане)Скажите тему урока. Как узнаем содержание закрытой картинки. (Мы будем задавать вопросы).
2. Работа по закрытой картине.1)Вспомните поговорку: Март-…, апрель- …, май - … . Март –свет, апрель – вода, май –цветы.Объясните поговорку. (В марте день становится длиннее, светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят весенние воды. В мае начинают распускаться подснежники.)-Как сказать иначе разлив? (половодье, наводнение)- На этой картине изображен один из этих месяцев.2) Беседа по закрытой картинке.Беседу ведёт «маленький учитель», у него карточка с ответами.По ходу беседы на доске : карточки с ответами.
-Задавайте вопросы, я буду отвечать.- Пейзаж.
Весна.Светит солнышко, снег растаял, кругом много воды и света.-Вода, роща, деревья.
-Небо, дома, берег.
Большая вода вышла из берегов.Берёзовая роща стоит в воде.Старая осина и ёлочка.
Бледно-голубое небо.Вдалеке видны маленькие домики. Два дома затопила вода.Слева на нижней части маленькая полоска земли и справа на верхней части высокий берег с домами.
Что изображено на картине?Какое время года ?Какие признаки весны на картине?
Какие предметы нарисованы на переднем плане? -Что изображено на заднем плане?- Какая вода на картине?
-Как изображена роща?
Какие ещё деревья растут?Какое небо?Где стоят дома?
- Где на картине расположен берег?
3. Физминутка .Небо, небо далеко.Облака плывут легко.Солнце, солнце высоко.Нам от солнышко тепло.Тает снег от лучей,Звонко побежал ручей.
4. Зарисовка содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал.Учащиеся выполняют рисунки по группам.
5 Анализ рисунков, сопоставление их с картиной.Учитель открывает репродукцию картины И. Левитана «Весна. Большая вода».- Так какой месяц изображен на картине? (апрель)-Сравните свои рисунки с картиной. Чего не хватает на ваших рисунках? (лодки)- Да, на переднем плане картины внизу у берега причалена лодка-челнок. Кто знает значение слова лодка-челнок? (Маленькая лодочка, сделанная из цельного куска дерева)
6 Работа по открытой картине.- Почему картина так называется? Когда бывает половодье?-Какая вода в реке? (Чистая, спокойная, прозрачная, холодная, большая, тихая). С чем можно её сравнить? (С зеркалом, в ней отражаются деревья, кусты)-Какой стоит день? (Солнечный, тихий, теплый, чудесный)-Как выглядят деревья? (Берёзы тонкие, стройные, нежные, белоствольные. Ёлочка стройная, зелёная. Осина старая, с похожими на корявые пальцы сучьями)-Какие краски использовал художник? (Голубые, розовые, фиолетовые, жёлтые, белые)
7. Устный рассказ с помощью опорных слов.
Итог урока.- С какой картиной познакомились на уроке? Кто её автор?-Какие чувства, настроение вызывает у вас эта картина?Закончите предложение: Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство …то чувствую …(Чувства радости, спокойствия. ..Чувствую свежее дыхание весны, пробуждение природы от зимнего сна)
9. Оценки за урок.