Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Обследование детей в мини-подгруппе по речевой карте Н.В. Нищевой

Тершукова Елена Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ №27
Невского района Санкт-Петербурга

В настоящее время дошкольное образование должно отвечать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). «3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • Оптимизации работы с группой детей.» ([1], стр.18) Кроме того, в ФГОС ДО содержатся требования к условиям образовательного процесса: «3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…» ([1], стр.17) В соответствии с этими требованиями мною был разработан данный конспект занятия в мини-подгруппе по диагностике детей по речевой карте. В ходе занятия логопед (с целью более рационального использования времени занятия) фиксирует результаты обследования в таблицах-протоколах с последующим занесением результатов в речевые карты детей и обработке на компьютере для проведения общего мониторинга. ЦЕЛИ занятия: - Обследование знаний, умений и навыков детей по разделам программы «Слуховое внимание», «Зрительное восприятие», «Зрительно-пространственный гнозис и праксис», «Общая моторика», «Ручная моторика». - Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи: Социально-коммуникативное развитие: - Воспитание активности, самостоятельности на занятии; - Формирование навыка сотрудничества; положительная установка на участие в общей работе; - Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Познавательное развитие: - Обследование знаний, умений и навыков детей по разделам программы «Слуховое внимание», «Зрительное восприятие», «Зрительно-пространственный гнозис и праксис», «Общая моторика», «Ручная моторика»; - Закрепление первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - Развитие воображения и творческой активности. Речевое развитие: - Развитие звуковой и интонационной культуры речи. Физическое развитие: - Совершенствование умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (психогимнастика «Теплое сердце», пальчиковые игры, релаксация «Солнышко и тучка», динамическая пауза «Сделай так»); - Развитие общей и мелкой моторики; - Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Методы и приемы: - Наглядный (пособия и музыкальные инструменты); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент, дидактические игры); - Практический (выполнение заданий). Материал и оборудование: протоколы обследования (в таблицах, созданных в текстовом редакторе Word), индивидуальные речевые карты Н.Нищевой, детские музыкальные инструменты, индивидуальные медицинские маски, д/игра «Подбери по цвету», разрезные картинки, шнуровки, простые карандаши и бумага, мягкие мячи, магнитная доска, разноцветные магниты, куклы Бибабо, счетные палочки. Предварительная работа: Работа по всем разделам программы в течение предыдущего учебного года. Ход занятия: 1. Орг. момент. Психогимнастика «Теплое сердце»: Л.: - Ребята, положите руки на грудь. Там бьется ваше сердце. Представьте, что у вас в сердце – кусочек теплого солнышка, и поэтому оно тоже теплое и доброе. Подарите теплоту своего сердца соседу справа, слева, всем гостям. А теперь всему миру! 2. Введение в тему занятия. Л: - Сегодня мы с вами поиграем …в футбол (подходит к магнитной доске, разделенной на 2 половины; на них нарисованы футбольные ворота). Вот здесь – футбольное поле, на нем ворота. Справа – Дашины, слева – Севины. Каждое выполненное задание – это забитый гол. А мячики – это красивые магнитики. - Ну вот, ворота есть, мячи есть, игроки есть. Можно начинать. Логопед заходит за магнитную доску и надевает на руки куклы Бибабо. Кукла Лиса (выглядывает из-за магнитной доски): - Как это начинать, без меня? Я тоже хочу с вами поиграть! Я буду болельщица, буду болеть за Дашу! Кукла Мышка: - А меня-то забыли! И я хочу болеть! За Севу! Логопед оставляет куклы на доске. Л: - Хорошо, болейте, только потихоньку, не шумите. 3. Обследование. - Логопед показывает детям детские музыкальные инструменты. Называет их и дает прослушать их звучание. Затем дети по очереди берут инструменты и играют на них. Затем по очереди называют или показывают инструмент, который звучал за ширмой (очередность меняется). - Один из детей надевает медицинскую маску, второй берет в руки колокольчик. Логопед встает сзади, ребенок с колокольчиком спереди. По сигналу логопеда ребенок звенит колокольчиком, водящий называет направление звука и показывает его рукой. Так же проверяются остальные направления. Иногда звонит в колокольчик логопед. Затем дети меняются местами. Л: - Как вы хорошо слушали! Думаю, что вы забили каждый по голу в ворота! Дети берут в коробке по магнитику и прикрепляют у своих ворот. Логопед объясняет следующие задания, затем предлагает детям сесть за столы (каждый за свой стол спинами друг к другу). Один ребенок подбирает картонные разноцветные чашки к блюдцам, затем из счетных палочек составляет фигуры (елочку, дерево, елочку, лесенку); второй складывает разрезные картинки из 6, из 8 частей. Затем меняются местами. Л: - Верно выполнили все задания, забили голы! (прикрепляют по магнитику к воротам) Логопед предлагает отдохнуть. Л: - Солнышко зашло за тучку, нам стало холодно, сжались в комочек, дрожим. А теперь солнышко выглянуло, мы согрелись и расслабились (повторить 3 раза). Л: - Чтобы футболисты могли хорошо играть, им нужны сильные мускулы, быстрые ноги, ловкие движения, поэтому они много тренируются. И у нас сейчас тоже будет тренировка. Прыжки на двух ногах, в длину с места, перепрыгнуть через мягкий мячик, прыжки на правой ноге, на левой; топать ногами и хлопать руками одновременно; подбросить и поймать мяч; бросить мяч от груди; из-за головы. Логопед предлагает детям порисовать. Дети рисуют по заданию прямую линию, ломаную, волнистую, замкнутую (с показом образца). Проба «Кулак-ребро-ладонь»; «Игра на рояле». Один ребенок расстегивает и застегивает пуговицы на одежде у куклы, другой развязывает и завязывает шнурки на шнуровке. Затем дети меняются пособиями. Л: - Верно выполнили все задания, забили голы! (прикрепляют по магнитику к воротам) 4. Итог занятия. Логопед заходит за ширму, надевает куклы. Куклы подсчитывают голы, хвалят детей, благодарят за игру, прощаются и «уходят». Л: - Болельщикам игра понравилась. А вам? А что понравилось больше всего? Занятие закончено. Всего доброго! Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М, Центр педагогического образования, 2014. 2. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет), Н.В. Нищева. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. Приложение: Протокол обследования Задание ([2], стр. 7-14) Даша Сева дифференциация контрастного звучания игрушек определение направления звука подбор предметов по цвету разрезные картинки из 6 частей из 8 частей фигуры из палочек прыжок на 2 ногах на левой ноге на правой ноге в длину с места потопать ногами и похлопать руками бросок мяча от груди, из-за головы подбросить и поймать мяч прямая линия волнистая линия ломаная линия замкнутая линия проба «Кулак-ребро-ладонь» - правая рука левая рука «Игра на рояле» - правая рука левая рука расстегнуть и застегнуть пуговицы завязать и развязать шнурки Условные обозначения: + + задание выполнено правильно, самостоятельно + задание выполнено с незначительными ошибками или небольшой помощью - задание выполнено с грубыми ошибками О отказ от выполнения задания

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»