Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и пути их решения

 

Исаченко Светлана Ивановна,
Мартынова Татьяна Николаевна,
СПБ Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Педагогический колледж №8»

В данной статье мы хотим поделиться опытом по взаимодействию с родителями детей, имеющих множественные нарушения в развитии. В нашем ДОУ открыта группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - детей с «детским церебральным параличом» (ДЦП), имеющими разную степень выраженности двигательных нарушений, различный уровень познавательного и речевого развития.

Работа с родителями данной категории детей имеет свою специфику. В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка. Изменения у родителей детей с ОВЗ происходят на 3 уровнях:

· Психологическом: сильный стресс от осознания рождения больного ребенка оказывает деформирующее воздействие на психику родителей, в первую очередь у мамы: у них возникает отчаяние, растерянность, тревожность, фрустрация из-за отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, пассивность, агрессия, негативизм и др.;

· Социальном: деформируются взаимоотношения между родителями, система отношений членов семьи с окружающим социумом: семья становится малообщительной и избирательной в контактах из-за чувства стыда, страха, боязни непонимания, недоверия к миру; матери часто не могут реализовать себя в профессиональной деятельности, т.к. уход за ребенком с ОВЗ занимает большую часть их времени;

· Соматическом: из-за длительного воздействия стресса родители находятся в постоянной депрессии, истощении, что приводит к возникновению различных заболеваний.

Педагогам ДОУ приходится сталкиваться с рядом проблем: отказом понимания родителями истинных проблем своего ребенка (родители видят нарушения в двигательной сфере, но не хотят замечать интеллектуальной недостаточности, считают, что все пройдет само собой и др.); отсутствием мотивации к взаимодействию с педагогами; неэмоциональном, иногда агрессивном отношении к собственному ребенку.

Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо, учитывая их личностные проблемы, прежде всего, заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями.

Мы считаем, что реализация проектной деятельности - один из путей решения проблемы взаимодействия педагогов и родителей. Проект позволяет расширить взаимодействие родителей и детей в рамках образовательных, коррекционно-развивающих мероприятий, помочь родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, поверить в его потенциальные возможности, преодолеть барьер в общении с педагогами, другими родителями, раскрыть творческий потенциал родителей, сплотить родителей и педагогов в единую команду, объединенную общей целью.

Подробно хочется рассказать об одном из удачных детско-родительских проектов «Наши Паралимпийские зимние игры». Выбор темы проекта обусловлен собитием, происходящим в нашей стране - Олимпиада и Паралимпиада в Сочи в 2014 г. Патриотическое воспитание занимает важное место в жизни каждого человека. Пример спортсменов с ограниченными возможностями вселяет оптимизм, веру в собственные силы. Девиз предстоящих Паралимпийских игр «Дух в движении» является актуальным для наших детей и родителей, а также сродни нашей педагогической деятельности.

Цель проекта: Объединить всех участников педагогического процесса, сделать родителей детей его активными участниками в рамках знакомства с зимними Паралимпийскими играми.

Кроме того проект решает ряд задач:

для детей:

1. Развивать и обогащать социальный, познавательный и коммуникативный опыт детей в процессе их непосредственной деятельности.

2. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, разнообразить их двигательную активность.

для родителей:

1. Сформировать у родителей установку на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком, с коллективом детей и педагогов.

2. Расширить знания родителей о Паралимпийском движении.

3. Раскрыть возможности ребенка для родителей.

для педагогов:

1. Создавать условия для эффективного осуществления коррекционно-развивающей работы, обмениваться педагогическим опытом.

2. Способствовать раскрытию потенциальных возможностей детей и родителей.

Проект предполагает тесное взаимодействие всех участников: родителей, учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, детей в разных образовательных областях.

Подводя итог проделанной работы, следует отметить, что проектная деятельность дает возможность педагогам и родителям эффективнее взаимодействовать, повышает мотивацию родителей к дальнейшему сотрудничеству со специалистами ДОУ, позволяет сформировать готовность родителей к взаимодействию с собственным ребенком на когнитивном, эмоциональном и практическом уровне.

 

Литература.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в дошкольном возрасте. М.,«Мозаика-Синтез», 2009.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера, 2008.

3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., «Педагогическое общество России», 2007.

4. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М., 2007.

5. ФГОС ДО

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»