Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и пути их решения
Исаченко Светлана Ивановна,
Мартынова Татьяна Николаевна,
СПБ Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Педагогический колледж №8»
В данной статье мы хотим поделиться опытом по взаимодействию с родителями детей, имеющих множественные нарушения в развитии. В нашем ДОУ открыта группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - детей с «детским церебральным параличом» (ДЦП), имеющими разную степень выраженности двигательных нарушений, различный уровень познавательного и речевого развития.
Работа с родителями данной категории детей имеет свою специфику. В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка. Изменения у родителей детей с ОВЗ происходят на 3 уровнях:
· Психологическом: сильный стресс от осознания рождения больного ребенка оказывает деформирующее воздействие на психику родителей, в первую очередь у мамы: у них возникает отчаяние, растерянность, тревожность, фрустрация из-за отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, пассивность, агрессия, негативизм и др.;
· Социальном: деформируются взаимоотношения между родителями, система отношений членов семьи с окружающим социумом: семья становится малообщительной и избирательной в контактах из-за чувства стыда, страха, боязни непонимания, недоверия к миру; матери часто не могут реализовать себя в профессиональной деятельности, т.к. уход за ребенком с ОВЗ занимает большую часть их времени;
· Соматическом: из-за длительного воздействия стресса родители находятся в постоянной депрессии, истощении, что приводит к возникновению различных заболеваний.
Педагогам ДОУ приходится сталкиваться с рядом проблем: отказом понимания родителями истинных проблем своего ребенка (родители видят нарушения в двигательной сфере, но не хотят замечать интеллектуальной недостаточности, считают, что все пройдет само собой и др.); отсутствием мотивации к взаимодействию с педагогами; неэмоциональном, иногда агрессивном отношении к собственному ребенку.
Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо, учитывая их личностные проблемы, прежде всего, заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями.
Мы считаем, что реализация проектной деятельности - один из путей решения проблемы взаимодействия педагогов и родителей. Проект позволяет расширить взаимодействие родителей и детей в рамках образовательных, коррекционно-развивающих мероприятий, помочь родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, поверить в его потенциальные возможности, преодолеть барьер в общении с педагогами, другими родителями, раскрыть творческий потенциал родителей, сплотить родителей и педагогов в единую команду, объединенную общей целью.
Подробно хочется рассказать об одном из удачных детско-родительских проектов «Наши Паралимпийские зимние игры». Выбор темы проекта обусловлен собитием, происходящим в нашей стране - Олимпиада и Паралимпиада в Сочи в 2014 г. Патриотическое воспитание занимает важное место в жизни каждого человека. Пример спортсменов с ограниченными возможностями вселяет оптимизм, веру в собственные силы. Девиз предстоящих Паралимпийских игр «Дух в движении» является актуальным для наших детей и родителей, а также сродни нашей педагогической деятельности.
Цель проекта: Объединить всех участников педагогического процесса, сделать родителей детей его активными участниками в рамках знакомства с зимними Паралимпийскими играми.
Кроме того проект решает ряд задач:
для детей:
1. Развивать и обогащать социальный, познавательный и коммуникативный опыт детей в процессе их непосредственной деятельности.
2. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, разнообразить их двигательную активность.
для родителей:
1. Сформировать у родителей установку на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком, с коллективом детей и педагогов.
2. Расширить знания родителей о Паралимпийском движении.
3. Раскрыть возможности ребенка для родителей.
для педагогов:
1. Создавать условия для эффективного осуществления коррекционно-развивающей работы, обмениваться педагогическим опытом.
2. Способствовать раскрытию потенциальных возможностей детей и родителей.
Проект предполагает тесное взаимодействие всех участников: родителей, учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, детей в разных образовательных областях.
Подводя итог проделанной работы, следует отметить, что проектная деятельность дает возможность педагогам и родителям эффективнее взаимодействовать, повышает мотивацию родителей к дальнейшему сотрудничеству со специалистами ДОУ, позволяет сформировать готовность родителей к взаимодействию с собственным ребенком на когнитивном, эмоциональном и практическом уровне.
Литература.
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в дошкольном возрасте. М.,«Мозаика-Синтез», 2009.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера, 2008.
3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., «Педагогическое общество России», 2007.
4. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М., 2007.
5. ФГОС ДО