Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект открытого урока по теме

Усвоение предложно-падежных конструкций в речи и письме учащихся 8-го вида (2кл.)

Петрушкова Нина Васильевна

учитель-логопед школы №34

 

Грамматическая тема: Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

Лексическая тема:«Транспорт».

Коррекционная тема:Преодоление недостатков  формирования  лексико – грамматического строя в употреблении предлогов  и предложно – падежных конструкций.

Цели и задачи урока:

1.Закрепление правильного употребления предлогов, их написания и значения.

2.Диференциация предлогов между собой.

3.Развитие зрительно-пространственного  восприятия и представлений

при употреблении предложно-падежных конструкций).

4.Закрепление семантического (пространственного) значения предлогов.

5.Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

6.Практическое усвоение правила о раздельном написании предлогов со словами.

7.Закрепление навыка составления схемы предложения и работа над грамматическим оформлением предложения.

8.Развитие логического мышления.

9. Совершенствование и активизирование словарного запаса.

 

Наглядные пособия: карточки с предлогами: в, из, на, за, под, с, у;

схемы этих же предлогов; мяч; иллюстрации на мониторе.

Раздаточный материал: контуры листа, маленькие графические схемы предлогов, карточки с цифрами, сюжетные картинки, схемы предложений рабочие тетради, ручки, карандаши, карточки с заданием.

 

                              Ход урока

1. Организация начала урока:

(дети передают по очереди мяч и называют слова)

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом

И в шкафу

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

 

2. Сообщение темы.

Л. - Какие маленькие слова вы произнесли?

Д.-  Под, за, в, на.

Л.-  Как они называются одним словом?

Д. - Предлоги.

Л. - Что такое предлог?

Д. - Предлог – это маленькое  важное слово.

Л. - Давайте поможем друг другу запомнить эти  маленькие

       слова – предлоги.

 

3. Повторение предлогов  по  схемам

   ( на доске расположены схемы – предлогов, дети называют их).

 

4.Зрительно -  пространственная ориентировка.

Л. – Сейчас  вспомним значение некоторых вам предлогов.

 В этом нам поможет стихотворение.

          (ученикам  раздаётся схема – куст и  маленькие графические

           схемы предлогов).

Л. – Я буду рассказывать, а вы найдите  правильно место

        для  каждого предлога.

  (Логопед  рассказывает стихотворение,  дети по ходу  рассказа             

   раскладывают   графическое   изображение   предлогов  

   относительно  схемы -  куста).

                     У куста росла ромашка

                   Под кустом ползла букашка

                   На кусте сидит пташка

                   За кустом лежит бумажка.

               Л. - Какие предлоги прозвучали в этом стихотворении?

               Д. - у, под, на, за.

               Л. – Проверим на мониторе, правильно  ли вы разложили.

               (СЛАЙД №1)

 

5. Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

         а) перевод графических схем в словесные:

         (поставить на место схем карточки с предлогами и сказать, какие         

        значения  имеют эти предлоги);

           б) работа над семантикой:

        Л. – ребята, нужно  выйти к доске, взять нужный  предлог,

               рассказать  о его значении  и подставить к схеме.

        Д. – по одному выходят и выполняют  задание:

        Предлог «У» - означает  «рядом»;

        Предлог  «На» - означает  «сверху»;

        Предлог   «Под» - означает  «снизу»;

        Предлог – «В» - (имеет 2 значения –

      - входить куда – то;  находиться в чём – то)

       Предлог – «За» означает «позади».

       Предлог – « С» - означает  «скатился,  сошёл  с чего то»

       Предлог – «Из» - означает «откуда»

          Выводи  у предлогов,  как других  слов,  есть своё значение

                      поэтому они  маленькие,  но всё - таки слова.

         

6.Работа на уровне текста

          (работа на карточках).

     Л. – Прочитайте текст, вставляя  пропущенные  и подходящие  по

     смыслу слова – предлоги.

                                                Светофор.

      Мы идём _____ переход.    ____ светофоре зажёгся красный цвет.

Мы  остановились _____ перехода.  Все смотрели _____ светофор.

Скоро ___ светофоре  что  - то зажужжало. Зажёгся зеленый цвет.

Он разрешил нам перейти дорогу.

(проверка в правильности  выполнении задания;  ученики по очереди читают

 предложения  и  называют вставленное слово – предлог).

Л. – скажите, а как эти  маленькие слова будем писать с другими  словами?

Д. – предлоги стоят в предложении отдельно от других слов.

 

7. Работа в тетрадях.

Задание: самостоятельно выбрать предложение, составить  схему,

 записать её и предложение  в тетрадь.

         

8. Физминутка.

 Мы устали, засиделись,                            (одна рука вверх,

 Нам размяться захотелось.                          другая вниз,

Отложили мы тетрадки,                              рывками меняем руки).

Приступили мы к зарядке.

 

То на двери посмотрели                             (повороты корпусом).

То в окошко поглядели

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

 

Приседанье начинаем,                                   (приседают)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.                                (садятся за парты)

 

9.Игра «Передай  другому».

(напечатанные предложения на отдельных полосках бумаги

 лежат в волшебной коробочке.  Её  передают  друг  другу по

 очереди)

 Прочесть предложение и назвать предлог.

        Высоко в небе летел вертолёт.

        Грузовик стоит у магазина.

       Друг за другом мчатся автомобили.

       Машина выехала из гаража.

 

10. Запись словосочетаний.

(Записать с новой строки предлог и слово, которое стоит рядом.)

        Троллейбус остановился на мосту.

       Автобус  уехал с остановки.

       Туристы стоят за самолётом.

       Люди спускаются в метро.

       Из гаража выехал автомобиль.

Д.(зачитывание  словосочетаний)

Л. – Как мы написали предлог?

Д. – отдельно.

Л. – Какие средства передвижения были  названы в этих предложениях?

Д. – троллейбус, автобус,  самолёт,

        метро, автомобиль.

     ( на мониторе появляются картинки). (СЛАЙД №2)

Л. – Как их можно назвать одним словом?

Д. – транспорт.

                 

11.Работа с сигнальными карточками.

( Определить на каком по счёту месте в предложении стоит предлог).

Л. –  Ребята,   я  хочу  прочесть  вам  ещё  несколько   предложений,

        где говорится  о  транспорте.  Послушайте  и  определите 

       на каком месте по счёту в предложении предлог. Покажите цифрой.

 Поезд вышел из туннеля. Водитель остановил фургон в гараже.

 В электричке сидели пассажиры. Красивый,  красный  трамвай

 остановился у светофора. Грузовик с грузом  приехал на стройку.

 У причала стоял теплоход.

Л. – назвать, какой транспорт  мы услышали  (на мониторе картинки транспорта). (СЛАЙДЫ№3)

Л. – Сегодня, я вам  много зачитывала предложений о транспорте,

 а теперь вы по картинкам составьте предложения с   использованием  предлогов.

Д. – дети по картинкам составляют предложения ( устно).

 

Итог

Л. - Что такое предлог?

Л. - Как пишется предлог в предложении с другими словами?

Л. - Вот ещё, что можно сказать о предлоге:

Вывод: «Пусть заметно нас едва –  мы отдельные слова

-Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось?

Молодцы!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»