Прохорова Ирина Александровна,
учитель-логопед 1 категории
ГБДОУ комбинированного вида
детского сада №72 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Конспект совместной коррекционно-развивающей
деятельности учителя-логопеда и воспитанников
подготовительной к школе группы
с общим недоразвитием речи
Задача: формирование лексико-грамматического строя речи.
Цели:
• коррекционно-образовательные цели:
-
совершенствовать грамматический строй речи;
-
развивать навык словообразования сложных слов;
-
учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции с простыми и сложными предлогами;
-
закреплять навык употреблять существительные в творительном падеже;
-
формировать навык правильного употребления в речи сложноподчиненных предложений;
-
работать над четкостью дикции, речевым дыханием;
-
употреблять и активизировать словарь по теме “ Транспорт”;
-
формировать навык составления схемы слова;
• коррекционно-развивающие цели:
-
развивать зрительное внимание и память;
-
развивать временные представления;
-
развивать словесно-логическое и наглядно-действенное мышление;
-
развивать общую и мелкую моторику;
-
закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие “транспорт” и его виды;
-
развивать фонематические процессы (анализа и синтеза);
• коррекционно-воспитательные цели:
-
развивать навыки взаимодействия;
-
воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим;
-
воспитывать желание помочь другому.
Технологии: Сказкотерапия.
Информационно-коммуникативные технология.
Здоровье сберегающие технологии.
Совместная образовательная деятельность |
|
Вопросы к детям |
Предполагаемые |
Звучит тихая спокойная музыка. В группу вместе с логопедом входят дети и образуют круг. Логопед приветствует детей и обращает внимание на присутствующих гостей. Все вместе приветствуют гостей. |
|
Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбку-поддержку, улыбку-тепла. |
Положительные ответы детей. |
Дети стоят в кругу взявшись за руки. Поворачивая голову к человеку стоящему справа улыбаются и легко сжимают ладонь. Т.о. действие распространяется по очереди всем детям и возвращается к логопеду. |
|
Теперь с волшебной улыбкой – тепла и поддержки у нас с вами обязательно все получится. |
|
Плавно стихает музыка. |
|
Сегодня я предлагая вам отправится в путешествие в далекую страну Транспортландию. В этой сказочной стране живут различные виды транспорта. Вы согласны отправится в путешествие? |
Да, конечно. |
Жители этой страны прислали мне письмо, в котором говорится о том, что злой волшебник Светоглаз похитил главного регулировщика движения. Как вы думаете кто это такой главный регулировщик движения? |
Главный регулировщик движения – это светофор. |
Молодцы! Правильно. Все виды транспорта в этой стране поссорились. Каждый хочет быть первым и не хочет уступать, выполнять правила дорожного движения. Вы готовы отправится на помощь к жителям страны Транспортландия? |
Да, мы готовы отправится на помощь. |
Тогда нам пора в путь! Пойдемте на автобусную остановку, ждать автобус который доставит нас до Транспортландии. |
Ура! Пойдем на остановку. |
Дети вместе с логопедом переходят в следующую зону, оформленную под остановку. Логопед берет в руки мяч. |
|
Я предлагаю вам поиграть в игру с мячом. Чтобы ожидание автобуса не было скучным. Я буду бросать вам мяч и произносить начало предложения. Вы будете договаривать предложения вставляя нужное слово и отвечать полным красивым предложением. Вы готвы? |
Да, мы готовы. |
Логопед бросает одному ребенку мяч и задает вопрос. |
|
Мы стоим на остановке и ждем ...? |
|
Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. |
|
|
Мы стоим на остановке и ждем АВТОБУС. |
По данной аналогии провидится вся игра. |
|
Как долго нет нашего ...? |
Как долго нет нашего АВТОБУСА. |
Мой папа работает водителем ...? |
Мой папа работает водителем АВТОБУСА. |
Дети любовались красивым ...? |
Дети любовались красивым АВТОБУСОМ. |
Бабушка с внуком подходили к стоявшему ...? |
Бабушка с внуком подходили к стоявшему АВТОБУСУ. |
Все сели в удобный, теплый ...? |
Все сели в удобный, теплый АВТОБУС. |
Молодцы! Вы очень внимательные и старательные. Пора и нам с вами занять свои места в автобусе и продолжить путь в страну Транспортландию. |
|
Дети проходят на заранее поставленные стульчики, в имитированный автобус. |
|
Мы продолжаем наш путь. Пока мы с вами едим давайте вспомним правила дорожного движения. Поможет нам в этом небольшой, очень познавательный и интересный фильм-презентация. (Слайд 1) |
|
Внимание детей обращается на экран компьютера или мультимедийной установки. Компьютер или мультимедийную установку, необходимо поставить за ранее и накрыть тканью, чтобы он(а) не отвлекал(а) детей в ходе занятия. |
|
Наш фильм-презентация называется “Правила дорожного движения”. Посмотрите внимательно и скажите, где и как можно переходить дорогу? (слайд 2) |
Дорогу можно переходить на зеленый свет светофора или там , где есть пешеходный переход (зебра). |
Молодцы. Посмотрите и скажите прав мишка , когда обходит автобус спереди? (Слайд 3) |
Нет. Мишка делает не правильно. Автобус нужно обходить сзади. |
Молодец. Правильно поступает Мишутка, когда обходит трамвай сзади? (Слайд 4) |
Нет. Мишутка не права . Трамвай нужно обходить спереди. |
Ты абсолютно прав(а). Трамвай нужно обходить спереди. |
|
Какой цвет светофора запрещает нам переходить дорогу? (Слайд 5) |
Запрещает нам переходить дорогу красный свет светофора. |
Какой цвет светофора разрешает нам переходить дорогу? (Слайд 5) |
Разрешает нам переходить дорогу зеленый цвет светофора. |
О чем говорит желтый цвет? (Слайд 5) |
Желтый цвет предупреждает. |
Вы очень старательные. Правильно поступает мишка, когда катается на велосипеде по проезжей части? (Слайд 6) |
Так делать нельзя. он нарушает правила дорожного движения. |
Ребята , а где можно кататься на велосипеде? |
На велосипеде можно кататься во дворе дома, в парке и по велосипедной дорожке. |
Молодцы ,вы абсолютно правы. Если дорога широкая и мы не успели перейти. Как нам быть? (Слайд 8) |
Нужно встать на островок безопасности и подождать когда проедут машины. Или загорится зеленый цвет светофора. |
Отличники. (Слайд 9) Я хочу обратить ваше внимание на следующую картинку. В нашем городе много домов с арками и с подземными гаражами, будьте очень внимательны когда проходите в близи таких мест. Убедитесь, что машина не едет. Остановитесь пропустите машину. (Слайд 10) А что нам делать если рядом нет светофора или пешеходного перехода? |
Нужно посмотреть сначала направо, потом Дойти до середины дороги и посмотреть налево. Если машин нет можно идти. |
(Слайд 11) Ребята, вы молодцы. Вам понравился фильм? |
Да, нам понравился фильм. |
Я приглашаю вас выйти из автобуса и пройти на полянку. |
|
Дети переходят в следующую игровую зону. Перед детьми задекорированная лесная полянка. По средине полянки лежит “карта”, кто-то из детей обращает внимание на нее. |
|
|
Смотрите, что я нашел! |
Ребенок нашедший карту демонстрирует ее детям. Логопед с детьми рассматривают “карту”. |
|
Ребята, а мне кажется , что эта “карта” страны Транспортландии. Давайте внимательно ее рассмотрим, присаживайтесь на полянку. Как вы думаете, что мне помогло догадаться, что это “карта” страны Транспортландии? |
На этой карте изображены улицы этой страны. Еще на ней изображены сами жители. |
Давайте внимательно посмотрим на жителей этой страны. Скажите кого вы видите? |
Я вижу грузовик. Я вижу машину и самолет. Я вижу поезд и железную дорогу. Я вижу корабль и парусник. Я вижу метро. Я вижу вертолет. |
Молодцы. Какие вы у меня внимательные. Вы назвали множество транспорта. Кто сможет назвать на какие виды делится все транспорт? |
Бывает воздушный вид транспорта. Я знаю водный вид транспорта. Я знаю подземный вид транспорта. Бывает наземный транспорт. Я знаю железнодорожный транспорт. Есть городской вид транспорта. Еще есть специальный транспорт. |
Когда дети проговаривают название видов транспорта, логопед вывешивает на ковролин картинки-пиктограммы . |
|
Ребята, посмотрите внимательно мне кажется, что на этой полянке мы не одни. Из-под земли вылез крот. Он услышал ваши голоса и красивые ответы. вот и вылез из-под земли. ..., из-под чего вылез крот? |
Крот вылез из-под земли. |
Смотрите, за пеньком спряталась птичка. ..., возьми птичку. |
|
Ребенок, подходит и берет птичку. |
|
..., из-за чего ты достала птичку? |
Я достала птичку из-за пенька. |
Посмотрите, а кто там плещется в реке? |
В реке плещется рыба. |
Кто свернувшись в клубок сидит под елью? |
Под елью сидит ёж. |
Логопед достаёт ежа из-под ели. |
|
Из-под чего я достала ежа? |
Вы достали ежа из-под ели. |
Логопед высаживает перед детьми всех “гостей” и закрепляет их изображения на ковролин . |
|
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру: ”Ты на транспорт посмотри его вид определи.” Какой вид транспорта будет представлять крот? |
Крот будет представлять подземный вид транспорта. |
Какой вид транспорта будет представлять птица? |
Птица будет представлять воздушный вид транспорта. |
Какой вид транспорта будет представлять еж? |
Еж представляет наземный вид транспорта. |
Какой вид транспорта будет представлять рыба? |
Рыба будет представлять водный транспорт. |
На занятие вбегает милиционер. В его руке жезл и мешок. |
|
Регулировщик: Здравствуйте. Спасите ели убежал . Логопед: Уважаемый регулировщик, что случилось, что с вами произошло? Регулировщик: Злой волшебник Светоглаз похитил в нашей стране светофор и все жителей заколдовал, всех перепутал. Логопед: Ребята, нужна ваша помощь. |
Дети соглашаются помочь. |
Давайте наведем порядок и распределим транспорт по видам. А помогут нам в этом наши “гости”, птица, еж, рыба, крот. |
|
Перед детьми выкладываются картинки с транспортом. Каждый ребенок подходит берет картинку и закрепляет ее под картинкой с “гостем” представляющего свой вид транспорта. |
|
..., возьми картинку и подари ее “Гостю”. |
У меня корабль. Я подарю его рыбе, потому что корабль это водный транспорт. |
..., возьми картинку и подари ее “Гостю”. |
У меня газовая машина. Я подарю его ежу. Еж это наземный транспорт. |
..., возьми картинку и подари ее “Гостю”. |
У самолет . Я подарю самолёт птице. Это воздушный вид транспорта. |
Аналогично проводится игра и с остальными картинками: вертолет, парусник, метро, трамвай. |
|
Молодцы ребята. я думаю, что мы помогли навести порядок регулировщику. Регулировщик: Спасибо вам ребята за помощь вашу. Мне пора возвращаться на пост, чтобы Светоглаз ничего другого не натворил. |
|
Регулировщик уходит, дети прощаются с ним. |
|
А нам пора продолжать свой путь. Предлагаю вам сыграть в игру: “Ехали, мы ухали....” |
|
Перед детьми строится “путь, дорога препятствий”, по которому дети вместе с логопедом проходят сопровождая действия текстом стишка. Логопед показывает дорогу по сюжетной картинки, отображая речь детей. |
|
Ехали, мы ехали И к мосту приехали. |
Ехали, мы ехали И к мосту приехали. |
Мелкими движениями передвигаются вперед, друг за другом. Руки сомкнуты в локтях и прижаты к корпусу. Дети подходят к спортивному модулю в форме “моста” и переходят через него. |
|
Мост мы переехали |
Мост мы переехали |
После того, как дети перешли “мост”, они присаживаются на корточки и продолжают передвигаться. |
|
И к горе подъехали. |
И к горе подъехали. |
И продолжая произносить слова, постепенно приподнимаются. |
|
В гору мы заехали, |
В гору мы заехали, |
Идут по прямой. |
|
По горе проехали. |
По горе проехали. |
Постепенно присаживаются. |
|
И с горы мы съехали. |
И с горы мы съехали. |
Идут по прямой и в конце стишка перестраиваются в круг. |
|
Ехали, мы ехали По стране Транспортландии проехали. |
Ехали, мы ехали По стране Транспортландии проехали. |
Логопед обращается к стоящим в кружке детям. |
|
Ребята, у лисы есть домик – это нора. Волк живет в логове. Птица живет в гнезде. Человек в доме. А как называется “дом”, в котором живет транспорт? |
В гараже. |
Вы правы. Если бы не одно маленькое НО... У каждого транспорта свой дом-гараж. Давайте вспомним как называется дом-гараж для самолета? |
Дом-гараж для самолета, называется аэродром. |
Молодец,... Давайте вспомним как называется дом-гараж для корабля? |
У корабля порт. |
Правильно. ..., как называется место где стоят корабли? |
Корабли стоят в порту. |
Как называется дом для машины? |
Машины стоят в гараже. |
Молодцы, ребята.
Я предлагаю вам поиграть в игру: Проходите пожалуйста на следующую полянку. Присаживайтесь на стульчики-пенечки. |
Дети дают согласие на продолжение игры. |
Дети рассаживаются за столы на стулья. |
|
Сегодня к нам прилетел звук “Северный ветер”.
Ой, а где же “Северный ветер”? |
|
Логопед прикладывает руку к уху и в этот момент все дети произносят звук С. |
|
Молодцы. Мне даже немножко прохладно стало. Кто мне сможет рассказать, про звук С? |
|
Перед детьми вывешивается схема для характеристики звука. На столах у ребят разложены отдельные схемки-помощницы. Каждый из детей самостоятельно выкладывает с помощью схем-помощниц последовательную характеристику звука. Один ребенок выходит и дает характеристику звука. Остальные проверяют его и себя. |
|
|
Звук С – согласный, твердый и глухой. |
Свой ответ ребенок сопровождает показом на схеме. |
|
Молодец. Давайте похлопаем ... за его(ее) красивый ответ. |
|
Мы будем со звуком играть и звук С в словах искать. Вы знаете что, у слова есть?... |
Дети хором: Начало, середина и конец. |
Логопед раздает детям домики-схемы (гаражи) и машинки. Дети расставляют машинки в соответствии с занимаемым местом звука в слове (самокат, самолет, автобус, парусник, троллейбус). |
|
Первое слово: самолет. |
|
Дети все вместе проговаривают слово. После, определяют место звука в слове и отображают свои действия на схеме. |
|
Где находится звук С в слове самолет? |
В слове самолет звук С находится в начале слова. |
Т.О. ведется работа с каждым словом. |
|
Молодцы, все звуки нашли свои места. Только Светофорчика мы так и не нашли. Где же он может быть? |
Его посадили в мешок. Увезли в другую страну ... |
Логопед обращает внимание детей на противоположную к ним сторону , где за пеньком сидит Светофорчик. |
|
Ой, кто это там сидит и как осиновый лист дрожит? Дружочек ты нам покажись? Кто ты? |
|
Дети выходят из-за столов и подходят к герою. К детям выходит воспитатель переодевшись в костюм Светофорчика. |
|
Светофорчик: “Это я Светофорчик, страны Транспортландии регулировщик. Меня похитил злой волшебник Светоглаз, но я от него сбежал. Он по всей стране рыщет, ногами стучит на вас очень сердит. Как узнал, что вы такие умные, смелые, дружные, рассердился бдительность потерял, я от него и сбежал.” Логопед: “А мы е видели никакого Светоглаза. Правда, ребята.” |
Дети радуются появившемуся герою.
Да, правда. |
Наверное он сам испугался. Даже самые злые волшебники знают, что добро всегда побеждает зло. |
|
Светофорчик: “Ребята, а можно с вами поиграть?” |
Да, мы любим играть. |
Моя игра называется “Знаете ли вы сигналы светофора?” |
|
В руках у Светофорчика сигналы: красный, зеленый, желтый. При вопросе поднимает сигнал определенного цвета. |
|
Если свет зажегся красный – ... |
Значит двигаться опасно. |
Свет зеленый говорит – ... |
Проходите путь открыт. |
Желтый свет предупрежденье: ... |
Жди сигнала для движения. |
Вы очень внимательные дети. За ваш смелость и ум, я хочу подарить вам воздушный шарик. Он волшебный и очень быстро вернет вас домой, в детский сад. |
|
Светофорчик дает логопеду шарик и прощается с детьми, просит их выполнять правила дорожного движения. Дети прощаются. |
|
Путешествовать всегда хорошо и приятно, но настала пора возвращаться. Вы за нить волшебную возьмитесь присядьте, закройте глаза и слова произнесите: Раз, два , три, шарик домой нас отнеси. |
Раз, два , три, шарик домой нас отнеси. |
Дети выполняют просьбу и оказываются в саду. Встают около логопеда. |
|
Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего, что вы запомнили? |
Мне понравилось все. Мне понравилось с мячом играть. Мне понравилось транспорт по видам расставлять. Мне со Светофорчиком играть .... |
А мне понравились вы. Вы очень старались и на отлично занимались. Я хочу подарить вам небольшие сувенирчики в память о нашем путешествии. |
Спасибо Ирина Александровна. |
Логопед вручает памятные призы и прощается с детьми. |
Литература:
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина “Грамматика в Играх и картинках” Спб “Паритет” 2007
О.И. Крупенчук “Научите меня говорить правильно!” “Литра” СПБ 2004
Г.Д. Османова, Л.А. Позднякова “Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков” “Каро”СПб 2007
Т.А. Павлова “Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников” “Каро” 2003
Т.Р.Кислова “По дороге к азбуке” “Балаос” М. 2007
Использованные интернет-ресурсы (иллюстрации):