Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Прохорова Ирина Александровна,

учитель-логопед 1 категории

ГБДОУ комбинированного вида

детского сада №72 Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

Конспект совместной коррекционно-развивающей

 

деятельности учителя-логопеда и воспитанников

 

подготовительной к школе группы

 

с общим недоразвитием речи

 

 

Задача: формирование лексико-грамматического строя речи.

Цели:

коррекционно-образовательные цели:

  • совершенствовать грамматический строй речи;

  • развивать навык словообразования сложных слов;

  • учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции с простыми и сложными предлогами;

  • закреплять навык употреблять существительные в творительном падеже;

  • формировать навык правильного употребления в речи сложноподчиненных предложений;

  • работать над четкостью дикции, речевым дыханием;

  • употреблять и активизировать словарь по теме “ Транспорт”;

  • формировать навык составления схемы слова;

коррекционно-развивающие цели:

  • развивать зрительное внимание и память;

  • развивать временные представления;

  • развивать словесно-логическое и наглядно-действенное мышление;

  • развивать общую и мелкую моторику;

  • закреплять умение использовать в речи обобщающее понятиетранспорти его виды;

  • развивать фонематические процессы (анализа и синтеза);

коррекционно-воспитательные цели:

  • развивать навыки взаимодействия;

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим;

  • воспитывать желание помочь другому.


 

Технологии: Сказкотерапия.

Информационно-коммуникативные технология.

Здоровье сберегающие технологии.

 

Совместная образовательная деятельность

Вопросы к детям

Предполагаемые
ответы детей

Звучит тихая спокойная музыка.

В группу вместе с логопедом входят дети и образуют круг. Логопед приветствует детей и обращает внимание на присутствующих гостей. Все вместе приветствуют гостей.

Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбку-поддержку, улыбку-тепла.

Положительные ответы детей.

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Поворачивая голову к человеку стоящему справа улыбаются и легко сжимают ладонь. Т.о. действие распространяется по очереди всем детям и возвращается к логопеду.

Теперь с волшебной улыбкойтепла и поддержки у нас с вами обязательно все получится.

 

Плавно стихает музыка.

Сегодня я предлагая вам отправится в путешествие в далекую страну Транспортландию. В этой сказочной стране живут различные виды транспорта. Вы согласны отправится в путешествие?

Да, конечно.

Жители этой страны прислали мне письмо, в котором говорится о том, что злой волшебник Светоглаз похитил главного регулировщика движения.

Как вы думаете кто это такой главный регулировщик движения?

Главный регулировщик движенияэто светофор.

Молодцы! Правильно.

Все виды транспорта в этой стране поссорились. Каждый хочет быть первым и не хочет уступать, выполнять правила дорожного движения. Вы готовы отправится на помощь к жителям страны Транспортландия?

Да, мы готовы отправится на помощь.

Тогда нам пора в путь!

Пойдемте на автобусную остановку, ждать автобус который доставит нас до Транспортландии.

Ура! Пойдем на остановку.

Дети вместе с логопедом переходят в следующую зону, оформленную под остановку. Логопед берет в руки мяч.

Я предлагаю вам поиграть в игру с мячом. Чтобы ожидание автобуса не было скучным.

Я буду бросать вам мяч и произносить начало предложения. Вы будете договаривать предложения вставляя нужное слово и отвечать полным красивым предложением.

Вы готвы?

Да, мы готовы.

Логопед бросает одному ребенку мяч и задает вопрос.

Мы стоим на остановке и ждем ...?

 

Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

 

Мы стоим на остановке и ждем АВТОБУС.

По данной аналогии провидится вся игра.

Как долго нет нашего ...?

Как долго нет нашего АВТОБУСА.

Мой папа работает водителем ...?

Мой папа работает водителем АВТОБУСА.

Дети любовались красивым ...?

Дети любовались красивым АВТОБУСОМ.

Бабушка с внуком подходили к стоявшему ...?

Бабушка с внуком подходили к стоявшему АВТОБУСУ.

Все сели в удобный, теплый ...?

Все сели в удобный, теплый АВТОБУС.

Молодцы!

Вы очень внимательные и старательные.

Пора и нам с вами занять свои места в автобусе и продолжить путь в страну Транспортландию.

 

Дети проходят на заранее поставленные стульчики, в имитированный автобус.

Мы продолжаем наш путь.

Пока мы с вами едим давайте вспомним правила дорожного движения. Поможет нам в этом небольшой, очень познавательный и интересный фильм-презентация. (Слайд 1)

 

Внимание детей обращается на экран компьютера или мультимедийной установки. Компьютер или мультимедийную установку, необходимо поставить за ранее и накрыть тканью, чтобы он(а) не отвлекал(а) детей в ходе занятия.

Наш фильм-презентация называетсяПравила дорожного движения.

Посмотрите внимательно и скажите, где и как можно переходить дорогу? (слайд 2)

Дорогу можно переходить на зеленый свет светофора или там , где есть пешеходный переход (зебра).

Молодцы.

Посмотрите и скажите прав мишка , когда обходит автобус спереди? (Слайд 3)

Нет. Мишка делает не правильно. Автобус нужно обходить сзади.

Молодец.

Правильно поступает Мишутка, когда обходит трамвай сзади? (Слайд 4)

Нет. Мишутка не права . Трамвай нужно обходить спереди.

Ты абсолютно прав(а). Трамвай нужно обходить спереди.

 

Какой цвет светофора запрещает нам переходить дорогу? (Слайд 5)

Запрещает нам переходить дорогу красный свет светофора.

Какой цвет светофора разрешает нам переходить дорогу? (Слайд 5)

Разрешает нам переходить дорогу зеленый цвет светофора.

О чем говорит желтый цвет? (Слайд 5)

Желтый цвет предупреждает.

Вы очень старательные.

Правильно поступает мишка, когда катается на велосипеде по проезжей части? (Слайд 6)

Так делать нельзя. он нарушает правила дорожного движения.

Ребята , а где можно кататься на велосипеде?

На велосипеде можно кататься во дворе дома, в парке и по велосипедной дорожке.

Молодцы ,вы абсолютно правы.

Если дорога широкая и мы не успели перейти. Как нам быть? (Слайд 8)

Нужно встать на островок безопасности и подождать когда проедут машины.

Или загорится зеленый цвет светофора.

Отличники.

(Слайд 9)

Я хочу обратить ваше внимание на следующую картинку. В нашем городе много домов с арками и с подземными гаражами, будьте очень внимательны когда проходите в близи таких мест. Убедитесь, что машина не едет. Остановитесь пропустите машину.

(Слайд 10)

А что нам делать если рядом нет светофора или пешеходного перехода?

Нужно посмотреть сначала направо, потом Дойти до середины дороги и посмотреть налево. Если машин нет можно идти.

(Слайд 11)

Ребята, вы молодцы.

Вам понравился фильм?

Да, нам понравился фильм.

Я приглашаю вас выйти из автобуса и пройти на полянку.

 

Дети переходят в следующую игровую зону. Перед детьми задекорированная лесная полянка. По средине полянки лежиткарта, кто-то из детей обращает внимание на нее.

 

Смотрите, что я нашел!

Ребенок нашедший карту демонстрирует ее детям. Логопед с детьми рассматриваюткарту.

Ребята, а мне кажется , что этакартастраны Транспортландии. Давайте внимательно ее рассмотрим, присаживайтесь на полянку.

Как вы думаете, что мне помогло догадаться, что этокартастраны Транспортландии?

На этой карте изображены улицы этой страны.

Еще на ней изображены сами жители.

Давайте внимательно посмотрим на жителей этой страны. Скажите кого вы видите?

Я вижу грузовик.

Я вижу машину и самолет.

Я вижу поезд и железную дорогу.

Я вижу корабль и парусник.

Я вижу метро.

Я вижу вертолет.

Молодцы. Какие вы у меня внимательные.

Вы назвали множество транспорта. Кто сможет назвать на какие виды делится все транспорт?

Бывает воздушный вид транспорта.

Я знаю водный вид транспорта.

Я знаю подземный вид транспорта.

Бывает наземный транспорт.

Я знаю железнодорожный транспорт.

Есть городской вид транспорта.

Еще есть специальный транспорт.

Когда дети проговаривают название видов транспорта, логопед вывешивает на ковролин картинки-пиктограммы .

Ребята, посмотрите внимательно мне кажется, что на этой полянке мы не одни.

Из-под земли вылез крот.

Он услышал ваши голоса и красивые ответы. вот и вылез из-под земли.

..., из-под чего вылез крот?

Крот вылез из-под земли.

Смотрите, за пеньком спряталась птичка.

..., возьми птичку.

 

Ребенок, подходит и берет птичку.

..., из-за чего ты достала птичку?

Я достала птичку из-за пенька.

Посмотрите, а кто там плещется в реке?

В реке плещется рыба.

Кто свернувшись в клубок сидит под елью?

Под елью сидит ёж.

Логопед достаёт ежа из-под ели.

Из-под чего я достала ежа?

Вы достали ежа из-под ели.

Логопед высаживает перед детьми всехгостейи закрепляет их изображения на ковролин .

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:Ты на транспорт посмотри его вид определи.

Какой вид транспорта будет представлять крот?

Крот будет представлять подземный вид транспорта.

Какой вид транспорта будет представлять птица?

Птица будет представлять воздушный вид транспорта.

Какой вид транспорта будет представлять еж?

Еж представляет наземный вид транспорта.

Какой вид транспорта будет представлять рыба?

Рыба будет представлять водный транспорт.

На занятие вбегает милиционер. В его руке жезл и мешок.

Регулировщик: Здравствуйте. Спасите ели убежал .

Логопед: Уважаемый регулировщик, что случилось, что с вами произошло?

Регулировщик: Злой волшебник Светоглаз похитил в нашей стране светофор и все жителей заколдовал, всех перепутал.

Логопед: Ребята, нужна ваша помощь.

Дети соглашаются помочь.

Давайте наведем порядок и распределим транспорт по видам. А помогут нам в этом нашигости, птица, еж, рыба, крот.

 

Перед детьми выкладываются картинки с транспортом. Каждый ребенок подходит берет картинку и закрепляет ее под картинкой сгостемпредставляющего свой вид транспорта.

..., возьми картинку и подари ееГостю.

У меня корабль. Я подарю его рыбе, потому что корабль это водный транспорт.

..., возьми картинку и подари ееГостю.

У меня газовая машина.

Я подарю его ежу. Еж это наземный транспорт.

..., возьми картинку и подари ееГостю.

У самолет . Я подарю самолёт птице. Это воздушный вид транспорта.

Аналогично проводится игра и с остальными картинками: вертолет, парусник, метро, трамвай.

Молодцы ребята. я думаю, что мы помогли навести порядок регулировщику.

Регулировщик: Спасибо вам ребята за помощь вашу. Мне пора возвращаться на пост, чтобы Светоглаз ничего другого не натворил.

 

Регулировщик уходит, дети прощаются с ним.

А нам пора продолжать свой путь. Предлагаю вам сыграть в игру:Ехали, мы ухали....

 

Перед детьми строитсяпуть, дорога препятствий, по которому дети вместе с логопедом проходят сопровождая действия текстом стишка. Логопед показывает дорогу по сюжетной картинки, отображая речь детей.

Ехали, мы ехали

И к мосту приехали.

Ехали, мы ехали

И к мосту приехали.

Мелкими движениями передвигаются вперед, друг за другом. Руки сомкнуты в локтях и прижаты к корпусу.

Дети подходят к спортивному модулю в формемостаи переходят через него.

Мост мы переехали

Мост мы переехали

После того, как дети перешлимост, они присаживаются на корточки и продолжают передвигаться.

И к горе подъехали.

И к горе подъехали.

И продолжая произносить слова, постепенно приподнимаются.

В гору мы заехали,

В гору мы заехали,

Идут по прямой.

По горе проехали.

По горе проехали.

Постепенно присаживаются.

И с горы мы съехали.

И с горы мы съехали.

Идут по прямой и в конце стишка перестраиваются в круг.

Ехали, мы ехали

По стране Транспортландии проехали.

Ехали, мы ехали

По стране Транспортландии проехали.

Логопед обращается к стоящим в кружке детям.

Ребята, у лисы есть домикэто нора.

Волк живет в логове.

Птица живет в гнезде.

Человек в доме. А как называетсядом, в котором живет транспорт?

В гараже.

Вы правы. Если бы не одно маленькое НО...

У каждого транспорта свой дом-гараж.

Давайте вспомним как называется дом-гараж для самолета?

Дом-гараж для самолета, называется аэродром.

Молодец,...

Давайте вспомним как называется дом-гараж для корабля?

У корабля порт.

Правильно.

..., как называется место где стоят корабли?

Корабли стоят в порту.

Как называется дом для машины?

Машины стоят в гараже.

Молодцы, ребята.

Я предлагаю вам поиграть в игру:
Гараж.

Проходите пожалуйста на следующую полянку. Присаживайтесь на стульчики-пенечки.

Дети дают согласие на продолжение игры.

Дети рассаживаются за столы на стулья.

Сегодня к нам прилетел звукСеверный ветер.

Ой, а где жеСеверный ветер?
Почему я его не слышу?

 

Логопед прикладывает руку к уху и в этот момент все дети произносят звук С.

Молодцы. Мне даже немножко прохладно стало.

Кто мне сможет рассказать, про звук С?

 

Перед детьми вывешивается схема для характеристики звука. На столах у ребят разложены отдельные схемки-помощницы. Каждый из детей самостоятельно выкладывает с помощью схем-помощниц последовательную характеристику звука. Один ребенок выходит и дает характеристику звука. Остальные проверяют его и себя.

 

Звук Ссогласный, твердый и глухой.

Свой ответ ребенок сопровождает показом на схеме.

Молодец. Давайте похлопаем ... за его(ее) красивый ответ.

 

Мы будем со звуком играть и звук С в словах искать. Вы знаете что, у слова есть?...

Дети хором: Начало, середина и конец.

Логопед раздает детям домики-схемы (гаражи) и машинки. Дети расставляют машинки в соответствии с занимаемым местом звука в слове (самокат, самолет, автобус, парусник, троллейбус).

Первое слово: самолет.

 

Дети все вместе проговаривают слово. После, определяют место звука в слове и отображают свои действия на схеме.

Где находится звук С в слове самолет?

В слове самолет звук С находится в начале слова.

Т.О. ведется работа с каждым словом.

Молодцы, все звуки нашли свои места.

Только Светофорчика мы так и не нашли. Где же он может быть?

Его посадили в мешок.

Увезли в другую страну ...

Логопед обращает внимание детей на противоположную к ним сторону , где за пеньком сидит Светофорчик.

Ой, кто это там сидит и как осиновый лист дрожит? Дружочек ты нам покажись? Кто ты?

 

Дети выходят из-за столов и подходят к герою.

К детям выходит воспитатель переодевшись в костюм Светофорчика.

Светофорчик:Это я Светофорчик, страны Транспортландии регулировщик.

Меня похитил злой волшебник Светоглаз, но я от него сбежал. Он по всей стране рыщет, ногами стучит на вас очень сердит. Как узнал, что вы такие умные, смелые, дружные, рассердился бдительность потерял, я от него и сбежал.

Логопед:А мы е видели никакого Светоглаза. Правда, ребята.

Дети радуются появившемуся герою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, правда.

Наверное он сам испугался.

Даже самые злые волшебники знают, что добро всегда побеждает зло.

 

Светофорчик:Ребята, а можно с вами поиграть?

Да, мы любим играть.

Моя игра называется “Знаете ли вы сигналы светофора?”

 

В руках у Светофорчика сигналы: красный, зеленый, желтый. При вопросе поднимает сигнал определенного цвета.

Если свет зажегся красный...

Значит двигаться опасно.

Свет зеленый говорит...

Проходите путь открыт.

Желтый свет предупрежденье: ...

Жди сигнала для движения.

Вы очень внимательные дети. За ваш смелость и ум, я хочу подарить вам воздушный шарик. Он волшебный и очень быстро вернет вас домой, в детский сад.

 

Светофорчик дает логопеду шарик и прощается с детьми, просит их выполнять правила дорожного движения. Дети прощаются.

Путешествовать всегда хорошо и приятно, но настала пора возвращаться. Вы за нить волшебную возьмитесь присядьте, закройте глаза и слова произнесите: Раз, два , три, шарик домой нас отнеси.

Раз, два , три,

шарик домой нас отнеси.

Дети выполняют просьбу и оказываются в саду. Встают около логопеда.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

Что вам понравилось больше всего, что вы запомнили?

Мне понравилось все.

Мне понравилось с мячом играть.

Мне понравилось транспорт по видам расставлять.

Мне со Светофорчиком играть ....

А мне понравились вы. Вы очень старались и на отлично занимались.

Я хочу подарить вам небольшие сувенирчики в память о нашем путешествии.

Спасибо Ирина Александровна.

Логопед вручает памятные призы и прощается с детьми.

 

Литература:

М.Г. Борисенко, Н.А. ЛукинаГрамматика в Играх и картинкахСпбПаритет2007

О.И. КрупенчукНаучите меня говорить правильно!” “ЛитраСПБ 2004

Г.Д. Османова, Л.А. ПоздняковаИгры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков” “КароСПб 2007

Т.А. ПавловаАльбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников” “Каро2003

Т.Р.Кислова “По дороге к азбуке” “Балаос” М. 2007


 


 

Использованные интернет-ресурсы (иллюстрации):

http://forum.materinstvo.ru/journal.php?user=69932

http://i051.radikal.ru/0910/b7/8f711843277d.jpg

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»