Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нарушение просодической стороны речи у детей с ДЦП

Сочинская Злата Борисовна,
учитель ГБОУ "Центр "Динамика"

Нарушение просодической стороны речи является одним из ведущих речевых расстройств у детей, страдающих детским церебральным параличом. Страдают все компоненты просодики: темп, ритм, ударение, паузация, мелодика. При наличии нормального слуха речь таких детей характеризуется невнятностью, монотонностью, гнусавостью, интонационной бедностью. При крике и плаче их голос достаточно громкий, при речи - тихий, слабомодулированный. Простые по структуре слова дети с ДЦП произносят по слогам с интервалами в голосе. При этом первый слог обычно произносится ими наиболее отчётливо, второй - гораздо слабее, а остальные - беззвучно или на дополнительном глубоком вдохе. Сложные в плане произношения слова в речи таких детей практически отсутствуют, обычно они заменяются на более простые по структуре. Дети затрудняются выделить ударный слог слова, нередко произносят слово, выделяя сразу несколько слогов в качестве ударных, или совсем не выделяют ударный слог, проговаривая слово монотонно.

При различных формах детского церебрального паралича наблюдаются некоторые специфические особенности нарушения просодических компонентов речи. Так, у детей с паретической формой ДЦП наблюдается резкое нарушение мелодико-интонационной стороны речи. Отсутствие или бедность интонаций в речи таких детей в большинстве случаев компенсируется движениями глаз, мимикой, жестами, и становится основным средством общения с окружающими людьми.

При гиперкинетической форме ДЦП, наоборот, наблюдаются нарушения мимической мускулатуры вследствие нарушения мышечного тонуса. Это обусловливает трудности при выполнении движений, связанных с подниманием и нахмуриванием бровей, зажмуриванием глаз, движением губ. Данные нарушения в свою очередь оказывают неблагоприятное влияние на мелодико-интонационную сторону речи, т.к. использование мимики облегчает передачу разнообразных оттенков интонации.

При ДЦП отмечается и нарушение темпа речевого высказывания, который может быть как ускоренным, так и замедленным. Иногда у одного и того же ребёнка наблюдается чередование ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза не договаривается до конца, смысловые ударения расставляются беспорядочно, нарушается расстановка пауз. Дети делают паузы там, где они не нужны, и не делают там, где они необходимы. Первые слова фразы произносятся обычно громко и разборчиво, затем дети переходят на шёпот.

Имеют место и нарушения голоса. Голос детей с ДЦП обычно тихий, часто неравномерный - то тихий, то громкий, монотонный, иногда с гнусавым оттенком. В большинстве случаев хриплый, глухой, сиплый, голосовые модуляции либо отсутствуют, либо слабо выражены, т.е. ребёнок не может произвольно менять высоту тона. Часто у таких детей отмечается недостаточная сила голоса: голос слабый, иссякающий к концу фразы; нарушение тембра голоса: голос глухой, гортанный, напряжённый, прерывистый, что обусловлено парезами речевых и голосовых мышц, нарушением их мышечного тонуса.

У детей с ДЦП наблюдается и расстройство речевого дыхания. Ритм дыхания нарушен, часто отсутствует согласование процессов вдоха и выдоха. Вдох, как правило, очень глубокий, выдох укороченный. Первая часть речевого высказывания обычно произносится на вдохе, затем делается резкий выдох, следующая часть фразы либо снова произносится на вдохе, либо не договаривается вообще.

Дети не вопринимают и не воспроизводят основных видов интонации(повествования, восклицания, вопроса). Разные по интонационной структуре предложения воспринимаются такими детьми одинаково, т.е. у них отсутствует "чувство" интонационного различия. Иногда дети правильно определяют интонацию предложения, подбирают соответствующую карточку со знаком препинания, но не могут воспроизвести предложение с нужной интонацией. Наибольшую сложность при вопроизведении представляют вопросительные и восклицательные предложения. Дети затрудняются читать тексты, построенные в форме диалога. Основные виды интонации очень часто передаются такими детьми с помощью мимических и жестовых движений.

Таким образом, следует отметить, что у детей, страдающих детским церебральм параличом, нарушены все компоненты, составляющие просодику речевого высказывания, что необходимо учитывать в процессе работы над просодической стороной речи.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»