Круглова Наталия Юрьевна
Проектная деятельность «Мир кукол», начального звена в ГОУ СКОШ VIIIвида № 614
Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограничениями в умственном развитии к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого это детское творчество.
Для развития творчества у детей с ограничениями в развитии - учитель главная движущая сила. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Именно с помощью проектной деятельности мы может постараться развить и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе на равнее с другими нормально развивающимися, а возможно одарёнными, детьми.
В основе метода проектирования лежим развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Конечно, возраст и особенности детей с ограниченными возможностями, накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При правильной организации проектной деятельности в коррекционной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – педагогические особенности детей с особенностями в развитии, особенно младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками младшего звена этих знаний, необходимых в том или ином пректе. Занятия методом проектирования – это удел не только учителей – иноваторов, но и всех творческих людей, включая родителей. Особо важно заниматься творческой, научно – поисковой деятельностью в младшем школьном возрасте, когда идёт активное формирование различных процессов и их личностное и социальное становление.
В нашей школе проектная деятельность осуществляется второй год. Опыт предыдущего года показал не плохие результаты, созданный младшим звеном проект «Зоопарк» удостоился грамотой первой степени, что позволяет говорить о возможности создания проекта на уровне общеобразовательных школ и лицеев. При правильно подобранных методах и поставленных целях при создании проекта, дети с ограничениями в развитии могут ничем не отличаться, а может даже и слиться с нормально развивающимися сверстниками.
В 2009 – 2010 учебном году был создан коллективный проект «Мир кукол», в котором принимали участие все классы начального звена. Проект представлял детско – взрослое сообщество (учителя, родители, учащиеся). Учителя провели общий сбор учащихся и родителей, для ознакомления намеченных целей и дальнейшего определения работы в создании проекта. Хотелось обратить внимание на обыденные вещи, находящиеся рядом с нами, собрать информацию о куклах, проанализировать особенности образа кукол разных народов, обобщить собранный материал и предоставить широкой ученической аудитории.
Данным проектом хотелось пополнить бедный запас знаний учащихся о разнообразии кукол, ведь у кукол богатая история и у каждого народа есть свои национальные куклы. Для осуществления проекта использовались разнообразные методы и приёмы работы. Изучение литературы по данному вопросу, чтение глав из книги М. Левиной «365 кукол со всего света». Работа с исторической литературой, знакомство с историей появления кукол на Руси, подготовка докладов о куклах разных народов. Посещение музея кукол имени Образцова. Составление альбома с рисунками кукол, лепка кукол из солёного теста. Проводилась сюжетно – ролевая игра с куклами. Дома учащиеся беседовали с родителями на тему «Куклы наших мам и бабушек», а затем делились узнанной информацией с другими учащимися, делали куклы своими руками.
По итогам всей проделанной работы со школьниками младшего звена нами были созданный: альбом с докладами о различных куклах, альбом с рисунками кукол, подготовили выставку кукол, сделанные своими руками, альбом с отчётом о посещении музея, поставили и показали кукольный спектакль «Терем – теремок».
Проанализировав проделанную работу и подведя итоги можно сказать, что все учащиеся начальной школы активно и с большим интересом принимали участие в исследовательской работе, при направляющей помощи учителей. Хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.