Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Романеева Виктория Юрьевна

учитель высшей категории школы № 661

Приморского района

 

Детские годы оказывают огромное влияние на  жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Развитие человека, формирование его личности зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребёнка, от умения направить процесс формирования его личности.1

 Никому в голову не придёт готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи своих родных. Но никто, к  сожалению, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или рождения нездорового ребёнка. По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности  близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи тяжёлого заболевания детей. От того, какую стратегию поведения  во взаимоотношениях с ребёнком - инвалидом выберут родители, во многом зависит состоятельность самого ребёнка.

Для семьи, воспитывающего «особого» ребёнка, важнейшими функциями являются: коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная  функции, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка-инвалида, достижения им материальной независимости и социальной адаптации.2

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Родителям детей с ограниченными возможностями необходимо уметь правильно взаимодействовать с ребёнком в процессе его воспитания и обучении, ориентируясь на его проблемы.   

    Известно, что у каждой из категорий детей с ограниченными возможностями по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения и их развития приобретает особую значимость. Л.С. Выготский ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности детей  с отклонениями в развитии растворилось бы во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.

      Согласно учению Выготского у детей  с ограниченными возможностями есть "зона актуального развития" и "зона ближайшего развития".  Самая широкая ЗБР у нормально развивающегося ребенка - дети активно взаимодействуют со взрослыми  и способны выполнять самостоятельно то, что раньше могли делать с их помощью. У всех детей с ограниченными возможностями  ЗБР более узкая - меньше хотят взаимодействовать, помощь не принимают, нет желания самостоятельно выполнять то, что вчера выполняли с взрослыми.3

Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов.

У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.4

Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и прочие.

Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Кроме того, не секрет, что некоторые школы не горят желанием принимать на учебу таких детей. У детей с ограниченными возможностями возникают определённые сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром. Во многом это зависит от взрослых, организующих их режим жизни. 5

Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучениякак нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Разумеется, обучение “особых” детей должно сопровождаться наблюдением со стороны психологов и врачей.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Преимущества дистанционного обучения для детей  - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 6

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.7

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях.  Но следует отметить, что при всех явных достоинствах, важнейшим условием  успешности  дистанционного обучения ребёнка – инвалида является принятие и поддержка родителями данного вида обучения.

Необходимо, чтобы родители  не только владели компьютерной грамотностью и могли помочь ребёнку технически организовать учебный процесс, но и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты дистанционного образования своего ребёнка. К сожалению, многие родители не считают целесообразным такое обучение, не видят его практического применения в будущем своего ребёнка.  Как следствие, незаинтересованность родителей снижает эффективность дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. 

Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.


 

Литература:

1.Мария Земска. Семья и личность. Москва «Прогресс» 1986. с.125

2. Е. М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. Владос 2004, с. 18-19

3.Педагогическая психология. М.И.Розенова. Москва 2003,с.56-73

4. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос,2003, с.123-135.

5. Возрастная психология. Е.А.Сорокоумова. Питер 2006,с.120-133.

6. http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1223/

7.www.tigweb.org/youthmedia/panorama/article.html?start=6534&ContentID=6766

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»