Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Автор: Кравченко Елена Дмитриевна, учитель начальных классов

ГС(К)ОУ № 34 Невского района г. Санкт-Петербурга

 

Процесс обучения является предметом многих психолого-педагогических исследований.  Наибольшее внимание в современных работах уделяется изучению роли активности ученика в этом процессе. Исследователи (Бабанский Ю.К., Щукина Г.И., Шамова Т.И.) указывают на необходимость повышения активности ученика в процессе обучения, что объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным.

Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются не достаточно подготовленными к её условиям. Уровень собственной познавательной активности школьников является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.

Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с проблемами в развитии.

Как особый вид дизонтогенеза задержка психического развития исследуется относительно недавно. При этом  изучаются  наиболее яркие ее характеристики: несовершенство познавательных процессов, неготовность ребенка к обучению, снижение познавательных интересов, недостаточность активности ребенка, в учебной деятельности (Т.А. Власова, М.П. Певзнер, К.С. Лебединская, И.В. Лубовский). Характерным признакам задержки психического развития являются также низкий уровень познавательной активности. Активность, является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Можно предположить, что повышение уровня активности учебной деятельности детей с задержкой психического развития будет способствовать более эффективному протеканию процесса обучения.

Учебная деятельность является одним из видов познания, основным для детей школьного возраста. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности учащихся, мы с тем же правом можем говорить об активизации учения. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время (Шамова Т.И.). Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения» (7, стр. 204). Причем, как указывает Ю.К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы и приемы, формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения «провоцируют» эту активность. В работах Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского как основные средства активизации учебной деятельности применительно к нормально развивающимся школьникам рассматриваются проблемное обучение,  самостоятельные работы, программированные задания, алгоритмы, использование технических средств обучения.

Многие исследователи указывают на необходимость комплексного подхода к решению  проблемы активизации учебной деятельности (Шамова Т.И., Скаткин. М.Н., Харламов И.Ф.). Активизация учения будет осуществляться достаточно эффективно, если параллельно будут формироваться мотивация учебной деятельности, учебные и интеллектуальные умения, стимулироваться механизмы ориентировки, целеполагания, планирования, волевая регуляция, обеспечиваться самооценка, самоконтроль и самокоррекция. (Шамова Т.И.) Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив, должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной деятельности.

В качестве действенного средства активизации учебной деятельности содержание выступает в том случае, если оно отвечает некоторым требованиям. Содержание должно подбираться соответственно психическим, интеллектуальным возможностям школьников. Так как дети с задержкой психического развития имеют определенные отличия от нормы и от детей с интеллектуальной недостаточностью, то содержание их обучения должно иметь определенные отличия от содержания обучения других групп детей.

При подборе содержания необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допустить излишнего упрощения. Одним из важнейших средств, позволяющих стимулировать учебную деятельность, является возбуждение мотивов учения (Шамова Т.И.). Человек не может длительное время решать слишком трудные задачи – наступает усталость, поэтому излишне сложное содержание быстро убивает всякую мотивацию к учению. Но, в то же время, интерес в нас возбуждает все новое, незнакомое, нас привлекают задачи, для решения которых необходимо приложить определенные усилия. Если постоянно решать слишком легкие задачи, то действия по их решению автоматизируются, пропадает необходимость прилагать интеллектуальные и эмоциональные силы, нам становится скучно. Если содержание будет излишне упрощено, то процесс обучения быстро превратиться в рутину, а возникший, возможно, в начале интерес исчезнет.

В обоих случаях учащиеся не будут проявлять интереса к учению, а значит, не будет и должного уровня активности познавательной деятельности. Таким образом, содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует потребностям и возможностям учащихся.

Реализация данного средства активизации учебной деятельности школьников с задержкой психического развития осуществляется через разработку и применение специальных программ обучения (четыре варианта) для классов выравнивания, компенсирующего обучения, школ VIIвида. В этих программах определен объем знаний и умений, которыми должны овладеть ученики, но так как группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна, в ней предусмотрен обязательный и необязательный материал. Задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Существует несколько классификаций методов различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее используемой является классификация по источнику получения знаний (П.Я. Голант), но в рамках данной работы интересна и другая классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. По этой классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

Первым в данной классификации можно назвать объяснительно-иллюстративный метод, который состоит в том, что учитель сообщает учащимся готовую информацию, а те её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Данный метод предполагает наличие у учащихся высокого уровня самоконтроля, умение слушать и самостоятельно перерабатывать получаемый материал, то есть высокий уровень собственной познавательной активности личности. Опыт показывает, что даже учащиеся массовых школ не всегда способны эффективно усваивать информацию, которая подается только с помощью объяснительно-иллюстративного метода. Тем более эффективность данного метода оказывается невысокой при обучении учащихся со сниженным уровнем собственной познавательной активности, школьников с задержкой психического развития. Метод не предполагает использование каких-либо дополнительных средств активизации учебной деятельности, так как рассчитан на наличие некоторого уровня внутренней познавательной активности личности. Однако обойтись без этого метода представляется невозможным, так как он дает наибольшие возможности быстрой и полной подачи информации. Группа объяснительно-иллюстративных методов является наиболее распространенной во всех видах школ.

Следующим методом обучения является репродуктивный метод. Он позволяет формировать у учащихся умения и навыки по использованию полученных ранее знаний. Деятельность ученика при использовании данного метода в обучении предполагает выполнение им действий по образцу, предложенному учителем. Уровень внешней активности учащихся в этом случае повышается, что позволяет учителю контролировать и при необходимости стимулировать учебную деятельность.

В классификации М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера выделяются также проблемно-поисковые методы, которые подразделяется на метод проблемного изложения материала, частично-поисковый и исследовательский методы. Данные методы предполагают, что учитель ставит перед учащимися некую проблему и предлагает решить её самостоятельно, с большей или меньшей помощью учителя.

Смысл проблемного обучения состоит в создании в учебном процессе таких ситуаций, когда ученик не может не принимать активного участия в решении поставленной задачи, не может ориентироваться только на путь решения, указанный учителем (10).

В ходе самостоятельной поисковой деятельности при проблемном обучении ученики усваивают новые знания, умения, развивают общие способности, а так же исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности  у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Младшие школьники с задержкой психического развития такими умениями не обладают, а значит, им требуется помощь учителя. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Различные классификации методов обучения, существующие в теории, на практике характеризуют единый, целостный процесс, но с разных сторон. Для полноценного описания какого-либо метода, используемого учителем в ходе обучения, потребуется обращение к нескольким, по крайней мере, к двум, классификациям. Например, для характеристики методов обучения, используемых в практике специальной школы VIIвида можно использовать классификацию по источнику получения знаний как наиболее распространенную и, описанную ранее, классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, как наиболее актуальную в рамках данной работы.

При работе с детьми с задержкой психического развития наиболее используемыми среди объяснительно-иллюстративных методов обучения являются словесные: объяснение, беседа, которые, чаще всего, сопровождаются демонстрацией, и практические: опыт, наблюдение (на уроках развития речи на основе ознакомления с окружающим). К репродуктивным относятся, прежде всего, практические методы: упражнения, а также словесные, например, работа с тетрадью. Такие словесные методы, как беседа (эвристическая), объяснение, работа с учебником и практические, как упражнения, наблюдения, могут носить так же поисково-исследовательский характер. Они дают гораздо больше возможностей для формирования у учащегося позиции субъекта обучения, но использоваться могут только тогда, когда у учащихся уже сформирован некоторый уровень познавательной активности благодаря использованию объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.

Особое место в обучении младших школьников с задержкой психического развития занимают самостоятельные работы. Они обычно носят репродуктивный характер, предполагают высокую степень активности учащегося в процессе выполнения, а потому отмечаются исследователями как особое средство активизации учебной деятельности (Шамова Т.И.). Самостоятельные работы могут использоваться, как эффективное средство формирования умения осуществлять самостоятельную деятельность, и пробуждения познавательного интереса. В самостоятельных работах могут использоваться программированные задания, наглядные опоры.

Такое разнообразие методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления, но и не дает отвлечься от изучаемого материала, а так же обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Описывая различные формы обучения, мы говорим о «специальной конструкции процесса обучения» (6, стр.285), о характере взаимодействия учителя с классом и характере подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся, наиболее характерной для школ любого вида, является урок. Данная организационная форма предоставляет большие возможности для формирования знаний и умений, а значит для решения многих задач школьного обучения. В ходе урока учитель  может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся,  способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Выделяют разные типы уроков в зависимости от доминирующей дидактической задачи и формы их проведения: уроки усвоения новых знаний, повторения, обобщения и систематизации, закрепления, контроля и комбинированные уроки, интегрированные, предметные уроки.

Интегрированные уроки – это уроки с широко представленными межпредметными связями, которые дают учащимся возможность применять полученные ранее знания в различных областях и способствуют, таким образом, формированию переноса знаний и умений в новую ситуацию. (Кудрина С.В.) В то же время, интегрированный урок показывает учащимся важность изучения одной дисциплины для успешности в другой. Так как для учащихся с задержкой психического развития характерно предпочтение какого-либо одного учебного предмета всем другим на основании легкости и успешности его усвоения, новизны материала, то включение данной учебной дисциплины в интегрированный урок наравне с менее любимыми предметами создает общий положительный фон занятия и способствует формированию интереса к другим учебным дисциплинам.

Предметные уроки основаны на демонстрации какого-либо натурального объекта и, чаще всего, применяются при изучении дисциплины «ознакомление с окружающим миром». Предметные уроки  позволяют обеспечить «непосредственные контакты с изучаемыми объектами и явлениями и делают процесс восприятия активным и самостоятельным» (3, стр. 43). При специальной организации учебного процесса в ходе предметного урока дети получают возможность самостоятельно выявить некоторые особенность изучаемого объекта, составить четкое представление о них и лично проверить сведения, предоставленные учителем. Все это предоставляет большие возможности для активизации учебной деятельности школьников. В то же время материал предметных уроков обычно не бывает слишком сложным, достаточно понятен учащимся, так как основан на изучении конкретного объекта, что создает положительное отношение к ситуации обучения, а значит, стимулирует познавательные интересы и учебную деятельность в целом.

Кроме уроков, при обучении младших школьников с задержкой психического развития используются так же и другие формы организации обучения, например, экскурсии.

Экскурсия – это «форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях» (1, стр.228). Таким образом, в ходе экскурсии осуществляется ознакомление учащихся с натуральными объектами природы, социальными и экономическими явлениями. «Многие исследователи предлагают использовать экскурсии в качестве источника пробуждения познавательного интереса». (3, стр. 44) Для учащихся экскурсия интересна уже тем, что проходит, чаще всего, вне стен школы или, по крайней мере, вне учебного класса, что снимает некоторую долю формальности процесса. Экскурсия так же обычно позволяет изучать объект в его естественном окружении, а значит, формировать о нем более точные, соответствующие действительности представления. Экскурсия позволяет учащимся самим пронаблюдать изучаемые объекты и явления, иногда даже воздействовать на них, то есть проявлять высокий уровень активности. Однако довольно часто экскурсия понимается, как простое изложение материала в условиях непосредственного наблюдения объекта или явления. На самом деле для достижения желаемого результата, для эффективного усвоения учащимися новой информации не достаточно только их присутствия на экскурсии. Для активизации учения школьникам даются задания, которые они должны выполнить самостоятельно в ходе экскурсии или по её результатам. Только такая организация работы позволит включить учащихся в активную деятельность.

Еще одной формой организации обучения, особенно характерной для первой ступени школы VIIвида, являются игровые занятия или дидактические игры. Использование дидактических игр является очень важным направление в работе с детьми с задержкой психического развития. В ходе дидактической игры учебные задачи решаются в интересной, занимательной форме, происходит частая смена видов деятельности, так как могут применяться разнообразные методы обучения: наглядные, практические, словесные, а значит, игровая форма занятия предотвращает утомление детей, стимулирует их интерес и активность.

 В ходе дидактической игры осуществляется активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых ситуаций, явлений. Таким образом, в процессе дидактической игры учащиеся постоянно должны находится в позиции активных деятелей, что, несомненно, стимулирует их познавательную активность. Дидактические игры при обучении школьников с задержкой психического развития имеют, чаще всего, репродуктивный характер, но в ходе игры может осуществляться и поисково-исследовательская деятельность, так как «технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения», при котором в ходе решения какой-либо учебной задачи учащиеся могут самостоятельно добывать необходимую для её решения информацию (7, стр. 152). Однако дидактические игры как поисково-исследовательский метод в школах VIIвида используется редко, так как считается слишком сложным для детей с задержкой психического развития.

Дидактические игры являются эффективным средством активизации учебной деятельности не только потому, что создают условия, в которых учащийся не может быть пассивным, но и потому, что содержат элемент игры, а значит, не противоречат игровым мотивам, преобладающим у младших школьников с задержкой психического развития. Игровые занятия предоставляют очень широкие возможности для активизации учения, так как стимулируют формирование интереса к обучению, ставят учащихся в ситуацию, когда они не только могут, но и хотят проявлять самостоятельность в процессе обучения.

Все вышеперечисленные методы и формы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся. Одни средства активизации ориентированы, прежде всего, на формирование самостоятельности учащихся (самостоятельные работы, опоры, предметные, интегрированные уроки), другие используют преобладание у младших школьников игровых мотивов для постепенного перехода от игры к учению (дидактические игры, игровые занятия), третьи предполагают формирование интереса к учению (экскурсии).

Так как «… положительная мотивация значительно стимулирует деятельность» (4, стр.129), то формирование познавательной мотивации школьников с задержкой психического развития является одним из наиболее эффективных средств активизации учебной деятельности.

Формирование мотивации учения предполагает создание положительного эмоционального фона обучения, нейтрализацию негативного предыдущего опыта обучения в массовой школе, организацию ситуаций в обучении, вызывающих интерес ребенка и способствующих в дальнейшем формированию понимания личного и общественного значения учебной деятельности (Кудрина С.В.).

Итак, в современной психолого-педагогической литературе выделяется целый ряд средств, позволяющих повысить уровень активности учебной деятельности школьников с задержкой психического развития. К таким средствам относится подбор содержания, соответствующего возрастным и познавательным возможностям учащихся, выбор адекватных конкретному учебному содержанию и уровню учащихся методов и форм организации обучения.

Наибольшей эффективностью для активизации учебной деятельности обладают практические методы обучения, использование самостоятельных работ и дидактических игр. Любое из этих средств может носить характер проблемного обучения, что в высшей степени способствует активизации учебной деятельности, но в условиях коррекционного обучения используется довольно редко. Более частными методами и приемами, способствующими активизации учения, являются применение алгоритмических предписаний и опор.

Среди форм организации процесса обучения наибольшим потенциалом как средства активизации учебной деятельности обладают предметные, интегрированные уроки, экскурсии, игровые занятия.

Таким образом, складывается достаточно разнообразная система средств активизации учебной деятельности, которая может быть использована применительно к младшим школьникам с задержкой психического развития. И хотя конкретных методических разработок в этом направлении не так много, но интерес к этой теме всё больше возрастает. Связано это с тем, что «ЗПР представляет собой, возможно, единственную форму отставания в развитии ребенка, которая может быть компенсирована адекватными его состоянию психолого-педагогическими средствами»(9, стр. 35), одним из которых является организация активного обучения.

 

Литература:

1.     Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Аспект предупреждения неуспеваемости школьников – Ростов-на-Дону, 1972.

2.     Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения / В кн. Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся – Казань, 1969.

3.     Кудрина С.В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: Канд. диссертация – СПб, 2000.

4.     Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников – СПб, 2004.

5.     Лернер И.Я. Проблемное обучение – М., Знание, 1974.

6.     Педагогика. /Под ред. Ю.К. Бабанского – М, Просвещение, 1983.

7.     Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1998.

8.     Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения – М., 1971.

9.     Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольных учреждениях // Дефектология, 2001, №5.

10.           Харламов И.Ф. Активизация учения школьников – Минск, 1970.

11.           Шамова Т.И. Активизация учения школьников – М., Педагогика, 1982.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»