Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Коррекционно-образовательные цели:

1.  Автоматизация  звука [ч].

2.   Совершенствование грамматического строя речи

3.   Совершенствование навыка составления предложения из слов.

4. Активизация словарного запаса по теме «Перелётные птицы»

5.  Формирование навыка чтения слов.

 

Коррекционно-развивающие цели:

1.  Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.

2.  Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

3.   Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

4.  Развитие дыхания .

5. Развитие мышления.

 

Воспитательные цели:

1.  Воспитание четкой, правильной речи.

2.  Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.

3.  Воспитание навыков правильного поведения на уроке: умения слушать учителя, отвечать на вопросы.

4. Воспитание бережного отношения к природе.

 

Оборудование:

 индивидуальные зеркала, салфетки, «вертушки»,

 буквы на магнитах, презентация , предметные картинки (перечислены в ходе занятия), схемы слов ( место звука [ч] в слове).

 

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук.

3.Дыхательная гимнастика (нижнее- диафрагмальное дыхание)

4.Развитие фонематического слуха

                Работа с презентацией.

Слайд № 1 

На слайде представлены картинки : черепаха, чайник, часы, тапки.

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки, назовите каждый предмет, послушайте звуки. В названии трёх предметов этот звук есть, а в одном нет. Ищем «четвёртый лишний»  .

Учащиеся проговаривают каждое слово, определяют. что в трёх словах есть звук [ч], называют "лишний предмет" -тапки.

5. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня вы продолжите учиться правильно произносить звук [ч]в словах , предложениях и стихотворениях.

Что вы знаете о звуке [ч] ?

Учащиеся:  Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: В звуковой схеме слова , кружком  какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?

Учащиеся: Кружком  зелёного цвета.

6. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Звук [ч] сложный, поэтому, что бы  красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.

Учащиеся выполняют перед индивидуальными зеркалами артикуляционную гимнастику:

  1. Язык  массажирует  щёчки. («Орешек»)
  2.  «Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

     3. «Чашечка»

    Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

      4.. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

      5. «Ступеньки»  ( Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

    6. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

  7. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

8. Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).

Произнесите звук [ч] правильно.

7. Развитие логического мышления

Слайд № 2

Логопед: Посмотрите на картинки и назовите каждый предмет ласково.

( автоматизация звука [ч] в словах).           

Учащиеся: зайчик, лисичка, белочка, синичка.

Логопед: Кто лишний ?  Почему?

Учащиеся :Синичка  лишняя, потому, что зайчик, лисичка, белочка- это звери, а синичка- птица.

Логопед: Синичка –это зимующая или перелётная птица ?

Учащиеся : Синичка –это перелётная птица.

Логопед: Что значит  «перелётная птица» ?   

Учащиеся : Осенью эти птицы улетают на юг, а весной возвращаются на родину.

Логопед: Сегодня вы познакомитесь с перелётными птицами. Весной стаи птиц возвращаются с юга домой.

Слайд № 3            

На слайде ряд картинок: гнездо, роза,ананас, часы

8. Упражнение «Составь слово из звуков»

Логопед: А сейчас вы узнаете , какая перелётная птица прилетает к нам первой. Для этого вам надо прочитать «шифровку». Из первых звуков названий картинок составьте слово.

На доске обучающиеся составляют слово «грач».

                                        Слайд № 4 

   На слайде появляется картинка с изображением грача.

 Какого цвета грач? Опишите его.

9. Заучивание стихотворения ( автоматизация звука [ч] в стихотворении).

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица - грач.

Слайд № 5

На слайде ряд картинок:  чайник, ирис,бочка,иголки,синица 

Логопед: Пришло время  узнать ещё одну перелётную птицу.

На доске обучающиеся составляют слово «чибис».

 На слайде появляется картинка с изображением чибиса. 

Логопед:  Прилетают первые чибисы очень рано — едва на полях покажутся первые проталины, так что перемена погоды нередко заставляет их временно откочевывать обратно. Селится на сырых лугах и травянистых болотах, покрытых редкими кустами. Гнездо устраивается в ямочке на земле

Слайд № 6

На слайде  -чиж.

Логопед: Кто знает , что это за симпатичная птичка?

       Логопед: Обитают чижи в хвойных лесах. Ранней весной они возвращаются в родные места, где сначала собираются небольшими стайками, постепенно объединяясь в шумные и крикливые стаи. Летают быстро, легко, то падая вниз, то вновь поднимаясь вверх, издавая при этом звонкое чириканье.

Гнёзда строят очень высоко над землей.    

Слайд № 7

На слайде  ласточка.

Логопед: Что это за птичка?

  Учащиеся :  Это ласточка.

           Логопед: В какой сказке мы встречались с ласточкой?

Учащиеся :  В сказке Ганса  Христиана  Андерсена «Дюймовочка»          

                                                  Слайд № 8

 На слайде - иллюстрация к сказке   

10. Совершенствование навыка составления предложения.

Логопед: Сейчас я проверю, внимательно ли вы меня слушали. Прочитайте начало предложения. Вспомните, о каких перелётных птицах мы сегодня говорили. Составьте предложение.

Слайд № 9           

На слайде начало предложения: Весной к нам прилетают..., ...,... и ... .

По мере называния птиц учащимися появляются картинки с изображением птиц.

Учащиеся :  Весной к нам прилетают грачи, чибисы, чижи и ласточки.

 ( автоматизация звука [ч] в предложении).

(Повторение правила написания предложения)

11.Развитие фонематического слуха

Логопед:  А теперь мы поработаем волшебниками.

Слайд № 10

Как из майки сделать чайку?                       

Про чайку мы  учили стихотворение  

(автоматизация звука [ч] в стихотворении).

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек,

Приходите все на чай,

Чай горячий наливай.

 

Работа на доске.

Прочитайте слово.

                                Света

Почему это слово написано с большой буквы?

А теперь волшебники превратите Свету в свечу. (заменяют букву)     

                                        свеча

Вспомните стихотворение про свечу  ( автоматизация звука [ч] в стихотворении).

         чу-чу-чу    чу-чу-чу

Я сейчас зажгу свечу.

         ча-ча-ча  ча-ча-ча

Горит ярко свеча.

          чи-чи-чи  чи-чи-чи

Сели мы вокруг свечи.

         че-че-че  че-че-че

Почитаем при свече.

         ча-ча-ча  ча-ча-ча

Догорает вся свеча.

   

12. Динамическая пауза  ( речь с движением, гимнастика для глаз).

Комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления.                   

  Речь с движением

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей.

Если солнце светит ярче,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

 Значит, к нам пришла весна

 

13. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

 

Слайд № 11

На слайде звуковая схема слова и картинки: дом, сом, чиж.

Логопед: Внимательно посмотрите на схему слова.

Сколько в слове звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?

Что вы можете сказать о первом звуке?

Учащиеся: Первый звук согласный, мягкий.

Логопед: Расскажите о втором звуке?

Учащиеся: Этот звук гласный, ударный.

Логопед: На какой звук слово заканчивается?

Учащиеся: Последний звук в слове согласный, твёрдый.

Логопед: К какому слову сделана эта схема?

     14.   Автоматизация звука [ч] в словах.

  Работа на доске.

Обучающимся предложены картинки :

черепаха, перчатки, грач, мячи, чай, меч, ключ, платье, печенье, чайник, макароны.       

Определите место звука [ч] в названии картинок и распределите картинки по столбикам.                          

На доске таблички:

ч______                     ____ч____                 _______ч

Учащиеся распределяют картинки в соответствии с местом звука [ч] , объясняют свой выбор,,,

     15. Автоматизация звука [ч] в стихотворении.

Слайд № 10

Логопед:  К нам в гости пришла весёлая черепашка. Чем мы её порадуем?

Учащиеся : Расскажем ей весёлые стихи.

Черепаха, не скучая

Час сидит за чашкой чая,

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому.

16. Развитие слухового и зрительного внимания.

Логопед: Задание на внимание. Читаю  стихотворение один раз.

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

 Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Слайд № 11

На слайде картинки: родник, скрипичный ключ, гаечный ключ, дверной ключ.

О каком ключе не говорилось в стихотворении? Для чего нужен этот ключ?

17. Итог  занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед предлагает детям вспомнить тему занятия, перечислить перелётных птиц , с которыми  обучающиеся познакомились в ходе занятия. Затем оценивается деятельность каждого ученика на занятии.

 

 

 

 

 

  

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»