Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей

Полицковая Оксана Леонидовна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №137
Невского района Санкт- Петербург.а

Мы живем во времена высоких технологий, всеобщей компьютеризации. Некоторые дети уже с двух - трехлетнего возраста начинают играть в компьютерные игры, умеют обращаться с современными средствами связи. Однако говорить понятно для окружающих после двухлетнего возраста может не каждый современный малыш. Воспитатели, учителя, дефектологи, психологи, врачи и сами родители повсеместно отмечают, что детей с непонятной речью становится с каждым годом больше. Речь у детей все чаще начинает формироваться с опозданием. Причины и виды речевых расстройств увеличиваются и усложняются. Работая учителем-логопедом в общеобразовательном дошкольном учреждении, рекомендую познакомиться с родителями еще до поступления их детей в детский сад. Весной на первом организационном собрании для вновь поступающих следует рассказать о системе логопедической помощи детям, проводимой в районе и городе, о возможном медицинском сопровождении детей с речевыми нарушениями. Предложить родителям заполнить анкеты и опросники учителя-логопеда, получить согласие на изучение состояния речи детей. Это позволяет собрать анамнез будущих воспитанников, уточнить состояние речи детей на данном возрастном этапе, привлечь внимание родителей к речевому развитию ребенка. Полезно пригласить родителей на первичные индивидуальные консультации, которые проходят в апреле, мае, июне. Родители будущих воспитанников узнают о возрастных нормах становления речи малышей, о значимости развития мелкой и артикуляционной моторики, слухового и зрительного внимания. Учитель-логопед объясняет, как важно приучить ребенка чистить зубы и язык утром и вечером, привить ребенку гигиенические нормы. Педагог советует родителям своевременно обращаться к медицинским специалистам. Стоматолог поможет сохранить молочные зубы, которые участвуют в правильном произношении некоторых звуков. Консультации отоларинголога позволят избежать осложнений заболеваний органов дыхания и слуха, выявить на раннем этапе возможные нарушения слуха. Консультации невролога позволяют уточнить неврологический статус ребенка, а при необходимости вовремя начать лечение. Родители узнают, что отсутствие речи у ребенка может быть обусловлено тяжелыми речевыми нарушениями. Логопедическая помощь детям с тяжелыми речевыми нарушениями (моторной, сенсорной алалией, стертой дизартрией) наиболее эффективна при параллельном медицинском сопровождении и активном сотрудничестве родителей, учителя-логопеда и дефектолога. На этом этапе учитель-логопед общается с родителями, знакомит их с логопедической литературой, рассказывает о развивающих играх, направленных на становление всех сторон речи, о пользе массажа пальцев рук, мимических мышц, ушных раковин. Важно рассказать родителям малышей о родовой травме и ее возможных последствиях. О травме, которую каждый из нас получает во время родов, мало пишут в доступной литературе. Ни молодые родители, ни бабушки и дедушки об этом почти ничего не знают. Когда у ребенка возникают серьезные проблемы, это застает их врасплох. Жизнь заставит разбираться в этом, но, когда они станут, чуть ли не квалифицированными специалистами в науке избавления ребенка от последствий родовой травмы, то упустят дорогое время. Родители должны знать, что изучением родовой травмы занимаются неонатологи (специалисты по младенцам, раньше их называли микропедиатрами) и педиатры. Но, в первую очередь - неврологи (невропатологи). Потому что именно родовая травма в большинстве случаев предопределяет несостоятельность нервной системы, формирует ее слабые места. Неврология касается всех и каждого, потому что изучает и лечит самое главное в организме — центральную нервную систему, многометровые трассы периферических нервов, головной и спинной мозг, то есть именно то, что определяет нас как уникальных и неповторимых личностей, осознающих свое «я» и богатых именно своей индивидуальностью. Нервная система формируется еще у эмбриона, развивается, проходит становление на раннем этапе жизни человека. Практически невозможно избежать травмы при родах. Однако смягчить, а то и вообще устранить ее проявления, можно. Особенно, если заняться этим в раннем возрасте, лучше всего — с рождения малыша. Необходимо помнить, что нет неврологически здоровых детей: электромиография обязательно выявляет поражение спинного мозга.. Примерно у 70-80 % детей страдает шейный отдел спинного мозга, примерно у 35-40 % — еще и грудной и пояснично-крестцовый. Что это означает на практике? У детей первой категории имеются (или могут возникнуть в будущем) головные боли, нарушения в мелкой моторике (четкость работы пальцев), в школьном обучении - проблемы с усвоением уроков, нарушения внимания, дисграфия (трудности и ошибки при письме), неадекватное поведение. У детей второй категории к этому прибавляются проблемы желудочно-кишечного тракта, энурез, энкопрез (недержание мочи и кала), ортопедическая патология — плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов, несимметричное развитие мышц нижних конечностей. Вся эта патология имеет неврологические корни. Традиционно считалось, что от родов страдает в первую очередь голова. И именно ее надо лечить. Лечение сводилось к физиотерапевтическим процедурам и лекарственной терапии — сосудорасширяющим препаратам, так называемым витаминам мозга, и т. д. Зачастую симптомы родовой травмы проходили — не столько вследствие лечения, сколько в силу огромных компенсаторных резервов детского организма. Следует знать, что во время родов страдают позвоночник и спинной мозг, и в первую очередь его шейный отдел. Травмируется система позвоночных артерий, по которой получают кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания, вызванного недостаточным мозговым кровообращением) расстраиваются функции головного мозга. Нормально развивающийся ребенок к 2 месяцам должен держать головку, к 6 месяцам самостоятельно садиться, к 1 году ходить. Ребенок, с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные слоги, к 1 году произносит 8- 10 слов или словозаменителей (мама, папа, баба, ав-ав, кис-кис и т.д.). Если идет запаздывание, даже незначительное — надо бить тревогу и обращаться к специалистам. В дальнейшем, в школьном возрасте следует консультировать детей при любых нарушениях осанки, поведения, головных болях, трудностях усвоения учебной программы и даже просто при нежелании учиться. Диагностировать речевые нарушения, лечить и корректировать их должны, в первую очередь, детские неврологи. Что делать, если ребенок плохо говорит? Большинство родителей обращаются к логопеду, но педагог один - бывает бессилен что-либо сделать. И это даже в том случае, если заниматься с глазу на глаз. Дети с логопедическими проблемами, как правило, неусидчивы, невнимательны, им трудно сидеть, стоять, даже лежать — они то под столом, то на столе, то у учителя на коленях!С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, отклонения в поведении, что может свидетельствовать о неврологическом диагнозе. Чтобы работать с речевыми проблемами, нужны не просто детские неврологи, а врачи, прошедшие специальную подготовку и понимающие всю серьезность логопедических проблем. Родители не всегда готовы прислушиваться к советам специалиста. А если идут к врачу, то нередко отказываются давать ребенку назначенные препараты, несерьезно относятся к лечению. Им кажется, что лекарства чересчур сильные, а речевые проблемы слишком незначительны... Важно знать, что любое лечение начинается с диагностики. Существует много методов, один из которых - ультразвуковая допплерография. Этот метод позволяет исследовать кровоснабжение мозга, артериальное и венозное. Можно проверить все главные артериальные и венозные сосуды мозга и шеи, причем в любом возрасте, как у новорожденных, так и у взрослых. С нарушениями в этой области бывает связано много поведенческих и речевых патологий. У малышей задержка развития речи, дефекты артикуляции почти всегда связаны с нарушением кровотока в вертебробазилярном бассейне (бассейне основных и позвоночных сосудов). Расторможенное поведение, гиперактивность детей 2-5 лет, повышенная капризность, утомляемость чаще всего связаны с венозным застоем в этом бассейне. У дошкольников очень часты заикание, проявления астенических состояний с повышенной утомляемостью, снижением памяти и внимания. У школьников с дислексией и дисграфией выявляются нарушения кровотока, при этом нарушения могут быть негрубыми, слабо выраженными. Однако именно эти нарушения и приводят к проблемам, которые не разрешить ни родителям, ни учителям, ни психологам. Мозг ребенка очень пластичен, поэтому, чем раньше начато лечение, тем очевиднее успех. Чем старше ребенок, тем сложнее добиваться положительных сдвигов. Считается, что логопед должен начинать работать с ребенком с пяти лет. Но если в основе речевых нарушений лежат неврологические проблемы, это уже поздно. Речевые проблемы могут возникать из-за плохого слуха, дефектов в строении нёба, языка, зубов, хотя чаще всего наблюдается сочетание с неврологическими проблемами. Родители должны знать, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни, желательно в раннем детстве, должен быть хорошо обследован неврологом. В сентябре рекомендую провести наблюдение за периодом адаптации малышей, побеседовать с воспитателями, провести индивидуальные консультации и анкетирование родителей. Пристальное внимание требуют дети, которые не используют вербальные средства общения, не понимают инструкций взрослых или говорят очень невнятно. Информативны наблюдение за процессом приема пищи детей: жует ли ребенок твердую пищу, не давится ли едой, не выливается ли жидкость изо рта во время питья, какими зубами ребенок пережевывает пищу, умеет ли малыш пить из трубочки. Наблюдение во время прогулки, на спортивных и музыкальных занятиях позволит определить физический статус ребенка. Учитель-логопед должен обратить внимание на детей, которые испытывают затруднения при выполнении мелких, дифференцированных движений руками. Нарушения координации, недостаточный объем движений, нарушение темпа в сторону ускорения, хаотичные, суетливые движения ребенка, нарушения походки, осанки ребенка могут свидетельствовать о наличии у воспитанника стертых форм дизартрии. Соотнесение первичных полугодичных данных о ребенке и анализ состояния речевого, психического и моторного развития на момент начала пребывания в дошкольном учреждении позволит выявить группу риска детей по речевому развитию и начать квалифицированную помощь малышу и его семье. Учитель-логопед, опираясь на медицинские заключения, собственные наблюдения, результаты логопедического обследования уточняет речевой диагноз, выявляет причины речевого нарушения, планирует и организует индивидуальную коррекционную помощь ребенку, координирует работу воспитателей и родителей. В течение учебного года я провожу индивидуальные консультации для родителей, практические занятия для родителей и детей с тяжелым нарушением речи, во время которых обучаю взрослых элементарным приемам логопедического массажа, массажа пальцев рук, мимических мышц, показываю игровые и доступные формы проведения артикуляционной гимнастики. Даю родителям домашние задания по развитию всех сторон речи, рекомендую в помощь соответствующую логопедическую литературу. На родительских собраниях, рассказывая об общих речевых проблемах, отвечаю на вопросы, которые интересуют большинство родителей конкретной возрастной группы. В каждой группе представлены для родителей логопедические информационные папки. На сайте детского сада размещаю обучающие материалы по логопедии в доступной и понятной форме. Учитель-логопед логопедического пункта в массовом детском саду ведет занятия с детьми подготовительной и старшей группы с диагнозом НПОЗ. Дети с тяжелыми нарушениями речи должны поступать в специализированные дошкольные учреждения. Но многолетняя практика показывает, что по разным причинам и на логопедических пунктах обучаются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Если до поступления ребенка в детский сад начать диагностическую, а далее профилактическую коррекционную работу в условиях стационарного логопедического пункта, то ребенок и его семья, не дожидаясь взросления малыша до пяти, шести лет, получают возможность квалифицированной логопедической помощи с раннего возраста. Реализация ранней диагностики нарушений речевого развития и последующая правильно организованная логопедическая помощь позволяет ребенку в будущем хорошо учиться в школе, получать разностороннее образование, быть успешным. Предлагаю примерные темы консультаций для родителей: 1. Возрастные нормы речевого развития детей. 2. Родовая травма и ее последствия. 3. Причины речевых нарушений и пути их устранения. 4. Как выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком дома. 5. Развиваем мелкую моторику - улучшаем речь. 6. Как развивать слуховое внимание и фонематический слух у детей. 7. Готовность к школьному обучению. 8. Что и как читать малышу. 9. Умная и развивающая игрушка. 10. Обучение приемам самомассажа. 11. Развиваем речь и укрепляем здоровье ребенка. 12. Как выполнять упражнения для развития речевого дыхания. Список литературы 1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. Под ред. Балабановой. С.-П., «Детство-Пресс», 2002. 2.Богомолова Л.И. «Нарушение произношения у детей». Москва, «Просвещение», 1971 3. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 4. Ефимов И.О.«proРечь: Новые пути и методы коррекции. Современная нейрофизиология речи и слуха».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»