Конспект интегрированного урока для учащихся 8 класса «Особый ребенок» по предмету
Математические представления и конструирование
Упражнения в счете объектов в пределах 1 - 9
на основе зрительного восприятия
Днепровская Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 627 Санкт-Петербурга
Цели урока:
1. Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
2. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Задачи образовательные:
1. Учить учащихся узнаванию цифр от 1 до 9 в правильном расположении.
2. Обучать называнию числового ряда 1 – 9 в прямом порядке на наглядном материале.
3. Развитие воображения и решение арифметических задач с использованием демонстрационного материала.
Задачи коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
2. Развитие наглядно-образного мышления.
3. Развитие мелкой моторики и координации движения рук.
Задачи воспитательные:
1. Воспитание групповой сплоченности среди учащихся посредством совместной деятельности.
2. Воспитание самостоятельности.
Оборудование: магнитная доска, фигурки животных, демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай. Корзинка», автор С. Вохринцева, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Начинаем урок математики, тема урока «Упражнения в счете объектов в пределах 1 - 9 на основе зрительного восприятия».
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительную страну цифр. Путь будет нелегким. Но я надеюсь, что это путешествие принесет радость. Мы начинаем наше путешествие с разминки.
3. Разминка «Веселый счет».
-Раз, два, три, четыре, пять - будем цифры повторять!
Для начала вспомним как их звать и величать!
На магнитной доске последовательно вывешиваются веселые картинки с цифрой от 1 до 9. Дети с помощью учителя называют цифры, слушают стихотворения, посвященные цифрам и считают различные объекты, изображенные на картинках.
Цифра 1. Мишка спит один в кроватке,
сон ему приснился сладкий,
А на небе спит луна –
Он один, она одна.
Цифра 2. Две улитки, два грибочка,
Два березовых листочка, две сухих травинки
На лесной тропинке.
Цифра 3. У дракончиков игра:
Папа держит три шара –
Всем достанется, смотри,
Ведь драконов тоже три!
Цифра 4. Посмотрите, на поляне
Гусь жонглирует мячами!
Гусь – ученый, лучший в мире!
У него мячей – четыре.
Цифра 5. Пять веселых пальчиков на одной руке,
Пять красивых лепестков на одном цветке.
Божию коровку видишь на картинке?
Сколько черных точек у нее на спинке?
Цифра 6. Шесть лягушек не спеша
Пели песню в камышах.
Пока стрекозы слушали,
Их музыканты скушали.
Цифра 7. Семь бабочек, семь бабочек
Над белочкой смеются,
Семь бабочек, семь бабочек
В сачок не попадутся!
Цифра 8. Восемь рыбок в речке жили
– Весело плескались.
Восемь зайцев в лодке плыли –
Очень удивлялись.
Цифра 9. Девять пчелок носят мед
С девяти цветочков,
Чтобы мишка круглый год
Ел его из бочки.
Учитель: – Вот и закончилась наша разминка. Мы называли цифры в правильном расположении (повторение и закрепление). Давайте вслух повторим числовой ряд в прямом порядке.
4. Дидактическое упражнение с карточками «Соедини цифры по порядку».
Учитель показывает детям карточку и объясняет задание:
- Цифры рассыпались, соедините цифры по порядку стрелочками.
5. Упражнение на узнавание цифр и соотнесение цифры с количеством объектов.
На отдельном столе находятся две группы фигурок животных и карточки-цифры. В первой группе – 2 фигурки, во второй группе – 7 фигурок. Необходимо определить в какой группе животных много, а в какой мало. Затем дети называют животных, считают их количество и соединяют карточку-цифру с подходящей группой животных.
6. Цифра 7.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, что цифра 7 всегда была окружена большим почетом. Например, 7 дней в неделе (перечисляем вместе с детьми дни недели, при этом откладываем косточки на счетах).
7 цветов радуги (неговорящий ребенок получает задание раскрасить радугу), 7 нот.
Про цифру 7 есть немало пословиц и поговорок. Например, «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Лук от семи недуг», «Семь бед – один ответ».
7. Физкультминутка.
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
8. Дидактическое задание «Больше – меньше».
На магнитной доске находится картинка с изображением 5 зайцев. Учащиеся должны посчитать количество зайцев. Затем учитель добавляет картинку с изображением 6 птиц, дети их считают и отвечают на вопросы: - На какой картинке животных больше? На какой картинке меньше? Почему?
9. Упражнение «Снежинки».
Учитель: – Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц? Правильно, февраль. Февраль – это последний месяц зимы, зима прощается с нами и вместе с ней прощаются с нами снежинки.
На магнитной доске находятся 4 снежинки с закрепленными на них цифрами. Учащиеся закрепляют навык узнавания и называния цифр, считают количество снежинок на доске.
10. Решение арифметической задачи.
Учитель: - Ребята, считается, что математика – это гимнастика для ума.
Математика заставляет нас думать, искать красивые решения задач. В задаче всегда есть условие, вопрос, решение и ответ.
На магнитной доске находится демонстрационный материал для обучения детей счету «Поиграй и сосчитай. Корзинка», автор С. Вохринцева.
Условие задачи. Мальчик Петя собрал в корзину 7 грибов. Его друг Дима доложил в корзину еще 2 грибочка.
Вопрос. Сколько стало грибочков в корзине мальчиков?
Решение. 7+2=9.
Ответ. В корзине стало 9 грибочков.
11. Подведение итогов урока.
Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие в мире цифр. Сегодня мы повторили цифры, узнали много интересного, ведь современному школьнику необходим широкий кругозор.
Без математики мир был бы неинтересен. Люди не совершали бы научных открытий, не полетели бы в космос. Уметь считать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем.
Дети отвечают на вопросы учителя:
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Что мы узнали нового?
- Что мы повторили?
- Чем вам понравился урок?
12. Домашнее задание.
Каждому учащемуся выдается карточка с картинкой. Задание: дорисовать картинку, соединяя последовательно цифры. Раскрасить картинку.
Список литературы
1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб, 2007.
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб, 2011.