Конспект открытого занятия по предмету «Развитие речи и окружающий мир» во 2 классе коррекционной школы VIII вида (2 вариант)с использованием технологии сотрудничества учителя ГБС(К) ОУ № 502 Кировского района Санкт-Петербурга Степановой Е.Г.
Дикие и домашние животные
Степанова Елена Григорьевна
Цель урока:
- закрепление знания учащихся о диких и домашних животных
Тип урока:
- повторительно-обобщающий.
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепление представлений о диких и домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие и домашние животные»,
- развитие фонематических представлений.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса, и конструктивного праксиса:
- развитие мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
- закрепление понятий «Дикие животные», «Домашние животные»;
- развитие умения их дифференцировать;
- закрепление умения называть детёнышей диких и домашних животных, их жилища, чем животные питаются.
Оборудование:
- наборное полотно, кассеты с записью голосов диких и домашних животных;
- предметные картинки с изображением диких и домашних животных;
- альбом «Живая природа»;
- мешочек с фигурками животных;
- цветные карандаши;
- пазлы;
- дидактические игры, загадки;
- карточки с изображением солнышка и карточки с изображением воздушных шаров;
- Power Point.
Предварительная работа:
- просмотр слайдов с изображением диких и домашних животных и их детёнышей
- рассматривание фотографий домашних питомцев детей
- разучивание пальчиковой гимнастики «Бурёнушка»
- чтение рассказов о животных (Л.Толстой «Белка и волк», рассказ Е.Чарушина «Лисята»;
- пение с учителем музыки песенки «Конь»;
- просмотр видеофильма «Кто как зимует» Г.Скребицкого.
Ход занятия.
Организационный момент. /Объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона, организация приветствия./
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ничего не пропускаем.
Здравствуйте ребята! Сегодня утром я нашла эту корзину (показ корзины) у дверей нашего класса. Что в ней я не знаю. А вы хотите узнать, что там лежит?
Дети: «Да!!»
Учитель: Предлагаю детям по очереди опустить руку в корзинку и найти там по одной игрушке. Ребята! Какие неожиданные гости к нам пришли. Давайте посмотрим на них и познакомимся. Как можно правильно назвать их одним словом?
Дети: животные. Правильно.
Учитель: Вот сегодня мы с вами и продолжим знакомство с животными. Посмотрите на свои фигурки животных и назовите их. Дети отвечают.
Загадывание загадок о домашних животных. /Развитие памяти, речевого слуха, мышления./
У этих спор упрямый,
Но очень интересный.
И кто кудрявый самый,
И кто богаче шерстью. /Овца/.
Бежит толстушка,
Хвостик-завитушка.
Ушки пирожком,
Рыльце пятачком,
На ножках копытца –
Торопится к корытцу. /Поросёнок/.
Голодная-мычит,
Сытая-жуёт,
Малым деткам
Молока даёт. /Корова/.
В тени под деревом лежит
И двор, и сад наш сторожит.
Не то, что настоящий вор-
Прохожий не войдёт во двор.
И нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. /Собака/
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. /Кошка/.
Учитель. Беседа о домашних животных с опорой на слайды./ Закрепление представлений о домашних животных, их внешне виде, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие диалогической речи/
Мы вместе с вами разгадали правильно все загадки о домашних животных. Все эти животные живут рядом с человеком, в его доме или рядом. Человек заботится о них, кормит, содержит в тепле, не обижает и животные отвечают ему добром, таких животных принято называть «Домашними»
Работа с пазлами «Домашние животные». /Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики. Уточнение и расширение словаря по теме/.
Учитель. Раздаёт конверты с пазлами, состоящими из 8-10 частей. Дети, достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображения домашних животных на экране будет для вас подсказками.. Молодцы. Все очень быстро и правильно справились со своим заданием. Назовите мне, какие животные у вас получились.
Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка». /Развитие тонкой моторики, координация речи с движением/.
Дай молока, Бурёнушка, Показывают, как доят корову.
Хоть капельку-на донышке.
Ждут меня котятки, Делают «мордочку» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на
Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на каж-
Масла, простоквашки, дое название молочного продукта
Молока для кашки. Снова «доят».
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
Учитель
А какие животные ещё есть? Где они живут? Давайте познакомимся с ними поближе. И помогут нам в этом загадки. Но прежде, чем я их вам загадаю, давайте немного отдохнём
.
Физкультурная пауза «Я, младёшенька, Бурёнушку пасу». /Координация речи с движением, развитие общей моторики/. Дети встают на коврик и выполняют знакомое упражнение.
Я, младёшенька, Бурёнушку пасу, Идут в хороводе.
Я с Бурёнушкой до вечера в лесу.
Я медведя повстречать боюсь, Меняют направление движения.
Я медведю низко в пояс поклонюсь: Останавливаются лицом в круг.
Дедушко, Медведушко, Три раза низко кланяются.
Не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Упражнение «Подскажи словечко». Развитие речевого слуха, чувства рифмы/.
Учитель: Я хочу вам загадать загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок
Он в иголках острых сплошь,
Потому, что это…(Ёж).
Сладкий мох искал весь день
И жевал его …(Олень).
Лесники её котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»
Потому, что это…(Рысь).
По снегу бежит – петляет,
К лету шубку он меняет,
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц).
Я скачу туда-сюда
По деревья ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка. (Белка).
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк).
Дети отгадыдают последнюю загадку и дают необходимы объяснения.
Учитель: Где же живут эти животные?
Дети; В лесу.
Учитель: Как мы называем эти животные?
Дети:
Дикие животные
Учитель: Правильно, молодцы. Итак мы узнали, что животные могут быть домашними и дикими, Это зависит от места их проживания. А вы обратили внимание на то, что все эти животные очень разные, но у них есть общие черты. Что же это? Тело животного состоит из частей. У каждого животного есть голова, туловище, хвост, глаза, уши, конечности. У каждого животного конечности называются по-разному. Есть лапы. А есть ноги. Посмотрите на экран. Давайте вместе попробуем определить, у кого из зверей есть лапы?
У медведя, у лисы, волка, зайца. А у кого есть ноги? У лося, оленя, козы. Всё мы с вами выполнили правильно!
Ребята! У каждого животного есть свой дом, где он живёт. У коровы есть хлев, конь живёт в конюшне, поросёнок в свинарнике, Все эти жилища человек специально строит для своих питомцев. А где живут дикие животные?
Дети: В лесу.
Учитель:
Совершенно правильно и у них тоже есть свои дома, Только все они очень разные. У белки- дупло, она устилает его мягкой травой, мохом, перьями, листьями. Дом лисы называется- нора. У её дома всегда несколько входов и выходов, чтобы можно было убежать от врагов. Жилище медведя называется – берлога. На зиму медведь укладывается туда спать и горе тому, кто разбудит медведя раньше срока- весны. Вход в берлогу медведь закладывает веточками и землёй, а зимой присыпает снегом. А вот у зайца нет своего жилья. Он ночует под кустом. Там он прячется от хищников.
Где же живут домашние животные? Они живут дома или рядом с ним. У собаки есть конура, у лошади - конюшня, у коровы- коровник, у овец и коз- хлев, у свиньи –
свинарник. Но для того, чтобы животное долго жило ему кроме дома нужна ещё и пища:
лиса ловит мышей и рыбу, совершает набеги на курятники, белка собирает орехи и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды. На зиму делает из них запасы. Заяц ест морковь и капусту, поэтому его часто можно увидеть на огороде. Медведь питается рыбой, он заядлый рыбак, любит грибы и ягоды, не забывает прогуляться на пасеку и полакомиться мёдом. Итак, запомните. Дикие животные добываю себе пищу сами. А вот домашним животным повезло больше. Они не могут сами добывать себе пищу, поэтому их кормит человек. Корова - ест траву, сено, лошадь- овёс, собака- грызёт кости и ест мясо, кошка- пьёт молоко любит рыбу. Надо помнить, что домашние животные целиком зависят от человека.
И в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру. Наши детёныши потерялись и не могут найти своих мам. Давайте им поможем.
У лисы - лисёнок.
У зайчихи - зайчонок.
У белки - бельчонок
У медведя - медвежонок
У свиньи поросёнок.
У коровы - телёнок
У волчицы - волчонок.
С заданием все справились отлично.
Что ещё мы можем получить от домашних животных? Какую пользу они приносят?
И сметана, и кефир,
Сливки, ряженка и сыр,
Творог, масло, простоквашу,
Молоко для вкусной каши
Нам даёт Бурёнка наша.
У овечки шерсть густая,
Она в колечки завитая
Постригу свою овцу-
Тёплый шарф свяжу отцу,
Маме - свитер шерстяной,
Будет в нём тепло зимой.
Охрана жилища и человека
Спасенье людей (в горах),
Средство передвижения (на севере),
Друг человека.
Организация окончания занятия. (Оценка работы детей).
Предлагаю детям вспомнить, о ком мы сегодня говорили, в какие игры играли, какая игра была самой интересной. Дети, если вам на уроке было хорошо, тепло, интересно, то поднимите карточку с изображением солнышка, а если хотелось улететь с урока, то поднимите карточку с изображением воздушного шара. Занятие закончено. Всем спасибо.