Открывать будущее
(о специфике работы учителя в школе для детей с отклонениями в развитии)
Учитель начальных классов
ГБСКОУ СОШ№609
(VII вида)
Красногвардейский район
г. Санкт-Петербург
Сорокина ТатьянаИвановна
2013-2014 учебный год
Открывать будущее
(О специфике работы учителя в школе для детей с отклонениями в развитии)
Каждый год первого сентября учителя с волнением входят в свой класс…
-Как заинтересовать ребёнка процессом познания?
-Как помочь овладеть многими навыками в учении?
-Как заслужить доверие детей и стать для них другом?
-Как понять ребёнка и заглянуть в его детскую душу?
Мир детской души...На первый взгляд простой и знакомый, но такой сложный и неизведанный. Учитель, постучись в мир детской души и пусть тебе откроют! Пусть тебе поверят, поведают, что радует и огорчает. Заслужи это! Заслужи своим сердцем, тактом и вниманием, заслужи строгостью и искренностью, сдержанностью и чуткостью, интеллигентностью, знаниями и улыбкой!
Учителю много надо знать. Всегда-постоянная работа над собой, высочайшая требовательность и ответственность. Порой, забывая про себя, учитель живёт своими учениками, обучает их, вкладывая всё лучшее в их души, открывая им будущее…
Учитель начальных классов первым приглашает детей в новое школьное будущее.
Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, разовьёшь любознательность- значит твои ученики будут стремиться учиться хорошо и больше знать.
Я работаю в школе, которая называется «Специальная коррекционная школа для детей с отклонениями в развитии» ( VII вида). Для успешной работы учителю в такой школе необходимо знать психологию младших школьников, логику, педагогику, логопедию, учебный материал и ,конечно, методику преподавания в школах такого типа.
Создание специальных школ для детей с отклонениями в развитии началось с середины 70-хгодов, а в 1981 году они были утверждены официально в качестве школ нового типа. Это был новый виток дифференциации специальных школ. Путём создания комфортных, соответствующих особенностям развития , условий обучения и воспитания.
Наша школа была основана в 1991 году.Первое, на чём сосредоточил свои силы педагогический коллектив, было создание необходимой материально-технической базы.
В школе оборудованы кабинеты логопедии, комнаты психологической разгрузки, кабинет валеологии, игровые комнаты, спортивный зал, малый зал для занятий ритмикой, кабинеты ручного труда и кружковой работы.
В начале работы необходимо чётко определить:
-цели и задачи школы для детей с задержкой психического развития;
-психофизические особенности детей с ЗПР(внимание, память, восприятие, речь, мышление);
-определить способы реализации принципа коррекционной направленности обучения и воспитания.
Для успешного решения поставленных задач, учителю необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, особенности их умственного и физического развития, опираться на эти знания в процессе обучения.
Придя в класс для детей с ЗПР, учитель, по сути, вынужден менять свою специализацию, чтобы понять это, достаточно месяц проработать в специальной школе. Педагогу предстоит навсегда отказаться от распространённых представлений о детях с задержкой психического развития, как о малоспособных, а то и вовсе умственно отсталых.
Само определение «задержка психического развития» говорит о замедленном темпе развития ребёнка, а это значит, что только при правильно организованных условиях обучения , он может реализовать имеющиеся у него скрытые возможности в полной мере.
Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает наличие щадящего охранительно-педагогического режима.
Учитель, работающий с такими детьми должен выполнять его условия:
ü Создавай в школе, в классе благоприятный психологический климат.
ü Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики.
ü Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.
ü Помни -максимум поощрения, минимум наказания.
ü Требуя, учитывай реальные возможности ученика.
ü Каждому ученику- индивидуальный подход.
ü Учитывай «зону ближайшего развития»
ü Упражняй, упражняй, упражняй!
ü Учи ребёнка посильным приёмам регуляции своего поведения.
ü Утверждай позицию ребёнка в коллективе., веру в свои силы.
ü Строго следуй режиму дня, предупреждай переутомление.
ü Соблюдай все гигиенические требования к уроку.
ü Работай в тесном контакте с психологом , логопедом, школьным врачом.
Особый охранительно-педагогический режим строится на принципах единства учебно-коррекционной работы и лечебно-оздоровительных мероприятий. Расписание уроков и режим работы школы полного дня составлены с учётом неустойчивой, подчас низкой, работоспособности, быстрой истощаемости и гиперактивности отдельных учеников.
В расписании уроков предусмотрена непродуктивнось первого,последнего уроков и дней недели, продумано сочетание лёгких и трудных предметов, составляется график срезовых и контрольных работ .В школе регулярно проводятся медицинские осмотры, психологическое тестирование, профилактическая витаминизация бесплатных завтраков и обедов.
Учителю в данной школе необходимо учитывать типичные проявления задержки в развитии детей.
1.Ребёнок с ЗПР не вписывается в атмосферу массовой школы: часто конфликтует со сверстниками, не всегда соблюдает дистанцию по отношению к учителю, не выполняет школьных требований, бывает наивным и несамостоятельным. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, уходя от трудной для него учебной деятельности . несмотря на то, что выполнение правил и инструкций для него затруднительны.
2.Не осознавая себя учеником, не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой школьник затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности, не может спланировать и оценить свою работу. Информацию , идущую от учителя, ученик принимает и перерабатывает замедленно. Для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре, в предельно понятной и развёрнутой инструкции.
3.Быстрая утомляемость, истощение нервной системы ведут к снижению внимания, трудностям запоминания, фрагментарности восприятия. Объём памяти, целостность запоминания, темп работы ниже, чем у сверстников.
4.В массовой школе такой ребёнок начинает осознавать свою несостоятельность, возникает чувство неуверенности в себе, страх перед ошибкой и наказанием, что проявляется в различных формах нарушения поведения.
Комплектование классов в специальной коррекционной школе для детей с задержкой в развитии проходит через медико-педагогическую комиссию. Кроме этого существуют индивидуальные программы обучения и воспитания детей, составленные с учётом их особенностей психического развития.
Работа по комплексному обследованию учеников и составлению индивидуальных рекомендаций организуется медицинскими работниками, психологом,логопедом и учителем начальных классов совместно по заранее составленному плану.
· Изучение документации медико-педагогической комиссии: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, патологии нервной системы, слуха, зрения, речи.
· После медицинского осмотра определяется группа здоровья, индивидуальный режим, меры профилактики, лечение соматических заболеваний.
· Определяется уровень психологической готовности к обучению, составляется план индивидуальной работы с ребёнком.
· Обследуются все стороны речи .уточняется речевой диагноз. Обращается внимание на дефекты, осложняющие полноценное усвоение процессов чтения и письма.
· В сентябре учитель проводит первоначальный срез, позволяющий определить состояние знаний, умений и навыкам по основным предметам и особенностям представлений об окружающем мире.
·
В дальнейшем, ежегодно по четвертям, даётся поэтапный анализ всех контрольных работ, фиксируется динамика формирования навыков. На основании анализа пробелов в знаниях. Планируются индивидуально-групповые и коррекционные занятия.
Все данные комплексного обследования заносятся в индивидуальные карты, даётся психолого-педагогическая характеристика и рекомендации по индивидуальной и коррекционной работе. Это даёт возможность увидеть в комплексе работу коллектива-учителя, логопеда, психолога, психиатра, медсестры, возможность контролировать результаты предлагаемых рекомендаций, повышает уровень ответственности всех участников за качество работы и своевременное координирование приёмов работы.
В нашей школе предусмотрены дополнительные часы для индивидуально-коррекционных занятий. Такие занятия направлены на коррекцию индивидуальных отклонений ребёнка в психическом и физическом развитии, умственной деятельности, внимания, недостатков в развитии речи. Индивидуально-коррекционные занятия проводятся в игровой форме, в форме практических занятий с использованием наглядности. Такие занятия детям интересны, имея перед собой схему-опору они лучше справляются с заданием, работают с большим желанием и даже самый стеснительный ребёнок преодолевает барьер смущения и начинает раскрываться.
Л.С. Выготский подчёркивал, что учитель обязательно должен учитывать и слабость в развитии логической памяти младшего школьника и трудности, которые дети этого возраста испытывают в усвоении отвлечённого материала , однако строить свою работу он должен с ориентацией не на эти слабые стороны психики ребёнка, а на то, что младший школьник обладает гораздо большими интеллектуальными возможностями. Чем те, которые обычно обнаруживает.
Дети осознают значение речи в жизни человека, овладевают определёнными умениями, учатся правильно воспринимать, осмысливать и передавать ситуацию, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Улучшается культура поведения, отсюда-эмоциональный настрой в классе, больше возможностей для проявления индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
Сравнивая результаты успеваемости учеников, можно сделать вывод, что индивидуально-коррекционные занятия дают возможность нашим детям освоить общеобразовательную программу, они радуются познанию нового, не боятся трудностей.
А учитель активизирует их познавательную деятельность, развивает учебную мотивацию, приучает к самостоятельности, стимулирует речевую активность, корректирует межличностные отношения, способствует систематизации полученных знаний, развитию мыслительных операций, тем самым помогает детям открывать будущее.
Важно, чтобы ученик не отвернулся от учителя, чтобы он поверил в свои силы, увидел результаты своего труда, чтобы не падал интерес к учению, не ослабевала детская любознательность и стремление хорошо учиться.
Статья: «Открывать будущее»
(О специфике работы учителя в школе для детей с отклонениями в развитии)
Учитель начальных классов
ГБСКОУ СОШ№609
(VII вида)
Красногвардейский район
г. Санкт-Петербург
Сорокина ТатьянаИвановна
2013-2014 учебный год
Открывать будущее
(О специфике работы учителя в школе для детей с отклонениями в развитии)
Каждый год первого сентября учителя с волнением входят в свой класс…
-Как заинтересовать ребёнка процессом познания?
-Как помочь овладеть многими навыками в учении?
-Как заслужить доверие детей и стать для них другом?
-Как понять ребёнка и заглянуть в его детскую душу?
Мир детской души...На первый взгляд простой и знакомый, но такой сложный и неизведанный. Учитель, постучись в мир детской души и пусть тебе откроют! Пусть тебе поверят, поведают, что радует и огорчает. Заслужи это! Заслужи своим сердцем, тактом и вниманием, заслужи строгостью и искренностью, сдержанностью и чуткостью, интеллигентностью, знаниями и улыбкой!
Учителю много надо знать. Всегда-постоянная работа над собой, высочайшая требовательность и ответственность. Порой, забывая про себя, учитель живёт своими учениками, обучает их, вкладывая всё лучшее в их души, открывая им будущее…
Учитель начальных классов первым приглашает детей в новое школьное будущее.
Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, разовьёшь любознательность- значит твои ученики будут стремиться учиться хорошо и больше знать.
Я работаю в школе, которая называется «Специальная коррекционная школа для детей с отклонениями в развитии» ( VII вида). Для успешной работы учителю в такой школе необходимо знать психологию младших школьников, логику, педагогику, логопедию, учебный материал и ,конечно, методику преподавания в школах такого типа.
Создание специальных школ для детей с отклонениями в развитии началось с середины 70-хгодов, а в 1981 году они были утверждены официально в качестве школ нового типа. Это был новый виток дифференциации специальных школ. Путём создания комфортных, соответствующих особенностям развития , условий обучения и воспитания.
Наша школа была основана в 1991 году.Первое, на чём сосредоточил свои силы педагогический коллектив, было создание необходимой материально-технической базы.
В школе оборудованы кабинеты логопедии, комнаты психологической разгрузки, кабинет валеологии, игровые комнаты, спортивный зал, малый зал для занятий ритмикой, кабинеты ручного труда и кружковой работы.
В начале работы необходимо чётко определить:
-цели и задачи школы для детей с задержкой психического развития;
-психофизические особенности детей с ЗПР(внимание, память, восприятие, речь, мышление);
-определить способы реализации принципа коррекционной направленности обучения и воспитания.
Для успешного решения поставленных задач, учителю необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, особенности их умственного и физического развития, опираться на эти знания в процессе обучения.
Придя в класс для детей с ЗПР, учитель, по сути, вынужден менять свою специализацию, чтобы понять это, достаточно месяц проработать в специальной школе. Педагогу предстоит навсегда отказаться от распространённых представлений о детях с задержкой психического развития, как о малоспособных, а то и вовсе умственно отсталых.
Само определение «задержка психического развития» говорит о замедленном темпе развития ребёнка, а это значит, что только при правильно организованных условиях обучения , он может реализовать имеющиеся у него скрытые возможности в полной мере.
Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает наличие щадящего охранительно-педагогического режима.
Учитель, работающий с такими детьми должен выполнять его условия:
ü Создавай в школе, в классе благоприятный психологический климат.
ü Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики.
ü Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.
ü Помни -максимум поощрения, минимум наказания.
ü Требуя, учитывай реальные возможности ученика.
ü Каждому ученику- индивидуальный подход.
ü Учитывай «зону ближайшего развития»
ü Упражняй, упражняй, упражняй!
ü Учи ребёнка посильным приёмам регуляции своего поведения.
ü Утверждай позицию ребёнка в коллективе., веру в свои силы.
ü Строго следуй режиму дня, предупреждай переутомление.
ü Соблюдай все гигиенические требования к уроку.
ü Работай в тесном контакте с психологом , логопедом, школьным врачом.
Особый охранительно-педагогический режим строится на принципах единства учебно-коррекционной работы и лечебно-оздоровительных мероприятий. Расписание уроков и режим работы школы полного дня составлены с учётом неустойчивой, подчас низкой, работоспособности, быстрой истощаемости и гиперактивности отдельных учеников.
В расписании уроков предусмотрена непродуктивнось первого,последнего уроков и дней недели, продумано сочетание лёгких и трудных предметов, составляется график срезовых и контрольных работ .В школе регулярно проводятся медицинские осмотры, психологическое тестирование, профилактическая витаминизация бесплатных завтраков и обедов.
Учителю в данной школе необходимо учитывать типичные проявления задержки в развитии детей.
1.Ребёнок с ЗПР не вписывается в атмосферу массовой школы: часто конфликтует со сверстниками, не всегда соблюдает дистанцию по отношению к учителю, не выполняет школьных требований, бывает наивным и несамостоятельным. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, уходя от трудной для него учебной деятельности . несмотря на то, что выполнение правил и инструкций для него затруднительны.
2.Не осознавая себя учеником, не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой школьник затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности, не может спланировать и оценить свою работу. Информацию , идущую от учителя, ученик принимает и перерабатывает замедленно. Для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре, в предельно понятной и развёрнутой инструкции.
3.Быстрая утомляемость, истощение нервной системы ведут к снижению внимания, трудностям запоминания, фрагментарности восприятия. Объём памяти, целостность запоминания, темп работы ниже, чем у сверстников.
4.В массовой школе такой ребёнок начинает осознавать свою несостоятельность, возникает чувство неуверенности в себе, страх перед ошибкой и наказанием, что проявляется в различных формах нарушения поведения.
Комплектование классов в специальной коррекционной школе для детей с задержкой в развитии проходит через медико-педагогическую комиссию. Кроме этого существуют индивидуальные программы обучения и воспитания детей, составленные с учётом их особенностей психического развития.
Работа по комплексному обследованию учеников и составлению индивидуальных рекомендаций организуется медицинскими работниками, психологом,логопедом и учителем начальных классов совместно по заранее составленному плану.
· Изучение документации медико-педагогической комиссии: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, патологии нервной системы, слуха, зрения, речи.
· После медицинского осмотра определяется группа здоровья, индивидуальный режим, меры профилактики, лечение соматических заболеваний.
· Определяется уровень психологической готовности к обучению, составляется план индивидуальной работы с ребёнком.
· Обследуются все стороны речи .уточняется речевой диагноз. Обращается внимание на дефекты, осложняющие полноценное усвоение процессов чтения и письма.
· В сентябре учитель проводит первоначальный срез, позволяющий определить состояние знаний, умений и навыкам по основным предметам и особенностям представлений об окружающем мире.
·
В дальнейшем, ежегодно по четвертям, даётся поэтапный анализ всех контрольных работ, фиксируется динамика формирования навыков. На основании анализа пробелов в знаниях. Планируются индивидуально-групповые и коррекционные занятия.
Все данные комплексного обследования заносятся в индивидуальные карты, даётся психолого-педагогическая характеристика и рекомендации по индивидуальной и коррекционной работе. Это даёт возможность увидеть в комплексе работу коллектива-учителя, логопеда, психолога, психиатра, медсестры, возможность контролировать результаты предлагаемых рекомендаций, повышает уровень ответственности всех участников за качество работы и своевременное координирование приёмов работы.
В нашей школе предусмотрены дополнительные часы для индивидуально-коррекционных занятий. Такие занятия направлены на коррекцию индивидуальных отклонений ребёнка в психическом и физическом развитии, умственной деятельности, внимания, недостатков в развитии речи. Индивидуально-коррекционные занятия проводятся в игровой форме, в форме практических занятий с использованием наглядности. Такие занятия детям интересны, имея перед собой схему-опору они лучше справляются с заданием, работают с большим желанием и даже самый стеснительный ребёнок преодолевает барьер смущения и начинает раскрываться.
Л.С. Выготский подчёркивал, что учитель обязательно должен учитывать и слабость в развитии логической памяти младшего школьника и трудности, которые дети этого возраста испытывают в усвоении отвлечённого материала , однако строить свою работу он должен с ориентацией не на эти слабые стороны психики ребёнка, а на то, что младший школьник обладает гораздо большими интеллектуальными возможностями. Чем те, которые обычно обнаруживает.
Дети осознают значение речи в жизни человека, овладевают определёнными умениями, учатся правильно воспринимать, осмысливать и передавать ситуацию, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Улучшается культура поведения, отсюда-эмоциональный настрой в классе, больше возможностей для проявления индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
Сравнивая результаты успеваемости учеников, можно сделать вывод, что индивидуально-коррекционные занятия дают возможность нашим детям освоить общеобразовательную программу, они радуются познанию нового, не боятся трудностей.
А учитель активизирует их познавательную деятельность, развивает учебную мотивацию, приучает к самостоятельности, стимулирует речевую активность, корректирует межличностные отношения, способствует систематизации полученных знаний, развитию мыслительных операций, тем самым помогает детям открывать будущее.
Важно, чтобы ученик не отвернулся от учителя, чтобы он поверил в свои силы, увидел результаты своего труда, чтобы не падал интерес к учению, не ослабевала детская любознательность и стремление хорошо учиться.