Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение грамоте умственно отсталых детей со множественными нарушениями здоровья

Беяковская Татьяна Дмитриевна,
учитель начальныш классов,
школы №627 Санкт Петербурга

При обучении детей со множественными нарушениями здоровья (слабое зрение, слабый слух, не выразительная речь, слабая моторика руки – иногда это встречается всё сразу) приходится работать с учётом особенностей каждого ученика, чтобы дать возможность для развития каждого. Поэтому надо хорошо представлять особенности методики и учиться их применять.

    

      Овладение граматой – первый этап школьного обучения  детей, в течение которого у них должны быть сформированы первоначальные навыки чтения и письма. 

      Для успеха детей со множественными нарушениями необходима работа команды: логопед, учитель, психолог, медработник, преподаватель лечебной физкультуры

     Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные просессы, состоящие из многочисленных операций. Так, читающему необходимо воспринять графические знаки, перекодировать их в звуки, произнести прочитанное вслух или «про себя», осмыслить информацию, заложенную в каждом слове, предложении, тексте.

     Психофизической основой чтения являются взаимообусловленная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешного овладения чтением имеют такие познавательные просессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и т. д.

     Овладение письмом как видом речевой деятельноститребует выполнение ещё большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова и спрогнозироватв место каждого предложения среди других единиц текста, осущетвить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно – графические действия, четко соблюдая, пространственную ориентировку.

      Психофизическая основа письма та же, что и чтения, с дополнительным включением в работу моторного анализатора.

     Для начинающего писать и читать каждая операцияпредставляет сложную задачу, решение которой предпологает выполнение нескольких действий. Чтобы прочитать слог, ребёнку приходится останавливать взгляд сначало на одной, потом на другой букве, поскольку его поле зрения ещё ограничено пределами знака, сохранять направление движения глаз слево направо, последовательно узнавать каждую букву, соотнося её с определённым звуком, осуществлять синтез двкх звуков и , наконец, произносить слог в целом.

     Запись в тетради любой слоговой структуры обязывает ученика правильно держать ручку и распологать тетрадь, четко произносить предлогаемый для записи слог, расчленять его на составляющие элементы, выполнять звуковой анализ, обозначать каждый звук буквой, удерживать в памяти порядок букв в слоге, последовательно записывать слоги в тетрадь, точно фиксируя расположение элементов, их соединений, ограничивая своё письмо линейкой строки.

     Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи, в связи с чем учащиеся испытывают затруднения в овладении всеми операциями и действиями, входящими в состав процессов чтения и письма.

     Большая сложность в овладениями навыка чтения и письма связана с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом дифферинцируют акустически схожие фонемы, в связи с чем возникают серьёзные затруднения в запоминании буквы, так как она каждый раз соотносится с разными звуками, иными словами, нарушается система перекодировки и кодикровки буквы в звук и звука в букву.

     « Дети не могут понять, - пишет В.Г.Петрова, - что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

     Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выделении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более зауков с слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

     Нарушение произнощения усугубляет недостатки фонематического анализа. У детей с умственной отсталостью не возникает интереса к звуковой оболочке слова, осмысление звуковой структуры слова не проявляется даже в том случае, когда на слово специально направлено внимание. Непонимание того что слово – это не только название предмета, но и определённый звуко-буквенный комплекс; задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предпологает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звуко-буквенный анализ – перед записью, восприятие букв слова и осознание при чтении.

     Неполноценность зрительног восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

     Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время приковывает к побуквенному чтению. Даже когда ребёнок уже овладел принципом слияния согласной и гласной, он продолжает прочитывать каждую букву в отдельности а уже потом называя слог.

     В обучении первоначальным навыкам письма, важную роль играет сформированность двигательных операций. Общая моторная некоордированность проявляющаяся особенно отчётливо в движениях мелких мышц руки, служит ещё одним препятствием в формировании навыка письма.Мышечная напряжённость кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физтческие силы учащихся, приводят к снижению внимания, в результате чего появляются ошибки в начертании букв. В связи с этим трудно идёт выработка каллиграфии.

     Кроме общих недостатков, которые должны учитываться при обучении детей грамоте, учитываются типологические и индивудуальные особенности. Встречаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, со сложными недостатеами зрительно – пространственной ориентировки, из-за чего в течении длительного времени они  не усваивают конфигурацию буквы или зеркально передают на письме изображение, со стойким снижением работоспособности, низкимуровнем мыслительной деятельности.Всё это создаёт дополнительные трудности в усвоении навыков письма и чтения.

     Для успешного обучения таких детей нужны особые приёмы, направленные на коррекцию имеющихся недостатков, более длительный срок обучения. Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом.

 

Литература:

Лурия А.Р. Очерки психофизтологииписьма.-М. 1950

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М. 1961

Жуйков С.Ф. Психофизические основы повышения эффективности обучения школьников родному языку. – М. 1979

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М. 1977

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М. 1983

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»