В наше время в образовательных учреждениях нашей страны идет становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школе и социализации. Количество учащихся начальных школ, не справляющихся с требованиями школьных программ, за последние 15-20 лет возросло более чем в два раза. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ребенка.
Задержка психического развития - это понятие замедления темпа психического развития, которое чаще всего обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответсвуя психическому складу ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них могут возникнуть трудности, связанные с отсутствием направленности на длительную интеллектуальную деятельность.
Особенности психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие непосредственность и жизнерадостность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям педагога, в ответ на замечание дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают. В беседе легко и открыто высказывают свое негативное отношение к учебе, говорят что учиться им трудно, что они хотят играть и отдыхать. Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, страхам и боязливости.
Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении педагоги занимаются долгие десятилетия. Классы выравнивания, коррекции, компенсирующие, адаптации и т. п. - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить обучение детей данной категории.