Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Павлова Надежда Ивановна
Коррекционных педагогов, людей, посвятивших себя работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, всегда интересовала адаптация этих детей, которая позволила бы им не чувствовать себя ущербными среди здоровых сверстников, а напротив, дала бы возможность нашим ученикам ощутить себя полноценными членами социума. Совершенно очевидно, что в этой связи невозможно переоценить физическую культуру, благодаря которой дети-инвалиды реально обретают шанс реализоваться, почувствовать себя действительно значимыми, способными на яркие достижения.
Адаптивная физическая культура занимает одно из приоритетных мест в междисциплинарном процессе. Каждый компонент адаптивной физической культуры которыми являются адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и другие — имеют свои проявления социализации. На протяжении жизни виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности могут использоваться отдельно, меняться, сочетаться, усложняться, т.е. видоизменяться в соответствии с возрастом, функциональными возможностями и потребностями конкретной личности, оставаться уникальным, универсальным способом социализации личности.
Социализирующая роль адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на наших учащихся, развивая их физически и духовно.
Облегчение условий вхождения маленького человека, особенно человека, имеющего определенные трудности, в общественные процессы, формирование его личности — основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.
Важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков в социальной интеграции. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.
В процессе физкультурных занятий и игр всегда можно подбодрить слабого и неуверенного в себе ребёнка, вселить в него уверенность в своих силах; помочь испытать радость от физической нагрузки; воспитать нравственные качества – взаимопомощь, стремление к победе; научить решать определенные задачи, возникающие в ходе любой спортивной игры.
Учитывая важность социальной интеграции, наша школа принимает активное участие в спортивной жизни нашего города Санкт - Петербурга. Учащиеся школы участвуют в Первенстве С-Б по легкой атлетике, по баскетболу, спорт-фесту, боче, боулинге, по плаванию, в ежегодном конкурсе «Ветер надежд» и других спортивных состязаниях. Сейчас наши выпускники включены в сборную России по баскетболу на Первенство Европы, соревнования пройдут в Турции в городе Стамбуле. Наши ученики стараются показать своё спортивное мастерство, стремятся завоевывать только призовые места.
Очень гордятся победами, осознавая, что таким образом они поднимают престиж своей школы.
Чтобы занятия с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья, были более успешными, надо учитывать закономерности развития у этих детей физических функций и психических процессов, которые отличаются неравномерностью и непоследовательностью созревания. Мы должны предусматривать широкую вариативность коррекционной среды и индивидуальность образовательной траектории, учитывая адаптационные возможности в каждом конкретном случае. Все это предъявляет особые требования к проведению занятий и используемым в процессе обучения методам и методикам.
Для таких детей требуется много времени иногда и не один год для того. Чтобы научить понимать инструкции и следовать им.
Ученица 5а нашей школы Тираннен Лилия, много лет занимается фигурным катанием, участвует во многих спортивных состязаниях по программе специального олимпийского комитета. Она неоднократно завоевывала призовые места на Всероссийских и международных соревнованиях такие, как, (Первенство Европы Австрия-золотая медаль, Первенство России- серебряная медаль, на Всемирных зимних специальных олимпийских игр в Корее-Лиля завоевала золотую медаль).
Но и внутри школьной жизни у нас активно проводятся различные спортивно-оздоровительные мероприятия. Для классов «особый» ребенок спортивные праздники проходят в сюжетно-ролевой, интегрированной формах. Активно участвуя в этих праздниках, учащиеся осваивают ту или иную роль, знакомятся с разнообразием социальной деятельности. В нашей школе проводились такие спортивные праздники, как: «Витамин», «Мы быстрые, сильные ловкие», «Зимушка, зима», «Олимпийская страна», «Непослушные мячи» и другие. Следует отметить, что наши ученики всегда очень активно и с большим желанием принимают участие в эстафетах, игра за определенную команду, что зачастую является стимулом для хорошего поведения и хорошей учёбы.
Очень плодотворно проводятся уроки по здоровому образу жизни. Они помогают формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни: правильно питаться, заниматься физической культурой, заниматься личной гигиеной. Конечно, нашим учащимся, учитывая их проблемы, ситуации в некоторых семьях, очень трудно привить навыки здорового образа жизни. Но это - достижимая задача! Работа в этом направлении ведётся в нашей школе систематически, планомерно и на всех уровнях. Во всех классах проводятся физкульт-минутки, утренняя гимнастика, уроки здоровья. Благодаря совместным усилиям всех педагогов под руководством учителей физкультуры мы уже достигли значительных успехов.
Большое значение в жизни школы имеет проведение спортивно-патриотических праздников, посвященных Дню Защитника Отечества.
Все это должно способствовать вовлечению учащихся в общественную жизнь, быть не вне общества, а социализироваться, найти своё место в жизни, формировать и «завоевывать» своё социальное пространство, создавать собственное понимание, видение происходящего в жизни, проектировать и строить собственную деятельность.
Коррекционных педагогов, людей, посвятивших себя работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, всегда интересовала адаптация этих детей, которая позволила бы им не чувствовать себя ущербными среди здоровых сверстников, а напротив, дала бы возможность нашим ученикам ощутить себя полноценными членами социума. Совершенно очевидно, что в этой связи невозможно переоценить физическую культуру, благодаря которой дети-инвалиды реально обретают шанс реализоваться, почувствовать себя действительно значимыми, способными на яркие достижения.
Адаптивная физическая культура занимает одно из приоритетных мест в междисциплинарном процессе. Каждый компонент адаптивной физической культуры которыми являются адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и другие — имеют свои проявления социализации. На протяжении жизни виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности могут использоваться отдельно, меняться, сочетаться, усложняться, т.е. видоизменяться в соответствии с возрастом, функциональными возможностями и потребностями конкретной личности, оставаться уникальным, универсальным способом социализации личности.
Социализирующая роль адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на наших учащихся, развивая их физически и духовно.
Облегчение условий вхождения маленького человека, особенно человека, имеющего определенные трудности, в общественные процессы, формирование его личности — основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.
Важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков в социальной интеграции. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.
В процессе физкультурных занятий и игр всегда можно подбодрить слабого и неуверенного в себе ребёнка, вселить в него уверенность в своих силах; помочь испытать радость от физической нагрузки; воспитать нравственные качества – взаимопомощь, стремление к победе; научить решать определенные задачи, возникающие в ходе любой спортивной игры.
Учитывая важность социальной интеграции, наша школа принимает активное участие в спортивной жизни нашего города Санкт - Петербурга. Учащиеся школы участвуют в Первенстве С-Б по легкой атлетике, по баскетболу, спорт-фесту, боче, боулинге, по плаванию, в ежегодном конкурсе «Ветер надежд» и других спортивных состязаниях. Сейчас наши выпускники включены в сборную России по баскетболу на Первенство Европы, соревнования пройдут в Турции в городе Стамбуле. Наши ученики стараются показать своё спортивное мастерство, стремятся завоевывать только призовые места.
Очень гордятся победами, осознавая, что таким образом они поднимают престиж своей школы.
Чтобы занятия с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья, были более успешными, надо учитывать закономерности развития у этих детей физических функций и психических процессов, которые отличаются неравномерностью и непоследовательностью созревания. Мы должны предусматривать широкую вариативность коррекционной среды и индивидуальность образовательной траектории, учитывая адаптационные возможности в каждом конкретном случае. Все это предъявляет особые требования к проведению занятий и используемым в процессе обучения методам и методикам.
Для таких детей требуется много времени иногда и не один год для того. Чтобы научить понимать инструкции и следовать им.
Ученица 5а нашей школы Тираннен Лилия, много лет занимается фигурным катанием, участвует во многих спортивных состязаниях по программе специального олимпийского комитета. Она неоднократно завоевывала призовые места на Всероссийских и международных соревнованиях такие, как, (Первенство Европы Австрия-золотая медаль, Первенство России- серебряная медаль, на Всемирных зимних специальных олимпийских игр в Корее-Лиля завоевала золотую медаль).
Но и внутри школьной жизни у нас активно проводятся различные спортивно-оздоровительные мероприятия. Для классов «особый» ребенок спортивные праздники проходят в сюжетно-ролевой, интегрированной формах. Активно участвуя в этих праздниках, учащиеся осваивают ту или иную роль, знакомятся с разнообразием социальной деятельности. В нашей школе проводились такие спортивные праздники, как: «Витамин», «Мы быстрые, сильные ловкие», «Зимушка, зима», «Олимпийская страна», «Непослушные мячи» и другие. Следует отметить, что наши ученики всегда очень активно и с большим желанием принимают участие в эстафетах, игра за определенную команду, что зачастую является стимулом для хорошего поведения и хорошей учёбы.
Очень плодотворно проводятся уроки по здоровому образу жизни. Они помогают формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни: правильно питаться, заниматься физической культурой, заниматься личной гигиеной. Конечно, нашим учащимся, учитывая их проблемы, ситуации в некоторых семьях, очень трудно привить навыки здорового образа жизни. Но это - достижимая задача! Работа в этом направлении ведётся в нашей школе систематически, планомерно и на всех уровнях. Во всех классах проводятся физкульт-минутки, утренняя гимнастика, уроки здоровья. Благодаря совместным усилиям всех педагогов под руководством учителей физкультуры мы уже достигли значительных успехов.
Большое значение в жизни школы имеет проведение спортивно-патриотических праздников, посвященных Дню Защитника Отечества.
Все это должно способствовать вовлечению учащихся в общественную жизнь, быть не вне общества, а социализироваться, найти своё место в жизни, формировать и «завоевывать» своё социальное пространство, создавать собственное понимание, видение происходящего в жизни, проектировать и строить собственную деятельность.
Коррекционных педагогов, людей, посвятивших себя работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, всегда интересовала адаптация этих детей, которая позволила бы им не чувствовать себя ущербными среди здоровых сверстников, а напротив, дала бы возможность нашим ученикам ощутить себя полноценными членами социума. Совершенно очевидно, что в этой связи невозможно переоценить физическую культуру, благодаря которой дети-инвалиды реально обретают шанс реализоваться, почувствовать себя действительно значимыми, способными на яркие достижения.
Адаптивная физическая культура занимает одно из приоритетных мест в междисциплинарном процессе. Каждый компонент адаптивной физической культуры которыми являются адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и другие — имеют свои проявления социализации. На протяжении жизни виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности могут использоваться отдельно, меняться, сочетаться, усложняться, т.е. видоизменяться в соответствии с возрастом, функциональными возможностями и потребностями конкретной личности, оставаться уникальным, универсальным способом социализации личности.
Социализирующая роль адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на наших учащихся, развивая их физически и духовно.
Облегчение условий вхождения маленького человека, особенно человека, имеющего определенные трудности, в общественные процессы, формирование его личности — основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.
Важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков в социальной интеграции. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.
В процессе физкультурных занятий и игр всегда можно подбодрить слабого и неуверенного в себе ребёнка, вселить в него уверенность в своих силах; помочь испытать радость от физической нагрузки; воспитать нравственные качества – взаимопомощь, стремление к победе; научить решать определенные задачи, возникающие в ходе любой спортивной игры.
Учитывая важность социальной интеграции, наша школа принимает активное участие в спортивной жизни нашего города Санкт - Петербурга. Учащиеся школы участвуют в Первенстве С-Б по легкой атлетике, по баскетболу, спорт-фесту, боче, боулинге, по плаванию, в ежегодном конкурсе «Ветер надежд» и других спортивных состязаниях. Сейчас наши выпускники включены в сборную России по баскетболу на Первенство Европы, соревнования пройдут в Турции в городе Стамбуле. Наши ученики стараются показать своё спортивное мастерство, стремятся завоевывать только призовые места.
Очень гордятся победами, осознавая, что таким образом они поднимают престиж своей школы.
Чтобы занятия с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья, были более успешными, надо учитывать закономерности развития у этих детей физических функций и психических процессов, которые отличаются неравномерностью и непоследовательностью созревания. Мы должны предусматривать широкую вариативность коррекционной среды и индивидуальность образовательной траектории, учитывая адаптационные возможности в каждом конкретном случае. Все это предъявляет особые требования к проведению занятий и используемым в процессе обучения методам и методикам.
Для таких детей требуется много времени иногда и не один год для того. Чтобы научить понимать инструкции и следовать им.
Ученица 5а нашей школы Тираннен Лилия, много лет занимается фигурным катанием, участвует во многих спортивных состязаниях по программе специального олимпийского комитета. Она неоднократно завоевывала призовые места на Всероссийских и международных соревнованиях такие, как, (Первенство Европы Австрия-золотая медаль, Первенство России- серебряная медаль, на Всемирных зимних специальных олимпийских игр в Корее-Лиля завоевала золотую медаль).
Но и внутри школьной жизни у нас активно проводятся различные спортивно-оздоровительные мероприятия. Для классов «особый» ребенок спортивные праздники проходят в сюжетно-ролевой, интегрированной формах. Активно участвуя в этих праздниках, учащиеся осваивают ту или иную роль, знакомятся с разнообразием социальной деятельности. В нашей школе проводились такие спортивные праздники, как: «Витамин», «Мы быстрые, сильные ловкие», «Зимушка, зима», «Олимпийская страна», «Непослушные мячи» и другие. Следует отметить, что наши ученики всегда очень активно и с большим желанием принимают участие в эстафетах, игра за определенную команду, что зачастую является стимулом для хорошего поведения и хорошей учёбы.
Очень плодотворно проводятся уроки по здоровому образу жизни. Они помогают формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни: правильно питаться, заниматься физической культурой, заниматься личной гигиеной. Конечно, нашим учащимся, учитывая их проблемы, ситуации в некоторых семьях, очень трудно привить навыки здорового образа жизни. Но это - достижимая задача! Работа в этом направлении ведётся в нашей школе систематически, планомерно и на всех уровнях. Во всех классах проводятся физкульт-минутки, утренняя гимнастика, уроки здоровья. Благодаря совместным усилиям всех педагогов под руководством учителей физкультуры мы уже достигли значительных успехов.
Большое значение в жизни школы имеет проведение спортивно-патриотических праздников, посвященных Дню Защитника Отечества.
Все это должно способствовать вовлечению учащихся в общественную жизнь, быть не вне общества, а социализироваться, найти своё место в жизни, формировать и «завоевывать» своё социальное пространство, создавать собственное понимание, видение происходящего в жизни, проектировать и строить собственную деятельность.