Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Беседа, как средство формирования
диалогической речи детей

 

 

Елагина Елена Анатольевна,
педагог коррекционного детского сада №
2

Речь выполняет многообразие функций в жизни ребенка, основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функции речи побуждают ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает, как основная форма речевого общения, в недрах которой порождается связная речь. Прежде всего для общения детей необходимы материальные условия, то есть развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольника. Ее успешное решением зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.д.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного  речевого воспитания. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказываний. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, на сколько он овладел грамматическим строем язык. Разговорная речь, как речь с собеседником предполагает так же умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Педагог влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнать друг друга, что то новое.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить многочисленное высказывание. обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений слушать и правильно понимать мысли, выражаемую собеседником, формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и если нужно вносить соответствующие изменения и поправки.

Выделим несколько групп диалогических умений:

1. собственные речевые умения

  • ребенок в общении умеет и знает, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими.
  • поддерживает и завершает общение, учитывает условия и ситуацию общения, слушает и слышит собеседника, проявляет инициативу в общении, переспрашивает, доказывает свою точку зрения, выражает отношение к предмету разговора - сравнивает, излагает свое мнение, приводит примеры, оценивает, соглашается или возражает, высказывается логично, связно, говорит выразительно в нормальном темпе, пользуется интонацией диалога.

2. умение речевого этикета

  • в речевой этикет включается: общение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба.
  • согласие и отказ, извинения, жалоба, сочувствие, благодарность и т.д.

3. умение общаться в паре, группе из трех-пяти человек в коллективе

4. умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. неречевые умения- уместное использование мимики и жестов.

 

Разговор имеет большое значение. С его помощью я, как педагог, оказываю влияние на все стороны речи ребенка, исправляю ошибки, даю образец правильной речи, развиваю навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи, выявляю ее недостатки, определяю в чем следует поупражнять ребенка, узнаю его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.

Самое лучшее время для коллективных разговоров - прогулка. Для индивидуальных разговоров подходят вечерние и утренние часы, но когда бы я не говорила с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Для разговора с детьми использую все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, говорю с каждым ребенком, спрашиваю "как провел выходные?", "чем занимался?".

Большое значение в работе с детьми  уделяю методическому приему -  беседа. В беседе я уточняю и упорядочиваю опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений и в разнообразной деятельности, в семье и в детском саду, воспитываю у детей правильное отношение к окружающему, приучаю детей целеустремленно и последовательно мыслить, учу детей просто и понятно излагать свои мысли, умение слушать и понимать речь других.

Я считаю, что беседа оказывает большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. После бесед о семье, о труде матери дети стремятся проявить свое действенное отношение к близким людям. "давайте придумаем, что мы будет дарить мамам на 8 марта"

Беседы на бытовые темы, касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, где они работают, как отдыхают, рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о бытовом труде матери, сравнивается обстановка дома и в детском саду. Беседы на тему общественной жизни уточняют представление детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье. Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представление детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей. Беседа о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения на земле, воде и воздуху, обсуждаем для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делает эти предметы, как беречь их. Беседы о семье, о жизни детей в детском саду, на чем можно проехать в нашем городе, что делает почтальон, беседы о школе, как мы вырастили лук, о временах года и т.д.

При подборе для программного  материала для бесед, учитываю личный опыт для детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые ясные представления о предмете. Проведение беседы требует от педагога подготовки. Планирование работы намечаю какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе. За тем составляю план последовательного хода всего занятия от начал до конца. Обязательно продумываю как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействую на их чувства. В качестве такого эмоционального средства использую картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы, например: беседу об осени начинаю показом репродукции картины Левитана "золотая осень", чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время прогулки. В отдельных случаях я начинаю беседу с вопроса, который вызывает в памяти у детей впечатления о событиях связанных с содержанием беседы, спрашиваю "дети, кто из вас ездил на поезде?", начинаю беседу о железной дороге.

При проведении беседы перед собой ставлю цель, чтобы все дети были активными ее частниками. Для этого соблюдаю следующие правила:  ставлю вопрос всей группе, за тем вызываю одного ребенка для ответа. По опыту знаю нельзя спрашивать детей в том порядке, в котором они сидят, это приводит  тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко, дети во время беседы отвечают по одному а не хором, но если ставлю такой вопрос, на который у всех может быть один и тот же ответ, то дети могут отвечать хором. Никогда не прерываю ответ ребенка если в том нет прямой надобности. В совместном рассказывании использую следующий прием: я начинаю предложение, а ребенок его завершает, получается своеобразный диалог. Этот прием использую пр описании предметов, игрушек и составления рассказов по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке и т.д.

Словарь детей необходимо обогащать глаголами обозначающими состояние, я использую картинный материал для этой речевой задачи. Слова-глаголы например: краснеет клубника, зеленеет луг, многоцветность картины, многообразие различных состояний изображаемого. Дети, пытаясь обрисовать в слове увиденного на картине, прибегают к усвоенным формулам, например: на клумбе красные цветы, на деревьях желтые листья и т.д. Когда в след за ребенком в  иной языковой форме передаю наблюдаемое например: на клумбе, и в зелени травы, краснеют цветы.

Содержательность детских ответов, степень их развернутости зависит от того, насколько значительны и разнообразны по содержанию вопросы, какие умственно-речевые задачи они ставят перед детьми. Поэтому необходимо работать над речью детей в комплексе над развитием диалогической речи детей.

Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта, организацию словесного коллективного творчества, обучение диалогу, умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывание партнера, рассуждать, аргументировать высказывание. К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы, привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятий.

Заключение

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Проведенная работа дает возможность сделать следующие выводы:

- развитие диалогической речи дошкольников – основная задача речевой работы в ДОУ;

-ведущим средством развития диалога дошкольников является общение с взрослым, осуществляемое при помощи разговоров;

-потребность в общении даже у детей старшей группы не одинакова, наблюдаются деловые, познавательные и личностные мотивы.

Итак, процесс развития диалогической речи у старших дошкольников в общении с воспитателем будет происходить эффективно, если:

- рассматривать диалогическую речь как совокупность инициативных и ответных реплик, различных по функциональному назначению;

- содержание общения педагога с каждым ребенком будет основано на его реальных потребностях в той или иной форме общения;

- в разговорах с детьми использовать разнообразные по функциональному назначению обращения (сообщения, вопросы, побуждение) ;

- будет стимулироваться и поддерживаться инициатива детей к общению воспитателем.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»