«…Образование должно
возбуждать интерес
к знанию и охоту
к обучению».
Я.А. Каменский
С 1876 года с введением в России светского образования в учебный план школ был введён учебный предмет «естествознание». И с того времени предметы естественнонучного цикла своей значимости не теряли. Подход к преподаванию этого курса был разный, но требования практически не менялись. Учащиеся должны были знать и понимать, что окружающий мир развивается по своим законам, что человек сам является частью этого мира. Учащиеся должны уметь анализировать и исследовать некоторые явления и события. И конечно курс естествознания должен вызывать подлинный интерес у учеников.
Преподавание уроков природоведения неразрывно связано с развитием ВПФ. Психологами Выгодским Л.С., Элькониным Д.Б., Занковым Л.В. и другими установлено, что для младших школьников характерно стремление к деятельности, к контактам со взрослыми и детьми, любознательности. Очень важно для учителя уметь применять эти природные потребности детей. Один из основных отечественных естествоведов А.Я. Герд писал, что постановка даже самых простых опытов и проведение наблюдений развивает исследовательские навыки, учит самостоятельно решать учебные и практические задачи. «Если приучить ребёнка и научить наблюдать, то интерес к предмету не пропадёт». Для детей с ЗПР характерны весьма ограниченные знания об окружающем мире, снижены мотивации к обучению, что приводит к проблемам в усвоении учебного материала на уроках природоведения.
Как сделать, чтобы появились и сохранились первые знания и впечатления о природе и объектах природы?
Самые простые приёмы – это наблюдение, рассмотрение, распознавание формы, цвета, размера или другие признаки предмета или объекта. Они дают возможность воспринимать изучаемый материал уже с 1-го класса.
Все виды наблюдений связаны с практическими работами и опытом. Это первый шаг для вовлечения в несложную научно- практическую работу. Опыт – это один из способов изучения объектов. Перед детьми ставится задача, выясняется цель, подводится итог. А.В. Сухомлинский говорил, что «чудесный мир природы не может закрываться дверью школы». Развить и сохранить интерес к предмету «природоведение» - это наблюдения за окружающей действительностью. Дети с проблемами развития не всегда могут назвать признаки того или иного времени года, домашних и диких животных т т.д. Уметь открывать, узнавать, запоминать новое самим помогают различные приёмы наблюдений и практические работы (с учётом особенностей учащихся коррекционной школы).
Опыт работы в коррекционных школах показал, что практические работы на уроках природоведения должны носить характер занимательности и в тоже время простоты. Методической основой этих работ является теория соответствия деятельности и психофизических функций человека (Каменский Я.А., Выгодский Я.С,, Ушинский К.Д. и др.)
Современная методика преподавания включает в себя 3 основы:
· словесный
· наглядный
· практический
Все эти методы преподавания связаны между собой и должны занимать определённое место. Наибольшую роль должны играть наглядный и практический методы, т.к. они более всего включают мыслительную деятельность, зрительную память, тактильные ощущения, активную практику.
Наблюдение – это основа для выделения главных признаков сравнения и обобщения, установления причинно- следственных связей. А местом наблюдения могут быть экскурсии. Здесь учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке (сезонные изменения в живой и неживой природе, рост и развитие растений, состояние почвы, водоёмов)
Во время экскурсий учащимся можно давать различные задания для самостоятельного наблюдения. Наблюдения расширяют знания об окружающем мире, развивают внимание. Наблюдения способствуют развитию речи и мышления. Это метод познания мира на основе непосредственного восприятия. Для детей младшего школьного возраста (особенно с ЗПР), он наиболее эффективен, т.к. он прост.
На уроках – экскурсиях формируется представления о природе, как о единственном целом, здесь можно понаблюдать и увидеть отличительные признаки времён года, цикличности смены сезонов и т.д. На экскурсиях учащиеся могут наблюдать за красотой родной природы, за птицами, растениями и т.д., получить знания по экологии.
Содержание некоторых экскурсий и практических работ на уроках природоведения и ООМ.
1 класс. Экскурсии.
Наблюдение за погодой | Наблюдение за неживой природой | Наблюдение за живой природой | Практическая работа | |
осень |
пасмурно дождь ветер |
похолодание |
Изменение окраски листьев отлёт птиц |
Сбор листьев различных деревьев, наблюдение за их окраской |
зима |
снег мороз ветер |
холод лёд снежинки |
зимующие птицы отсутствие листвы хвойные деревья |
лепка из снега |
1 класс. Практические работы.
Объект исследования | Цели исследования | Методы исследования |
хвойные деревья (хвоя и шишки ели , сосны, лиственницы) | научиться различать хвойные растения |
1.сравнения формы и размеров шишек 2.сравнение и наблюдение за длиной и жёсткостью хвоинок. |
Что мы едим? -части растений (картофель, яблоко, петрушка, лавровый лист, капуста) |
Называть и находить части растений |
-сравнение -наблюдение -вкусовые свойства |
3 класс. Экскурсии.
Наблюдение за погодой | Наблюдение за неживой природой | Наблюдение за живой природой | Дидактические игры и практическая работа | |
осень |
пасмурно дождь туман |
дожди похолодание |
изменение окраски листьев, увядание трав, исчезновение насекомых, перелётные и зимующие птицы |
д/и «Узнай дерево по его листу» (берёза, дуб, ива, липа) |
весна |
ясно дождь гроза солнечные дни |
удлинение светового дня, таяние снега, ледоход |
появление первоцветов, набухание почек, прилёт птиц, появление насекомых |
Загадки о явлениях природы и осадках |
· Вот по небу мчится конь-
Из- под ног его огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(гроза)
· Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
(облако)
· Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
(дождь)
3 класс. Практические работы.
Объёкт исследования | Цель исследования | Метод исследования |
Плоды и семена клёна, рябины, репейника, тыквы, гороха, гречи |
1.определить как распространяются семена данных растений 2.определить и запомнить названия растений по семенам |
-зрительное наблюдение с помощью увеличительного прибора (лупы) -наблюдение, классификация, сравнение |
Продукты питания (этикетки от молока, колбасы, рыбных и мясных продуктов, творожных сырков) | Определить какие питательные вещества находятся в различных продуктах питания. | наблюдение и сравнение |
Научить наблюдать за природой, сравнивать явления природы, любить природу – задача нелёгкая, особенно для детей с проблемами развития. Надо кропотливо, ненавязчиво учить подмечать все вокруг: любоваться небом, солнцем, облаками, пением птиц ит.д. Поэтому в практике преподавания природоведения в коррекционной школе надо обязательно включать уроки- экскурсии и практические работы в большем количестве, чем в обычной школе.
«Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память, сам задаёт вопросы ребёнку» - писал К.Д, Ушинский. Это вызывает радость, интерес, стремление к дальнейшему овладению знаниями.