Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Что нам осень принесла

Упатова Юлия Александровна,
учитель начальной школы

Цель: Закрепление представлений об осени.

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение и расширение, активизация словаря по теме «Что нам осень принесла?» (осень , дождь, тучи, слякоть, ветер, огород, овощи, картофель, морковь, свёкла, репа, лук, чеснок, помидор, огурец, капуста, баклажан, петрушка, салат, растить, убирать, варить, варить, сочный, полезный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый). Расширение представлений о важности труда взрослых.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координационной речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, несколько мячей, магнитная доска, пластмассовые овощи, пластмассовые грибы, бумажные листья, корзинка, контейнер с цветными карандашами, альбом по теме «Осень», альбомы для рисования по числу детей.

Предварительная работа. Наблюдение за осенними изменениями в природе, поход в парк. Экскурсия на рынок, рассматривание овощей приготовление овощного салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла».

Ход урока

  1. 1. Организационный момент. ( Объявление темы занятия. Создание положительного фона. Формирование умения ходить и перешагивать через предметы). Учитель приглашает пройти в класс и организует приветствия. По дороге к классу он раскладывает мячи на полу на равном расстоянии друг от друга.

У ч и т е л ь. Представьте себе,  что это не мячи, а лужи, так как недавно прошёл дождь. Чтобы добраться до места надо поставить руки на пояс и шагать высоко поднимая ноги, перешагивая через лужи.

Дети идут, перешагивая через мячи. Учитель следит за правильностью выполнения упражнения и оказывает посильную помощь.

У ч и т е л ь. Молодцы, хорошо выполнили задание. Ноги не промочили? Садитесь за парты мы сегодня будем говорить об осени.

  1. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. (Уточнение и активизация словаря по теме «Что нам осень принесла?». Совершенствование грамматического строя речи).

Учитель помещает на наборном полотне несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети в парке собирают осенние листья. На второй - люди убирают  в поле урожай. На третьей картинке - дети собирают грибы в лесу.

У ч и т е л ь. Посмотрите на картинки. Что на них нарисовано?

Д е т и. На картинках нарисована осень.

У ч и т е л ь. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке (имя ребёнка)?

1-й ребёнок. Дети собирают листья.

У ч и т е л ь. Какие листья собирают дети?

1-й ребёнок. Дети собирают разноцветные листья.

У ч и т е л ь. Точно. А что нарисовано на второй картинке (имя ребёнка)?

2-й ребёнок. Люди собирают урожай с полей.

У ч и т е л ь. Какие овощи убирают люди?

2-й ребёнок. Люди собирают картошку и капусту.

У ч и т е л ь. Правильно. Расскажи что видишь на третьей картинке (имя ребёнка)?

3-й ребёнок. Мальчики собирают грибы.

У ч и т е л ь. Какие грибы собирают мальчики.

3-й ребёнок. Мальчики собирают съедобные грибы – лисички.

У ч и т е л ь. Вы очень хорошо рассказали, что нарисовано на картинках. А какие ещё предметы осени вы ещё помните.

Д е т и. Осенью идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, ночи длиннее. Люди одеваются в более тёплую одежду.

У ч и т е л ь. Молодцы вы все вспомнили приметы осени.

  1. 3. Упражнение «Разноцветные листочки». (Расширение и активизация словаря по теме «Что нам осень принесла»). Развитие тонкой моторики и длительного плавного вздоха.

Учитель ставить перед детьми корзиночку с пластмассовыми овощами, листьями и грибами. Предлагает каждому ребёнку взять по овощу или листочку или грибочку. Дети берут овощи, листья, грибы.

У ч и т е л ь. Все эти дары нам принесла осень. Перед вами три коробочки. В одну положите только овощи, в другую только листья, в третью грибы.

Дети раскладывают. Учитель берёт коробочку с листьями.

У ч и т е л ь. Вы всё правильно сделали. Вот коробочка с листьями. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

Дети по очереди называют цвет и название дерева.

1-й ребёнок. Это оранжевый лист клёна.

2-й ребёнок. А у меня жёлтый лист берёзы.

3-й ребёнок. А это красный лист осины.

4-й ребёнок. Мне достался лист дуба.

5-й ребёнок. Я взял лист рябины.

У ч и т е л ь. А теперь встаньте с места прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. А сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вздох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнения выполняется несколько раз по команде учителя.

  1. 4. Игра «В огороде у девочки Кати» (Расширение и активизация словаря по теме «Овощи», «Огород»).

Учитель убирает коробку с листьями. Берёт коробку с овощами.

У ч и т е л ь. Что у меня в этой коробочки?

Д ети. Овощи.

У ч и т е л ь. Где растут овощи?

Дети. Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.

У ч и т е л ь. Сегодня мы поговорим об уборке урожая. В нашей стране уборка урожая происходит только осенью. Всё лето люди ухаживали за посаженными овощами, поливали их, окучивали, вырывали сорняки.  И вот наконец-то пришло то время, когда овощи созрели и их пора убирать с полей, огородов, теплиц, для того чтобы они не испортились.

На наборном полотне ставлю картинку с нарисованной девочкой, у которой в руках лопатка.

У ч и т е л ь. Девочка Катя тоже убирает урожай у себя в огороде и зовёт нас на помощь. Давайте поможем девочке Кате. Вы должны взять из коробочки любой овощ, рассказать о том, какой это овощ, положить этот овощ в корзинку.

1-й ребёнок. Это красный помидор.

2-й ребёнок. Это длинная оранжевая морковка.

3-й ребёнок. Это овальная коричневая картошка.

4-й ребёнок. Это зелёный хрустящий огурец.

5-й ребёнок. Это фиолетовая круглая свекла.

6-й ребенок. Это жёлтая и сладкая репка.

1-й ребёнок. Это горький белый чеснок.

2-й ребёнок. Это круглый и тоже горький лук.

У ч и т е л ь. Молодцы. Перечислите какие ещё могут расти овощи в огороде у девочки Кати.

Учитель раскладывает на наборном полотне дополнительные картинки с овощами.

Д е т и. Салат, капуста, редиска, петрушка, перец, баклажаны, укроп.

У ч и т е л ь. Вот какой богатый урожай вырастила Катя. Она благодарит вас за помощь, а я помогу похвалить вас за то, что вы все знаете так много название овощей и так хорошо рассказали, какие они.

5.Пальчикова гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (Координация речи, развитие тонкой моторики, чувства ритма).

Учитель предлагает выйти детям из-за парт, встать на ковёр и сделать пальчиковую гимнастику.

Хозяйка однажды с базара пришла,          Приседаю, «шагают» пальчика по ковру.

Хозяйка с базара домой принесла            Загибают по одному пальцу на название

Картошку, капусту, морковку,                  на руках.

Горох, петрушку и свёклу. Ох!...              Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе –           Попеременно ударяют кулачками и хлопа-

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.    Ют в ладоши.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?     Загибают по одному пальцу.

Петрушка иль свёкла? Ох!..                      Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла          Стучат ребром ладони.

И ножиком этим крошить начала             Загибают по одному пальцу

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свёклу. Ох!..                         Хлопок.

Накрытые крышкою в душном горшке       Складывает руки накрест.

Кипели, кипели в крутом кипятке             Загибают по одному пальцу

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла. Ох!..               Хлопок.

И суп получился неплох!                        Показывают, как едят суп.

(Ю. Тувин)

6. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушения письменной речи).

Учитель приглашает детей пройти с ковра к наборному полотну и встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями грибов, берёт коробочку с пластмассовыми грибами.

У ч и т е л ь. У нас осталась последняя коробочка с дарами осени. Что в ней находятся?

Д е т и. Грибы.

У ч и т е л ь. Давайте вспомним их названия и цвет

Учитель по очереди достает муляжи грибов и показываем детям

У ч и т е л ь . Что за гриб?

1-й ребёнок. Жёлтая лисичка.

У ч и т е л ь. Что за гриб?

2-й ребёнок. Коричневый боровик.

У ч и т е л ь. Что за гриб?

3-й ребёнок. Оранжевый подосиновик.

У ч и т е л ь. Что за гриб?

4-й ребёнок. Розовая волнушка.

У ч и т е л ь. Последняя игра сегодня – картина загадка «Что ты видишь?». Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

1-й ребёнок. Я вижу гриб боровик.

Обводит изображение пальцем.

2-й ребёнок. Я вижу гриб подосиновик.

Обводит изображение пальцем

3-й ребёнок. Я вижу грибок лисичку.

Обводит изображение пальцем

4-й ребёнок. Я вижу гриб волнушку.

Обводит изображение пальцем

У ч и т е л ь. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились.

7. Работа по рисованию. (Развитие мелкой моторики, развитие эстетического вкуса. Обогащение словаря.)

Учитель  раздает детям альбомы для рисования и цветные карандаши. На наборном полотне вывешивает картинки с нарисованными листьями,  овощами, грибами.

У ч и т е л ь. Мы сегодня с вами рассмотрели все дары осени. Вам они понравились?

Д е т и. Да.

У ч и т е л ь. А теперь предлагаю вам нарисовать предмет осени, который вам очень

понравился. Это может быть листик, гриб, овощ. Вы можете посмотреть на картинки, которые я вывесила перед вами и выбрать. Пред вами на столе лежат альбомы для рисования и цветные карандаши.

Учитель спрашивает, кто что хочет нарисовать и в процессе работы следит за детьми, делает нужные замечания, указывающие на ошибки. Следит за осанкой. Обращает внимание на картинки, которые висят на наборном полотне. Дети рисуют.

8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Дети заканчивают работу по рисованию. Берут свои рисунки и встают полукругом вокруг наборной доски. Учитель снимает нарисованные картинки, развешивает рисунки детей. Предлагает детям вспомнить, чем занимались и в какую игру играли. Оценивает работу  каждого ребёнка.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»