Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие у детей с ограниченными возможностям здоровья
(ОВЗ) интереса к рисованию

Упатова Юлия Александровна

 

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) дети с ОВЗ выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование, так как оно приближено к игре и доступно каждому.

Рисование, как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Изобразительная деятельность рассматривается в разных аспектах, как средство психолого–педагогического изучения детей и, как средство определения степени умственной отсталости, то есть обучение рисованию является одним из важных коррекционных средств.

Рисование требует от ребенка проявление разносторонних качеств умения. Для того, чтобы нарисовать какой - либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть. Кроме того, надо определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изображенным объектом заставляет ребенка подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не являются объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием дети с ОВЗ начинают лучше производить сравнение, лучше устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми и его частями. Рисование способствует развитие у детей аналитико–синтетических  функций  мышления.

У детей с ОВЗ отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Все это ставит перед учителем задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

Наглядное, чувствительное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного восприятия. Многие сенсорные недостатки свойственные детям с ОВЗ; при котором  сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По моему мнению, таким положительным эффектом обладает рисование.

Овладение умениеми и навыками рисования требует осуществления сенсорного восприятия, и само содействует такому восприятию.  Это достигается путем изучения детьми величины, цвета, и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно–осязательные анализаторы. И в результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.

В процессе занятия по изобразительной деятельности у детей с ОВЗ развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируется и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большй запас правильных представлений позволяет учащимся позновать окружающий мир.

Особо хочу подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

Развитие у детей восприятия, представления и психических процессов невозможно без активного участия мышления. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия во время рисования обеспечивают правильное выполнение задания.

Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслино. Необходимы еще и специальные графические умения; умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками.

На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия: значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышщ пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучает руку к сознательным и точным движениям, (придают ей гибкость и твердость). Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятие позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движения. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования (графомоторных навыков).

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей с ОВЗ. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей  с ОВЗ развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование, как организующее средство должным образом сказываются и на эмоционально–волевой сфере детей.

Чтобы получить положительный результат в развитии и воспинании детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности, необходимо соблюдать определенные психолого–педагогические условия, а именно: использование рациональной методики и коррекционных примеров, что помогает создать специальные организации, учебной работы на уроках рисования. Заинтересованность, привитие интерес к рисованию – есть одна из главных задач работы, так как при наличии интереса ребенок усиленно наблюдает за предметом и явлением, самостоятельно их анализирует, начинает задавать вопросы, пытается сделать простейшие выводы.

Для решения этой задачи осуществлялась работа в три периода, так как невозможно определить временные рамки улучшения графо-моторных  навыков у детей с ОВЗ.

В первом периоде: Обеспечение и усвоение детьми с ОВЗ необходимых исходных знаний, умений и речевых средств.

Во втором периоде: Формирование положительного отношения к рисованию.

В третьем периоде: Осуществление формирования собственного интереса к рисованию в процессе специальной организованной деятельности.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД,

Очень важно воспитывать у ребенка начальные формы сенсорных процессов (ощущение, восприятия, представления), а также научить его концентрировать свое внимание на определенныхсвойствах предмета. Важной предпосылкой для развития интереса к рисованию – это наличие у школьника «ручной умелости», так как слабые технические умения являются серьёзным тормозом. Поэтому в организации практических занятий «с карандашом в руке», необходимо научить детей выполнять самые простейшие, элементарные графические действия, использовав при этом упражнения игрового характера, индивидуального разнопланового и красочного материала.

Упражнения: «Намтаем клубок», «Дождик кап – кап», «Веселые дорожки», «Бусы для мамы», и т.д., впоследствии ознакомление детей с кистью и красками, проделывала эти упражнения только с кисточкой. Также перед детьми ставились дидактические задачи сенсарного характера, связующую с указанием предмета и его различиям по разным признакам.

Предлагались детям дидактические игры и следующие упражнения:

  1. Восприятия формы «сделай картинку».
  2. Восприятие цвета «Найти цветок бабочки».
  3. Восприятие велечины «Построй башню».
  4. Восприятие пространства и ориентировки в нем «Дом для матрешки».

Это обеспечило необходимый минимальный уровень познавательных и графических средств и дало возможность перейти к следующему этапу формирования интереса, к изобразительной деятельности.

ВТОРОЙ ПЕРИОД:

Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к деятельности рисования, проводилась вводная беседа, в ходе которой учащийся знакомился с объектом изображения и содержанием предстоящей работы. Объектом изображения брались знакомые ребенку предметы: машинка, кран, пирамидка, домик, башенка, так как это вызывает радостные отношения к игрушке.

Существенное значение в плане мобилизации активности занятия детей имеет цвет изображаемого предмета и его частей. Поэтому в качестве натуры модели очень хорошо использовать конструктор. Этот разноцветный предмет сильно привлекает к себе внимание, в результате чего ребенок испытывает положительные эмоции, желание приступить к работе. Кроме того у  детей с ОВЗ  появляется желание рассмотреть деталь предмета; т.е. активизируется  аналитическая деятельность, что способствует преодолению трудностей, связанных с передачей формы. Модель конструктора, или тругого объекта должна быть выбрана в соответствии с графическими возможностями ребенка. Поэтому, что непосильная или легкая работа теряет свое коррекционное значение, что естественно, отрицательно сказывается на формировании интереса к рисованию.

Заинтересованность педагога  в работе детей и в их успехах, способствует веры в свои силы к возможности рисовать лучше. Были моменты, когда детиназывали то, что хотели рисовать. Внимание и доброжелательность, спокойный тон, своевременная помощь, положительная оценка деятельности имеет большое значение, и вызывают со стороны ученика ответные чувства и стремление выполнять наилучшим образом предложенное занятие.

Все эти мероприятия создали психологические предпосылки к формированию у детей интереса к изобразительной деятельности и явились эффектным способом коррекции отношений в развитии.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД,

Третий период педагогической работы -  был посвящен формированию позновательной активности у детей с ОВЗ.  Занятия строились так, чтобы побуждать детей с ОВЗ к продуктивным интеллектуальным операциям, используя при этом внутреннюю и внешнюю активность учащегося. В этом случае будет обеспечен коррекционно – развивающий характер самого процесса изображения. Кроме того, у детей с ОВЗ возникает позновательный интерес.

Создавались условия для ориентировачно – иследовательской работы учащегося: систему действий, где включается не только словесно – зрительная, но и двигательно – осязательное ознакомление с предметами. Подбиралось такое содержание учебного материала, которое бы позволяло ребенку при активной помощи учителя и самому учавствовать в анализе предмета, в создании его образа.

Например:

На уроках рисования с натуры использовола специально разборные модели из цветных элементов (конструктор) и разнообразных игрушек, которые легко разбираются (матрешка).

На уроках декоративного рисования использовала маленькую магнитную доску, которая позволяла манипулировать составными элементами при их подборе.

Постепенно, при объяснении нового материала, замечалось, что детали стали проявлять интерес, задавать вопросы, и даже попытались самостоятельно рассказать последовательность создания рисунка:

- Из чего он сделан? На какие части делится?

- Она заводится?

- А цвет сдесь такой?

- А почему сдесь такая линия?

Наблюдалось, что интерес к изодеятельности и к результатам своего труда вызывает у детей необходимость чаще всего обращаться к педагогу за помощью. Подведение итогов в конце занятия обязательно. Чтобы лучше выполнить данное задание дети становятся менее пассивными, активно работают, проявляют некоторую самостоятельность.

Таким образом, в результате работы по формированию интереса к занятиям рисования у детей с ОВЗ появилось:

- охотное и активное выполнение задания;

- отсутствие отвлечения во время занятия:

- сосредоточенность и внимание на основной теме;

- стали задаваться вопросы, на которые бы ребенок хотел бы получить ответ;

- стремление выполнять дополнительные задания;

- сожаление, что занятия закончились.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»