Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Учебно-методическая разработка на тему:

«Проблемы раннего обучения чтению и эффективные приёмы их решения – перфокарты»

                                             Проводила: учитель-логопед высшей категории

                                                               Логинова Людмила Александровна

 Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её, а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знание, надо поглощать их с аппетитом.

(Французский писатель Анатоль  Франс)

                   Чтобы на занятиях ребенок с «аппетитом» поглощал знания, нужно, чтобы он понял всё, так как для ребенка очень важен сиюминутный успех на занятиях. Для этого он должен понять всё сразу и как-то подтвердить то, что он понял. Это достигается тогда, когда ребенок работает с перфокартами-заданиями. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Перфокарты могут быть представлены и как карточки-задания для индивидуальной работы, и как дидактические игры со словом для работы со всей группой. Внимание у детей с общим недоразвитием речи быстро истощается и работоспособность низкая, таким детям необходима индивидуальная работа даже на подгрупповых занятиях, поэтому, необходимо, чтобы для каждого ребенка в группе была индивидуальная перфокарта с карточкой-заданием.

      Перфокарты имеют свои преимущества перед просто карточкой-заданием, так как перфокарты многоразовы и многовариантны. К одной перфокарте можно подобрать несколько заданий. Например, даны перфокарты с двумя, тремя, четырьмя, пятью окошечками,  над окошечками в кармашках расположены предметные картинки, которые можно менять.

перфокарта 1Привожу примеры заданий.

Задание №1 на формирования у детей навыков звукового анализа и синтеза: выделить первый (второй, третий, последний) звук в слове по предметной картинке и написать букву в окошечке, когда окошечки заполнятся, прочитать слово.

Задание №2 на развитие ассоциативного мышления: по каким признакам можно объединить все предметы (по форме, цвету, величине, количеству, по качествам: горячий-холодный, мягкий-твердый; из какого материала состоят предметы: железные, стеклянные и т.д.)?

Задание №3 на развитие логического мышления:назвать все предметы одним обобщающим словом. Объединить 3 предмета и исключить 4-й лишний.   

перфокарта 2

Задание №4 задания по развитию речи. Например:

1.     Составь рассказ, используя все предметы карточки - задания.

2.     Сочини к картинкам рифму.

3.     Сочини сказку.

4.     Сочини рассказ (или сказку) от имени одного из предметов карточки-задания.

 

перфодерево      Дети старшего и подготовительного дошкольного возраста по программе дошкольного учреждения должны усвоить термины: слог, слово, звук, предложение; должны дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Все пользуются пособием «Дерево», которое делится пополам на зеленую и синюю стороны.

      На синей стороне гласные Iряда (а,о,у,ы,э), на зеленой стороне гласные IIряда (я,ё,ю,и,е).  Рекомендую сделать это дерево в виде перфокарты, чтобы дети работали с этим пособием, запоминали парные гласные.

      Чтобы отработать тему «Звонкость-глухость согласных», логопеды используют пособие «Дом» и это пособие можно сделать в виде перфокарты  для того, чтобы дети упражнялись, подбирая парные согласные. alt

   В программе советуется давать как можно больше игр со словом: добавлять слог до слова, составлять схемы слов, предложений; преобразовывать  слова  путем замены в слове буквы, переставлять буквы  и получать анаграммы; играть в шарады; отгадывать  ребусы, кроссворды; изучать омографы, родственные слова, омонимы, синонимы, антонимы;  упражняться в скорости чтения слогов, слов и т.д.

     Подготовить карточки с изображением действий: приходить, переходить, проходить, выходить, обходить, заходить и т.д., можно обыгрывать слово-действие по карточкам.

         Карточки  с приставками, образующие родственные слова:

alt

     

 

 

 

 

 

 

     Карточка с общим суффиксом: (картинки с детенышами зверей)

alt

 

 

 

 

 

 

      Работа с перфокартами дает в занимательной и ненавязчивой форме детям знания о слове (о морфологическом составе слова, об его семантике). Дети начинают понимать суть правил русского языка и готовы применить их на практике!

      Все это огромное количество заданий  можно отрабатывать при помощи перфокарт  и подготовить ребенка к школе играя, обучить чтению, развить память, внимание, воспитать волю, усидчивость, интерес к обучению.  В конечном итоге, дети получают знания непринужденно, ненавязчиво и весело.

      А, главное, восстанавливается речь ребенка и воспитывается любовь к родному языку!

      Желаю всем удачи, творческих находок, интересных решений!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»