Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
На птичьем дворе
Попова Наталья Михайловна,
учитель-дефектолог ГБОУ СОШ
№655 ОДОД Санкт-Петербурга
Цель: закреплять знания детей о домашних птицах(петух, курица, гусь, гусыня, утка, селезень, индюк, индейка)
Образовательные:
- закреплять знания детей о характерных признаках домашних птиц.
- расширять представлений детей о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни.
- расширять, уточнять и активизировать словарь за счёт слов «птицеферма», «птичник», «птичница», «бородка», «гребешок», «шпоры»; совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру слов, связную речь.
- развивать умение слышать и слушать, различать голоса домашних птиц;
Коррекционные задачи:
- продолжать закреплять представления о птицах;
- учить узнавать и называть характерные внешние признаки птицы (клюв, крылья, перья, гребешок, бородка, лапы, когти);
- учить соотносить речь с движением при воспроизведении потешки;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать долговременную зрительную и слуховую память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- учить эмоционально откликаться на слова загадки и потешки.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка «цыпленок»; демонстрационные картины «Птицеферма», «Птичий двор»; раздаточные картинки с изображением домашних птиц (петуха, курицы, цыпленка, гуся, гусыни, гусенка, утки, селезня, утенка, индюка, индейки, индюшонка); аудиозапись с голосами домашних птиц; лоток с песком; 12 разноцветных шариков двух размеров; лазерная указка.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, найдем корм и покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.
– А теперь – в гости на птичий двор! (раздается стук ) - Ребята, кто же это в гости к нам пожаловал, мы должны отгадать загадку, чтобы это узнать:
«Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня …(цыплёнок)
(дефектолог показывает мягкую игрушку – маленького желтого цыпленка)
-Цыпленок недавно вылупился из скорлупы и много еще не знает, давайте ему поможем узнать о том, что его окружает.
2. Беседа по вопросам по картине:
– Посмотрите на картину. Чей это дом? (Домашних птиц)
– А как еще называют дом, где живут домашние птицы? (Птицеферму)
– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)
– Еще кто-то может? (Птичник)
– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)
– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)
– Из чего пьют? (Из поилки)
– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".
– Какие же домашние птицы живут на птичьем дворе? (дефектолог показывает картину с изображением домашних птиц: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком)
– Давайте вспомним, что есть у петуха. (дефектолог показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)
3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?"
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?(лазерной указкой дефектолог показывает поочередно на каждую птицу, а дети называют)
Образец:
петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
- Давайте теперь послушаем, как подают голоса домашние птицы (включается аудиозапись с голосами домашних птиц, дети угадывают, чей голос и пытаются повторить)
4. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре пять |
Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар. |
Будем мы цыплят считать |
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Раз – цыпленок на крыльце, |
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет. |
Два – еще сидит в яйце, |
|
Три – цыпленок самый смелый, |
|
А четыре – самый белый, |
|
Пятый - маленький цыпленок, |
загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу |
Кушать захотел спросонок. |
стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони |
5. Дидактическая игра "Собери семью".
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы и соберем семью для цыпленка и не только…(Дефектолог раздает картинки с изображением малышей домашних птиц, а дети подбирают семью )
Образец:
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индейка – индюшонок;
- Проголодались наши птицы, добудем еду для них:
6.Дидактическая игра с песком « Найди корм»
Детям показывается образцы корма, которые они должны искать в песочнице (это маленькие/большие шарики разного цвета) Каждый должен найти по 3 шарика.
-Ну, а теперь корм найден и можно покормить наших птиц (дети раскладывают шарики к птицам).
7. Итог занятия:
– Ну вот, пришло время прощаться нам с цыпленком и с птицами. Скажем им спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, дефектолог убирает картинки )
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Человек получает от птиц мясо, яйца, перо, пух)
– А надо ли людям ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.