Методическая разработка
Индивидуальная программа логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ
(обучение на дому)
Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед
ФИ, год рождения ребёнка, класс |
|
Актуальная проблема |
Системное недоразвитие речи. |
Логопедическое заключение |
СНР II степени тяжести, обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы и выраженной дизартрией. |
Цель программы |
Коррекция нарушений устной и письменной речи посредством специального обучения и воспитания. |
Задачи |
1. Развитие общей моторики. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Развитие артикуляционной моторики . 4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха. 5. Развитие силы голоса. 6. Развитие фонематического слуховосприятия. 7. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 8. Коррекция звукопрозношения и слоговой структуры слова. 9. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи. 10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи. 11. Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление). 12. Развитие мимики и эмоций. |
Срок реализации |
201 – 201 уч. г., 2 занятия в неделю. |
Содержание. В соответствии с программой для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с СНР II степени тяжести |
|
|
|
1. Развитие общей моторики |
Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на расслабление: «Деревья», «Снеговик», «Тряпичная кукла». Учить ловить и бросать мяч. |
2. Развитие мелкой моторики |
Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами. Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. Пальчиковые игры.
|
3. Развитие артикуляционной моторики |
Артикуляционные упражнения для губ: -вытягвание трубочкой; -растягивание в ниточку, в улыбку; -округление губ; -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; -крепкое сжатие; -сосательные движения; -вибрация; Арикуляционные упражнения для языка: -язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; -присасывание языка к верхним альвеолам; -попеременный захват языком то верхней, то нижней губы; -движения влево-вправо, вверх-вниз; -цоканье; -присасывание языка к небу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шепотного ТРР;
|
4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха |
Упражнения с предварительным расслаблением. Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха». Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога. «Гарью пахнет!», «Ушки», «Маятник», «Насос», «Футбол» «Кипятим воду?» «Паровозик гудит» «Прокати карандаш» Поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка и др. Надувание воздушного шарика. Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках. |
5. Развитие силы голоса |
Проговаривание нескольких гласных звуков с утрированными движениями губ: а-у-и с одновременным поворотом головы. Произнесение гласного [а] на твёрдой атаке. Пропевание гласных с различной громкостью и высотой голоса. |
6. Развитие фонематического слуховосприятия |
Узнавание неречевых звуков. Упражнение , . Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звука на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. Упражнения «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки». |
7. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза |
Упражнения: - «Найди слово, названное по звукам на картинке» - «Определи первый, последний звук в слове» - «Произнеси слово по звукам». Работа со словами-паронимами. |
8. Коррекция звукопроизношения и слоговой структуры слова |
Уточнение артикуляции звуков А, О, У, И, Ы, М, Н.Постановка и автоматизация свистящих звуков, уточнение артикуляции шипящих звуков. Автоматизация звука [л]. Учить делить простые слова на слоги, отхлопывать с одновременным проговариванием слова по слогам. |
9. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращённой речи |
Показ предметов и частей тела. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов. Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа. Отгадывание предметов по описанию. Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий. Определение причинно-следственных связей.Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию». |
10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи |
Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», , ,«Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам. |
11. Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) |
Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву». |
12. Развитие мимики и эмоций |
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. |
ППС (педагогические программные средства) |
Компьютерные программы: автор Е. Железнова, авторы Е. Железнова, С. Железнов. . . |
Сроки динамического контроля |
Динамические показатели |
Январь 201 г.
|
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________ Корректировка программы ____________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
|
Май 201 г.
|
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________ Корректировка программы ____________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
|