Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Логопедическая диагностика учащихся 5 – 7 классов
с тяжёлыми нарушениями речи

 

Рябова Ирина Валентиновна,
учитель-логопед ГБСКОУ школы №3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

     Диагностика речевых нарушений является отправной точкой работы логопеда, от которой во многом зависит результат коррекции. В современной педагогической практике используются различные методики обследования устной и письменной речи детей, но большинство из них направлено на оценку уровня  речевого развития дошкольников и младших школьников.

     Предложенная в данной статье схема логопедического обследования является продолжением традиционных методик логопедического обследования и позволяет  определить наличие и степень выраженности нарушения разных сторон речи у учащихся 5-7 классов. Направления диагностики были выбраны  с опорой  на содержание и планируемые результаты обучения по русскому языку в указанных классах. Для оптимизации анализа полученных данных представлены критерии качественной оценки того или иного параметра.

 

СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

1.          Состояние звукопроизношения и дикции.

Критерии качественной оценки:

–     звукопроизношение не нарушено;

–     не автоматизированы в связной речи следующие звуки:______________

–     дикция смазана;

–     нарушено произношение следующих звуков: ______________________

2.          Состояние фонематической системы.

Критерии качественной оценки:

–     фонематическое восприятие не нарушено;

–     нарушено фонематическое  восприятие следующих пар звуков: ________

3.          Состояние слогового анализа.

Критерии качественной оценки:

     –       слоговой анализ и синтез не нарушен;

     –       единичные трудности определения границ слогов;

    –      слоговой анализ грубо нарушен (выделяет как слог согласную/стечение согласных, не выделяет слог, состоящий из одного гласного).

4.          Овладение правилами  переноса слов.

Критерии качественной оценки:

     –       умеет делить слова на слоги с учетом правил переноса;

   –   нарушает не более одного правила переноса (чаще при переносе слова не учитывает границы морфем);

   –       нарушение большинства правил переноса слов приводит к  стойким ошибкам.

5.          Состояние умения ставить словесное ударение.

Критерии качественной оценки:

 –       правильная постановка словесных ударений;

 –       ошибается  при постановке ударения в отдельных словах;

  –       остановка словесных ударений затруднена.

6.          Объём и точность словарного запаса.

Критерии качественной оценки:

 –       словарный запас соответствует возрасту (точен, достаточен по объёму);

 –       словарный запас неравномерен: трудности актуализации слов по отдельным темам;

 –       при подборе слов отмечается однообразие лексики, повторы;

 –       при выборе слова не учитывает оттенки значений; нарушает лексическую сочетаемость (смешивает слова по близости лексического значения / по близости звукослогового состава слова);

 –       словарь крайне беден (используются только обиходные частотные слова), словарь неточен (грубые нарушения сочетаемости слов).

7.          Употребление предлогов.

Критерии качественной оценки:

    –       правильное употребление предлогов;

    –       ошибки в употреблении предлогов с самокоррекцией после указания логопеда;

    –       стойкие ошибки в употреблении следующих предлогов: _______________

8.          Состояние системных связей в лексике (подбор синонимов).

Критерии качественной оценки:

    –       подбирает синонимы различных частей речи;

    –       подбирает только один синоним;

    –       неточный подбор некоторых синонимов;

  –   подбор синонимов сильно затруднён (заменяет синонимы однокоренными словами и словами, далёкими по значению; меняет часть речи).

9.          Состояние системных связей в лексике (подбор антонимов).

Критерии качественной оценки:

    –       подбирает антонимы различных частей речи;

    –       вместо подбора антонима добавляет к слову приставку НЕ-;

    –       неточный подбор некоторых антонимов;

 –      подбор антонимов сильно затруднён (заменяет антонимы синонимами; смешивает антонимы близких по значению слов; меняет часть речи).

10.          Состояние системных связей в лексике (понимание и выделение омонимов).

Критерии качественной оценки:

    –       выделяет омонимы из предложения; объясняет разницу значений омонимов;

    –       не всегда находит омонимы в предложениях;

  –       не находит омонимы; не понимает разницы в значениях омонимов.

11.          Понимание прямого и переносного значения слов. Понимание фразеологизмов.

Критерии качественной оценки:

     -       понимает и объясняет переносное значение слова и значения фразеологизмов;

    -       не всегда различает прямое и переносное значение слова (ошибки единичны);

     -       не всегда объясняет принцип переноса значения;

     -       понимает только отдельные фразеологизмы;

   -       понимание переносного значения слов и фразеологизмов недоступно.

12.          Состояние умения давать определение слову.

Критерии качественной оценки:

      -       умеет давать определение слову;

    -    заменяет определение описательным оборотом, однокоренным словом; включает слово в состав предложения;

      -       даёт неточное, неполное определение (выделяет только основные один-два признака);

   -        структура предложения-определения не усвоена, помощь не эффективна.

13.          Состояние синтаксиса словосочетаний.

Критерии качественной оценки:

  -       выделяет словосочетания из предложения; выполняет синтаксический разбор словосочетания;

 -     выделяет не все словосочетания из предложения, выделяет как словосочетание основу предложения;

 -    выделение и разбор словосочетания крайне затруднён (смешивает главное и зависимое слово, трудности постановки вопроса от главного слова к зависимому).

14.          Состояние умения различать эмоциональную окраску предложения.

Критерии качественной оценки:

    -     различает предложения по эмоциональной окраске, правильно расставляет знаки препинания в конце предложения;

   -    ошибки в различении предложений по эмоциональной окраске единичны (не более 3 из 10 предложений);

   -       не различает предложения по эмоциональной окраске.

15.          Состояние синтаксического анализа простого предложения.

Критерии качественной оценки:

     -       находит и различает главные и второстепенные члены предложения;

    -      смешивает между собой  некоторые второстепенные члены предложения;

    -      смешивает названия некоторых второстепенных членов предложения;

    -      не всегда выделяет однородные члены предложения;

    -      затруднено оставление схемы простого предложения;

 -       не различает главные и второстепенные члены предложения.

16.          Состояние синтеза простого предложения.

Критерии качественной оценки:

     -      составляет простые распространённые предложения разной структуры;

  -  трудности составления простых распространённых предложений из слов в начальной форме (пропускает слова, нарушает порядок слов, заменяет слова);

 -  трудности составления простого предложения с однородными подлежащими / сказуемыми /однородными второстепенными членами;

-      синтез предложений крайне затруднён, трудности составления предложений с опорой на вопросы.

17.          Состояние анализа предложений с причастными и деепричастными оборотами (с 7-го класса).

Критерии качественной оценки:

     -      находит и выделяет причастные и деепричастные обороты в предложениях;

     -      неверно расставляет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах;

  -      не находит причастные и деепричастные обороты.

18.          Состояние синтеза предложений с причастными и деепричастными оборотами (с 7-го класса).

Критерии качественной оценки:

   -      правильно составляет предложения с причастными и деепричастными оборотами;

   -       отдельные причастия, деепричастия употреблены в неправильной форме;

   -      деепричастие и сказуемое относятся к разным предметам, лицам;

   -      составление предложений с причастными и деепричастными оборотами сильно затруднено (грубо нарушается порядок слов в предложении;         нет согласования причастия с определяемым словом).

19.          Состояние синтаксического анализа сложного предложения.

Критерии качественной оценки:

  -   различает простые и сложные предложения; правильно составляет схемы простого и сложного предложения;

   -       не всегда различает простые и сложные предложения;

   -      смешивает схемы простого и сложного предложения;

   -      не умеет составлять схему простого/сложного предложения при правильном устном анализе;

  -      не различает простые и сложные предложения; не умеет составлять схему простого и сложного предложения.

20.          Состояние синтеза сложного предложения.

Критерии качественной оценки:

    -    различает простые и сложные предложения; правильно составляет схемы простого и сложного предложения;

       -       не всегда различает простые и сложные предложения;

       -       смешивает схемы простого и сложного предложения;

       -       не умеет составлять схему простого/сложного предложения при правильном устном анализе;

   -     не различает простые и сложные предложения; не умеет составлять схему простого и сложного предложения.

21.          Состояние  словоизменения существительных.

Критерии качественной оценки:

 -  употребление предложно-падежных конструкций  не нарушено, правильно согласовывает существительные с другими членами предложения;

   -       отдельные ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, особенно в сложных случаях согласования;

   -       грубые нарушения глагольного управления существительными, не согласовывает существительные с другими членами предложения.

22.          Состояние согласования прилагательных с существительными.

Критерии качественной оценки:

  -       согласование прилагательных с существительными не нарушено;

  -       в окончаниях прилагательных смешиваются только гласные и согласные в слабой позиции;

  -       не учитываются чередования гласных в окончаниях прилагательных;

  -       грубые нарушения согласования прилагательных с существительными; не умеет ставить вопросы к прилагательным; смешивает падежные и родовые окончания.

23.          Состояние словоизменения местоимений.

Критерии качественной оценки:

  -       правильно употребляет предложно-падежные конструкции с местоимениями;

  -       неверное использование начального «н» в местоимениях 3 лица;

  -       неверное употребление отдельных местоимений: ___________________

  -       словоизменение местоимений грубо нарушено; не согласовывает местоимения с другими членами предложения.

24.          Состояние словоизменения числительных (с 6-го класса).

Критерии качественной оценки:

     -       правильно употребляет числительные в предложении;

     -       некоторые трудности согласования сложных / составных числительных;

 - трудности согласования числительных с существительными в отдельных падежах: _________________________________________________________________________________

    -       не учитывает беглые гласные при словоизменении числительных;

  -    словоизменение числительных грубо нарушено (в том числе смешение разрядов числительных в косвенных падежах), не согласовывает числительные с другими членами предложения.

25.          Состояние словоизменения глаголов.

Критерии качественной оценки:

     -       словоизменение глаголов не нарушено;

    -       единичные нестойкие смешения окончаний глаголов;

    -       ошибки только в сложных случаях согласования;

  -       грубое нарушение словоизменения глаголов, стойкие смешения окончаний следующих форм глагола:       ед./мн. числа, наст./буд. времени,

ед./мн. числа прош. времени, 1-го / 2-го / 3-го лица наст./буд. времени,

м./ж./ср. рода, ед. числа прош. времени, наст./буд./прош. времени.

26.          Состояние морфемного анализа слова.

Критерии качественной оценки:

     -       правильно выделяет морфемы в словах и обозначает основу слова;

     -       трудности выделения отдельных морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;

     -       смещение границ отдельных морфем: ____________________________

     -       ошибки в обозначении основы слова; необозначение основы;

     -       сложности морфемного анализа отдельных частей речи: _______________

     -       трудности выделения в словах общей морфемы;

     -       трудности объяснения словообразовательного значения морфемы;

  -       морфемный анализ слов грубо нарушен.

27.          Состояние словообразования.

Критерии качественной оценки:

   -      словообразование слов не нарушено (составляет полные словообразовательные гнёзда, использует слова с разными моделями словообразования);

   -       словообразовательные гнёзда неполные;

- трудности образования слов по отдельным словообразовательным моделям:   ___________________________________________________________________________________

-       словообразование крайне затруднено, словообразовательные гнёзда содержат 2-3 слова.

28.          Состояние связной речи (содержательного компонента).

Критерии качественной оценки:

    -       высокий уровень смысловой целостности, соблюдается  логическая, временная последовательность, пространственные отношения;

    -       пропущен ряд второстепенных смысловых звеньев;

    -       излишняя лаконичность текста при сохранении смысловой целостности;

    -       трудности выделения основной мысли, понимания контекста;

 -  смысловая целостность не соблюдается, пропуск важных смысловых звеньев, искажённое воспроизведение текста.

29.          Состояние связной речи (речевое оформление).

Критерии качественной оценки:

     -       лексико-грамматическое оформление текста не нарушено;

     -       отдельные неточности в употреблении слов;

     -       необоснованные повторы слов;

    -       наличие слов-паразитов:__________________________

    -       нет связующих звеньев между предложениями;

    -       не всегда соблюдается структура предложения;

    -       отмечаются единичные аграмматизмы;

 -    грубо нарушено лексико-грамматическое оформление текста (лексическая и синтаксическая бедность, нарушение лексической сочетаемости, стойкие структурные и морфологические аграмматизмы).

30.          Состояние навыка чтения (техника чтения).

Критерии качественной оценки:

      -       способ чтения (словесно-фразовое, пословное, слово – слог, послоговое);

      -       постановка ударения (правильная, неправильная);

   -    выразительность речи при чтении (выразительное, соблюдение интонации конца предложения, монотонное чтение);

    -     умение соблюдать строку (соблюдает, не соблюдает, но есть самокоррекция, не соблюдает и не замечает ошибки);

    -    характер ошибок при чтении (без ошибок, ошибки единичны, есть самокоррекция, повторы слов / слогов, неправильная догадка приводит к смешению слов       по звуко-слоговому принципу и/или по близости лексического значения);

      -       виды ошибок при чтении:

пропуски, добавления, перестановка букв, слогов в словах

пропуски , добавления, перестановка слов в предложениях

смешение, замены    букв в словах, искажение окончаний слов.

31.          Состояние навыка чтения (понимание прочитанного).

Критерии качественной оценки:

      -       чтение осмысленное, правильное, полное  понимание прочитанного;

    -   передаёт только фактическое содержание текста, не может сделать обобщающий вывод, выделить главную мысль;

    -   пропущены некоторые второстепенные смысловые звенья, содержание прочитанного передано сжато;

    -       прочитанное не понимает, смысл передаёт искажённо.

32.          Состояние        навыка письма (наличие дисграфических ошибок).

Критерии качественной оценки:

     -       наличие ошибок (без ошибок, ошибки единичны,  стойкие ошибки);

     -       самокоррекция есть / нет;                  

     -       виды ошибок:

смешения, замены букв по акустико-артикуляторному сходству звуков,

смешения, замены оптически и кинетически сходных букв,

ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза предложений и/или слов, пропуск или слитное написание предлогов со словами,

искажения окончаний существительных / прилагательных / глаголов / числительных, местоимений,

ошибки в употреблении суффиксов / приставок.

33.          Состояние        навыка письма (наличие орфографических ошибок).

Критерии качественной оценки:

     -       наличие ошибок (без ошибок, ошибки единичны,  стойкие ошибки);

     -       самокоррекция есть / нет;                  

     -       виды ошибок:

ошибки в употреблении ь и ъ знаков,

ошибки в правописании гласных и согласных в   корне слова (включая корни с чередованием),

ошибки в правописании гласных и согласных в приставках,

ошибки в правописании гласных и согласных в суффиксах,

ошибки в правописании окончаний слов, 

ошибки в сочетаниях с традиционным написанием,

другое ________________________________________________

_________________________________________________________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»