Логопедическая диагностика учащихся 5 – 7 классов
с тяжёлыми нарушениями речи
Рябова Ирина Валентиновна,
учитель-логопед ГБСКОУ школы №3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Диагностика речевых нарушений является отправной точкой работы логопеда, от которой во многом зависит результат коррекции. В современной педагогической практике используются различные методики обследования устной и письменной речи детей, но большинство из них направлено на оценку уровня речевого развития дошкольников и младших школьников.
Предложенная в данной статье схема логопедического обследования является продолжением традиционных методик логопедического обследования и позволяет определить наличие и степень выраженности нарушения разных сторон речи у учащихся 5-7 классов. Направления диагностики были выбраны с опорой на содержание и планируемые результаты обучения по русскому языку в указанных классах. Для оптимизации анализа полученных данных представлены критерии качественной оценки того или иного параметра.
СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Состояние звукопроизношения и дикции.
Критерии качественной оценки:
– звукопроизношение не нарушено;
– не автоматизированы в связной речи следующие звуки:______________
– дикция смазана;
– нарушено произношение следующих звуков: ______________________
2. Состояние фонематической системы.
Критерии качественной оценки:
– фонематическое восприятие не нарушено;
– нарушено фонематическое восприятие следующих пар звуков: ________
3. Состояние слогового анализа.
Критерии качественной оценки:
– слоговой анализ и синтез не нарушен;
– единичные трудности определения границ слогов;
– слоговой анализ грубо нарушен (выделяет как слог согласную/стечение согласных, не выделяет слог, состоящий из одного гласного).
4. Овладение правилами переноса слов.
Критерии качественной оценки:
– умеет делить слова на слоги с учетом правил переноса;
– нарушает не более одного правила переноса (чаще при переносе слова не учитывает границы морфем);
– нарушение большинства правил переноса слов приводит к стойким ошибкам.
5. Состояние умения ставить словесное ударение.
Критерии качественной оценки:
– правильная постановка словесных ударений;
– ошибается при постановке ударения в отдельных словах;
– остановка словесных ударений затруднена.
6. Объём и точность словарного запаса.
Критерии качественной оценки:
– словарный запас соответствует возрасту (точен, достаточен по объёму);
– словарный запас неравномерен: трудности актуализации слов по отдельным темам;
– при подборе слов отмечается однообразие лексики, повторы;
– при выборе слова не учитывает оттенки значений; нарушает лексическую сочетаемость (смешивает слова по близости лексического значения / по близости звукослогового состава слова);
– словарь крайне беден (используются только обиходные частотные слова), словарь неточен (грубые нарушения сочетаемости слов).
7. Употребление предлогов.
Критерии качественной оценки:
– правильное употребление предлогов;
– ошибки в употреблении предлогов с самокоррекцией после указания логопеда;
– стойкие ошибки в употреблении следующих предлогов: _______________
8. Состояние системных связей в лексике (подбор синонимов).
Критерии качественной оценки:
– подбирает синонимы различных частей речи;
– подбирает только один синоним;
– неточный подбор некоторых синонимов;
– подбор синонимов сильно затруднён (заменяет синонимы однокоренными словами и словами, далёкими по значению; меняет часть речи).
9. Состояние системных связей в лексике (подбор антонимов).
Критерии качественной оценки:
– подбирает антонимы различных частей речи;
– вместо подбора антонима добавляет к слову приставку НЕ-;
– неточный подбор некоторых антонимов;
– подбор антонимов сильно затруднён (заменяет антонимы синонимами; смешивает антонимы близких по значению слов; меняет часть речи).
10. Состояние системных связей в лексике (понимание и выделение омонимов).
Критерии качественной оценки:
– выделяет омонимы из предложения; объясняет разницу значений омонимов;
– не всегда находит омонимы в предложениях;
– не находит омонимы; не понимает разницы в значениях омонимов.
11. Понимание прямого и переносного значения слов. Понимание фразеологизмов.
Критерии качественной оценки:
- понимает и объясняет переносное значение слова и значения фразеологизмов;
- не всегда различает прямое и переносное значение слова (ошибки единичны);
- не всегда объясняет принцип переноса значения;
- понимает только отдельные фразеологизмы;
- понимание переносного значения слов и фразеологизмов недоступно.
12. Состояние умения давать определение слову.
Критерии качественной оценки:
- умеет давать определение слову;
- заменяет определение описательным оборотом, однокоренным словом; включает слово в состав предложения;
- даёт неточное, неполное определение (выделяет только основные один-два признака);
- структура предложения-определения не усвоена, помощь не эффективна.
13. Состояние синтаксиса словосочетаний.
Критерии качественной оценки:
- выделяет словосочетания из предложения; выполняет синтаксический разбор словосочетания;
- выделяет не все словосочетания из предложения, выделяет как словосочетание основу предложения;
- выделение и разбор словосочетания крайне затруднён (смешивает главное и зависимое слово, трудности постановки вопроса от главного слова к зависимому).
14. Состояние умения различать эмоциональную окраску предложения.
Критерии качественной оценки:
- различает предложения по эмоциональной окраске, правильно расставляет знаки препинания в конце предложения;
- ошибки в различении предложений по эмоциональной окраске единичны (не более 3 из 10 предложений);
- не различает предложения по эмоциональной окраске.
15. Состояние синтаксического анализа простого предложения.
Критерии качественной оценки:
- находит и различает главные и второстепенные члены предложения;
- смешивает между собой некоторые второстепенные члены предложения;
- смешивает названия некоторых второстепенных членов предложения;
- не всегда выделяет однородные члены предложения;
- затруднено оставление схемы простого предложения;
- не различает главные и второстепенные члены предложения.
16. Состояние синтеза простого предложения.
Критерии качественной оценки:
- составляет простые распространённые предложения разной структуры;
- трудности составления простых распространённых предложений из слов в начальной форме (пропускает слова, нарушает порядок слов, заменяет слова);
- трудности составления простого предложения с однородными подлежащими / сказуемыми /однородными второстепенными членами;
- синтез предложений крайне затруднён, трудности составления предложений с опорой на вопросы.
17. Состояние анализа предложений с причастными и деепричастными оборотами (с 7-го класса).
Критерии качественной оценки:
- находит и выделяет причастные и деепричастные обороты в предложениях;
- неверно расставляет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах;
- не находит причастные и деепричастные обороты.
18. Состояние синтеза предложений с причастными и деепричастными оборотами (с 7-го класса).
Критерии качественной оценки:
- правильно составляет предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- отдельные причастия, деепричастия употреблены в неправильной форме;
- деепричастие и сказуемое относятся к разным предметам, лицам;
- составление предложений с причастными и деепричастными оборотами сильно затруднено (грубо нарушается порядок слов в предложении; нет согласования причастия с определяемым словом).
19. Состояние синтаксического анализа сложного предложения.
Критерии качественной оценки:
- различает простые и сложные предложения; правильно составляет схемы простого и сложного предложения;
- не всегда различает простые и сложные предложения;
- смешивает схемы простого и сложного предложения;
- не умеет составлять схему простого/сложного предложения при правильном устном анализе;
- не различает простые и сложные предложения; не умеет составлять схему простого и сложного предложения.
20. Состояние синтеза сложного предложения.
Критерии качественной оценки:
- различает простые и сложные предложения; правильно составляет схемы простого и сложного предложения;
- не всегда различает простые и сложные предложения;
- смешивает схемы простого и сложного предложения;
- не умеет составлять схему простого/сложного предложения при правильном устном анализе;
- не различает простые и сложные предложения; не умеет составлять схему простого и сложного предложения.
21. Состояние словоизменения существительных.
Критерии качественной оценки:
- употребление предложно-падежных конструкций не нарушено, правильно согласовывает существительные с другими членами предложения;
- отдельные ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, особенно в сложных случаях согласования;
- грубые нарушения глагольного управления существительными, не согласовывает существительные с другими членами предложения.
22. Состояние согласования прилагательных с существительными.
Критерии качественной оценки:
- согласование прилагательных с существительными не нарушено;
- в окончаниях прилагательных смешиваются только гласные и согласные в слабой позиции;
- не учитываются чередования гласных в окончаниях прилагательных;
- грубые нарушения согласования прилагательных с существительными; не умеет ставить вопросы к прилагательным; смешивает падежные и родовые окончания.
23. Состояние словоизменения местоимений.
Критерии качественной оценки:
- правильно употребляет предложно-падежные конструкции с местоимениями;
- неверное использование начального «н» в местоимениях 3 лица;
- неверное употребление отдельных местоимений: ___________________
- словоизменение местоимений грубо нарушено; не согласовывает местоимения с другими членами предложения.
24. Состояние словоизменения числительных (с 6-го класса).
Критерии качественной оценки:
- правильно употребляет числительные в предложении;
- некоторые трудности согласования сложных / составных числительных;
- трудности согласования числительных с существительными в отдельных падежах: _________________________________________________________________________________
- не учитывает беглые гласные при словоизменении числительных;
- словоизменение числительных грубо нарушено (в том числе смешение разрядов числительных в косвенных падежах), не согласовывает числительные с другими членами предложения.
25. Состояние словоизменения глаголов.
Критерии качественной оценки:
- словоизменение глаголов не нарушено;
- единичные нестойкие смешения окончаний глаголов;
- ошибки только в сложных случаях согласования;
- грубое нарушение словоизменения глаголов, стойкие смешения окончаний следующих форм глагола: ед./мн. числа, наст./буд. времени,
ед./мн. числа прош. времени, 1-го / 2-го / 3-го лица наст./буд. времени,
м./ж./ср. рода, ед. числа прош. времени, наст./буд./прош. времени.
26. Состояние морфемного анализа слова.
Критерии качественной оценки:
- правильно выделяет морфемы в словах и обозначает основу слова;
- трудности выделения отдельных морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;
- смещение границ отдельных морфем: ____________________________
- ошибки в обозначении основы слова; необозначение основы;
- сложности морфемного анализа отдельных частей речи: _______________
- трудности выделения в словах общей морфемы;
- трудности объяснения словообразовательного значения морфемы;
- морфемный анализ слов грубо нарушен.
27. Состояние словообразования.
Критерии качественной оценки:
- словообразование слов не нарушено (составляет полные словообразовательные гнёзда, использует слова с разными моделями словообразования);
- словообразовательные гнёзда неполные;
- трудности образования слов по отдельным словообразовательным моделям: ___________________________________________________________________________________
- словообразование крайне затруднено, словообразовательные гнёзда содержат 2-3 слова.
28. Состояние связной речи (содержательного компонента).
Критерии качественной оценки:
- высокий уровень смысловой целостности, соблюдается логическая, временная последовательность, пространственные отношения;
- пропущен ряд второстепенных смысловых звеньев;
- излишняя лаконичность текста при сохранении смысловой целостности;
- трудности выделения основной мысли, понимания контекста;
- смысловая целостность не соблюдается, пропуск важных смысловых звеньев, искажённое воспроизведение текста.
29. Состояние связной речи (речевое оформление).
Критерии качественной оценки:
- лексико-грамматическое оформление текста не нарушено;
- отдельные неточности в употреблении слов;
- необоснованные повторы слов;
- наличие слов-паразитов:__________________________
- нет связующих звеньев между предложениями;
- не всегда соблюдается структура предложения;
- отмечаются единичные аграмматизмы;
- грубо нарушено лексико-грамматическое оформление текста (лексическая и синтаксическая бедность, нарушение лексической сочетаемости, стойкие структурные и морфологические аграмматизмы).
30. Состояние навыка чтения (техника чтения).
Критерии качественной оценки:
- способ чтения (словесно-фразовое, пословное, слово – слог, послоговое);
- постановка ударения (правильная, неправильная);
- выразительность речи при чтении (выразительное, соблюдение интонации конца предложения, монотонное чтение);
- умение соблюдать строку (соблюдает, не соблюдает, но есть самокоррекция, не соблюдает и не замечает ошибки);
- характер ошибок при чтении (без ошибок, ошибки единичны, есть самокоррекция, повторы слов / слогов, неправильная догадка приводит к смешению слов по звуко-слоговому принципу и/или по близости лексического значения);
- виды ошибок при чтении:
пропуски, добавления, перестановка букв, слогов в словах
пропуски , добавления, перестановка слов в предложениях
смешение, замены букв в словах, искажение окончаний слов.
31. Состояние навыка чтения (понимание прочитанного).
Критерии качественной оценки:
- чтение осмысленное, правильное, полное понимание прочитанного;
- передаёт только фактическое содержание текста, не может сделать обобщающий вывод, выделить главную мысль;
- пропущены некоторые второстепенные смысловые звенья, содержание прочитанного передано сжато;
- прочитанное не понимает, смысл передаёт искажённо.
32. Состояние навыка письма (наличие дисграфических ошибок).
Критерии качественной оценки:
- наличие ошибок (без ошибок, ошибки единичны, стойкие ошибки);
- самокоррекция есть / нет;
- виды ошибок:
смешения, замены букв по акустико-артикуляторному сходству звуков,
смешения, замены оптически и кинетически сходных букв,
ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза предложений и/или слов, пропуск или слитное написание предлогов со словами,
искажения окончаний существительных / прилагательных / глаголов / числительных, местоимений,
ошибки в употреблении суффиксов / приставок.
33. Состояние навыка письма (наличие орфографических ошибок).
Критерии качественной оценки:
- наличие ошибок (без ошибок, ошибки единичны, стойкие ошибки);
- самокоррекция есть / нет;
- виды ошибок:
ошибки в употреблении ь и ъ знаков,
ошибки в правописании гласных и согласных в корне слова (включая корни с чередованием),
ошибки в правописании гласных и согласных в приставках,
ошибки в правописании гласных и согласных в суффиксах,
ошибки в правописании окончаний слов,
ошибки в сочетаниях с традиционным написанием,
другое ________________________________________________
_________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА