Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речеслуховой памяти у дошкольников
с общим недоразвитием речи
на логопедических занятиях

Лебедева Екатерина Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ № 39
Калининского района Санкт-Петербурга

Введение

Изучение, диагностика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, вопросы усвоения ими норм и правил родного языка, овладение навыками грамотного речевого общения концентрируют пристальное внимание специалистов в области логопедии.

Среди многообразия речевых нарушений, диагностируемых специалистами, выделятся общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР составляют большую часть контингента дошкольников логопедических групп.

Под общим недоразвитием речи понимается системное нарушение компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико - грамматического.

Анализ логопедической литературы, а также собственные практические наблюдения показывают, что у данной категории детей нарушенными оказываются не только речь, но и другие высшие психические функции, в том числе и речеслуховая память.

Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).

Хочу отметить, что своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция, позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи.

Проблема моего исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти в системе коррекционного логопедического воздействия по устранению ОНР.

Основная цель исследования заключается в обосновании и определении содержания коррекционного воздействия по нормализации речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР.

При разработке  методики по развитию речеслуховой памяти у дошкольников, учитывалось положение о тесной взаимосвязи в развитии и функционировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышление.

При определении содержания упражнений принимались во внимание и условия, способствующие успешному запоминанию информации.

Важно отметить, что работа по развитию речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и ведётся с учётом индивидуально-психологических особенностей проявления дефекта в соответствии с этапом логопедической коррекции. Это позволит осуществить более эффективную деятельность в данном направлении.

Развитие речеслуховой памяти в структуре преодоления речевых нарушений может быть реализовано  на различном материале в зависимости от симптоматики речевого нарушения, а также от программы обучения. Степень сложности предложенных упражнений определяется количеством и качеством речевого материала и может быть индивидуально дозирована.

Таким образом, учёт основных принципов коррекционной работы, анализ литературы по данной проблеме и практический опыт, позволили определить направления работы по развитию речеслуховой памяти:

  • в структуре работы над фонематическими функциями;
  • в структуре работы над лексикой;
  • в структуре работы над грамматическим строем речи;
  • с использованием мнемотехнических опор.

Примерные упражнения для развития речеслуховой памяти:

  1. I. В структуре работы над развитием фонематических функций

Упражнение 1

Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые

начинаются со звука [А].

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

Упражнение 2

Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК, СОМ, НОС, ТИР, СОК

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

слышится звук [О].

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

 

Упражнение 3

Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ноги

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [И].

Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

Упражнение 4

Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТА

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

слышится один гласный звук.

Упражнение 5

Речевой материал:  СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых   слышится два гласных звука.

Упражнение 6

Речевой материал: ТОК - ТУК - ТИК - ТАК

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отли­чаются.

Упражнение 7

Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШ

Инструкция: Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.

Упражнение 8

Речевой материал:  КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧ

Инструкция: Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука  [К], затем со звука [ Г ].

Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию дру­гих звуков.

Упражнение 9

Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИ

Инструкция:      Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д]   - нарисуй квадратик, если слово содержит звук [Т] - нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услы­шанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.

Примечание:     Аналогично выполнить задания на дифференциацию дру­гих звуков.

 

Упражнение 10

Речевой материал:  СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИ

Инструкция:     Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые        заканчиваются согласным (гласным) звуком.

Упражнение 11

Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧА

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

звук [ Т ] слышится в середине слова.

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими согласными

звуками.

Упражнение 12

Речевой материал:  СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция:      Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими согласными

звуками.

Упражнение 13

Речевой материал:  КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬ

Инструкция: Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.

Упражнение 14

Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМ

Инструкция:      Запомни и назови слова, в которых три звука.

II. В структуре работы над развитием лексики

Упражнение 1

Речевой материал:  НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ

Инструкция: «Соберем букет листьев». Я называю дерево. Повтори название моего дерева, назови своё и т. д.   •

Примечание: Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп возрастает.

Упражнение 2

Речевой материал:  НАЗВАНИЯ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)

Инструкция:      «Соберем урожай овощей»

«Соберем урожай фруктов»

Примечание:     Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп

возрастает.

Упражнение 3

Речевой материал:  ГАЛКА, ВОРОБЕЙ , СОРОКА, ГОЛУБЬ

Инструкция:      Я назову слова. Запомни и назови в том же порядке.

Примечание:     Аналогично задание проводится для всех лексических тем.

Упражнение 4

Речевой материал: ЛИСТ, СОЛНЦЕ, ПОМИДОР, ЕЛКА, ТРАВА

Инструкция:     Я назову слова. Запомни и назови слова, которые могут

обозначать предметы зеленого цвета

Примечание:     Аналогично задание проводится с другими цветами.

Упражнение 5

Речевой материал:  КОТ, КОЗА, СОБАКА, КОРОВА, СВИНЬЯ

Инструкция:      Я назову слова. Запомни и выложи картинки в том же

порядке.

Примечание:     Задание может выполняться на любом материале (цифры,

разноцветные кружки и т.п.).

III. В структуре работы над развитием грамматического строя речи

Упражнение 1

Речевой материал:  СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФ

Инструкция:      Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?

Упражнение 2

Речевой материал:  ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦО

Инструкция: Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)

Упражнение 3

Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА,  ЛИФТ

Инструкция: Запомни слова и назови, указав размер (большой / малень­кий)

Упражнение 4

Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКА

Инструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»).

 

Упражнение 5

Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКО

Инструкция:      Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).

Упражнение 6

Речевой материал:  ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИ

Инструкция: Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.

Упражнение 7

Речевой материал: Я  ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮ

И                      Инструкция: Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы...).

Упражнение 8

Речевой материал: ДОРОГА,  ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА

Инструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».

Упражнение 9

Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ

Инструкция:      Запомни слова и назови с числом 2.

Упражнение 10 .     '

Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА

Инструкция:      Запомни слова и назови с числом 5.

Упражнение 11

Речевой материал: Стихотворение

Инструкция:      О чем говорилось в стихотворении?

Упражнение 12

Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА

Инструкция:      Запомни слова и назови детенышей (птенцов).

Упражнение 13

Речевой материал:  ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНА

Инструкция:      Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?

IV С использованием мнемотехники.

Упражнение 1

Речевой материал: банан, апельсин, слива, арбуз, яблоко, киви

Ин                     Инструкция: Я назову слово. Закрась кружок соответствующим цветом. По цвету вспомни исходные слова.

Упражнение 2

Речевой материал: клен, дуб, осина, рябина, каштан

Инструкция:      Я буду называть слова. Почувствуй форму листьев с

закрытыми глазами (тактильные ощущения) и вспомни исходные слова.

Упражнение 3

Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКА

Инструкция:     Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.

Упражнение 4

Речевой материал:  зеленый, твердый, веселый, деревянный

Инструкция:     Я буду называть слово. Нарисуй, что ты представляешь,

услышав это слово. По своим рисункам вспомни исходные слова.

Упражнение 5

Речевой материал:   САНКИ, ПТИЦА, КОРАБЛЬ, БОРЬБА

Инструкция:     Я назову слово, изобрази действие, с которым

ассоциируется это слово. Вспомни исходные слова.

Упражнение 6

Речевой материал: 1) мост-река, луна-небо, зима-снег, цветок-букет

2) посуда-звон, диван-окно, лимон-карандаш, гора-треугольник

Инструкция:      Назови, какая связь может быть между словами и

постарайся их запомнить. Я назову слово, а ты - пару к нему.

Упражнение 7

Речевой материал: РАССКАЗ

Инструкция: Будем запоминать рассказ.

Примечание: Сначала прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится вначале текста и что об этом говорится. После того, как ответишь на эти вопросы, их снова нужно задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И таким образом до конца текста.

 

Упражнение 8

Речевой материал: СТИХОТВОРЕНИЕ

Инструкция:      Будем заучивать стихотворение.

Примечание:     Рекомендуется использовать так называемую "систему накопления". "Система накопления" основывается на теории, что способность запоминать и припоминать может увеличиваться от системы прогрессивных упражнений и частого обращения к запоминаемому материалу. Суть метода: берется какое-либо стихотворение, запоминается первая строчка (фраза) таким образом, чтобы было понятно значение каждого слова, точно запомнено место каждого слова (возможность повторить строку в обратном порядке). Таким же образом запоминается вторая строка. Затем необходимо опять повторить первую строку и после ее точного воспроизведения - вторую. Далее запоминается третья строка и т. д.

Прибавлением строк развивается способность запоминать (т. е. объем запоминания), постоянным повторением достигается возможность легко припоминать и. воспроизводить.

Данное упражнение может быть растянуто во времени, и постоянное его применение развивает не только долговременную память, но и волевые процессы.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»