Воспитательный процесс в коррекционной школе
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является (знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит первая особенность воспитания детей с ЗПР.
Второй особенностью воспитания детей с ЗПР является опора на потенциальные возможности ребенка, на его здоровые силы, вера в возможности преодоления отставания в развитии.
Третьей особенностью воспитания детей с ЗПР является его практическая направленность, широкое использование разнообразных видов деятельности. Деятельность, исторически обусловленная и социально мотивированная, является основным условием развития личности. В процессе трудовой, игровой, познавательной деятельности дети овладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкое общение с окружающими. Деятельность, в которой участвуют школьники, должна быть не только воспитывающей, но и коррекционной.
Четвертой особенностью воспитания детей с ЗПР является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, главным образом тех, которые обусловлены его заболеванием. Знание причин, вызывающих те или иные особенности поведения или характера ребенка, помогает выбрать средства и методы воспитания каждого.
Таким образом, воспитание детей с ЗПР опирается не только на общие закономерности, но и на знание особенностей развития этих детей.
Важным для понимания сущности процесса воспитания детей с ЗПР является осознание цели воспитания.
В условиях демократизации школы встает вопрос о реальном осуществлении идеи всестороннего развития личности, ибо в практике воспитательной работы давно наметился перекос в сторону умственного воспитания в ущерб нравственному, эстетическому и физическому. Речь идет о создании условий для развития творческих способностей и гармоничного развития каждого.
Воспитание детей с ЗЗПР носит комплексный характер. Главное в нем – это единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
Комплексность воспитания детей предполагает единство воспитательного воздействия всех подсистем внешней среды (общественно-политической, производственно-экономической, социально-бытовой, культурной и природно-экологической), а также ближайшего окружения ребенка (микросреды). Содержание воспитания детей с ЗПР предполагает органическую связь всех направлений работы (формирования патриотизма, трудолюбия, нравственности, общественной активности, физического и эстетического развития).
Выбор мер воспитательного воздействия требует сочетания различных групп методов, направленных на формирование поведения, сознания, чувств человека. Только комплексный подход к решению всех аспектов воспитательной работы дает желаемый результат.
Можно сделать следующие выводы:
1. Выдвижение в качестве цели воспитания всесторонне развитого ребенка с ЗПР предполагает, что решение задач умственного, нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитания опирается на знание особенностей развития этих детей и направлено на преодоление последствий индивидуального дефекта . Особую значимость приобретает работа специальной школы по формированию речи как средства общения. На ее основе происходит преобразование познавательной деятельности детей, более полное и глубокое развитие духовных сил каждого. Формирование речи является одним из условий всестороннего развития детей с ЗПР.
2. В воспитательной работе с каждой возрастной группой школьников следует избирательно подходить к выбору средств, методов и приемов воспитания.
Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на воспитателя обязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуального плана работы с воспитанником.
3. В процессе умственного воспитания следует учитывать, что у детей с ЗПР система понятий формируется труднее и медленнее, чем у детей с нормой.
4. Практическая подготовка к труду направлена на вооружение детей с ЗПР знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. К ним относятся общетрудовые умения (планировать, оценивать, организовывать деятельность и т.д.).
5. В процессе эстетического воспитания необходимо широкое ознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью, театром, природой), воспитательная работа по разъяснению их художественной ценности и эстетической значимости, развитие речи и мышления учащихся, поскольку все это способствует формированию художественного вкуса, эстетических идеалов.
Для выявления и развития художественных способностей учеников вовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов, праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; дают поручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.